Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаРоссийская студенческая среда, схожая с современной, начинает складываться только в XIX веке. Хотя, что немало важно, в это время университет не был полноценным высшим образовательным учреждением. Количество факультетов было небольшим и так же много внимания уделялось богословским дисциплинам. Кроме того, учебный процесс регламентировался самим государством, что подразумевало обучение только по учебникам, прошедшим цензуру.
В 1804 году был принят новый университетский устав, в котором говорилось о бессословности образования[1]. Но во многом этот пункт не был реализован: плата за обучение была высока. Так же, что стоит отметить, в университет могли поступать только выпускники гимназий, что подтверждает привелигелированное положение дворян. Это негласное правило подтверждает циркуляр 1827 года, запретивший принимать крепостных в гимназии и университеты.
Относительно университетов в правительстве было различное мнение. Например, сам Николай I не испытавал уважения к университетам, поскольку считал, что такое образование закладывает зерна инакомыслия. К тому же, из Московского университета вышло много декабристов. В связи с этим, сам Император пытался ограничить автономию университетов и оградить их от западного влияния, стремясь подчинить управление над университетами одному министру[2]. Основой в этом вопросе являлась теория официальной народности, выдвинутая С. С. Уваровым в 1833 году. Основные постулаты теории: самодержавие, православие, народность – были неотъемлемой частью университетского образования.
Во время правления Николая I студенческая жизнь была регламентирована. У студентов появилась форма, которую они были обязаны носить и вне университета, а так же посещать церковь по субботам и перед праздниками. Ведется учет их проступков. Но уже в 1835 году принимается новый университетский устав, по которому по которому университеты освободились от надзора за образовательными учреждениями своего округа, потеряли ряд судебных привилегий, возросла роль попечителя в управлении университетом, была восстановлена выборность ректоров и деканов (но ректор окончательно утверждался императором, проректор и деканы – министром). Изменилась структура университетов. Создавалось 3 факультета: медицинский, юридический и философский с двумя отделениями (физико-математическое и историко-филологическое). Так же были увеличены сроки обучения: на юридическом и философском факультетах – до 4 лет, на медицинском – до 5.
В целом, николаевская эпоха ознаменовалась развитием студенческой жизни, но при этом сократилось количество университетов и количество студентов осталось прежним.
Александр II дал новую веху развития для всей студенческой и университетской жизни. С 1856 г. выпускников университетов вновь отправляют за границу для подготовки к профессорскому званию, восстанавливаются права университетов на выборы ректора, деканов, с 1859 г. разрешено выписывать книги из-за рубежа без цензуры. Но, что важнее, возрастает количество студентов. Это связано с вновь введенным принципом бессословности обучения. Появляется большое количество вольнослушателей. Происходят сдвиги в сфере женского образования. В 1863 г. Александр II подписал новый университетский устав, который ознаменовал начало нового этапа в истории российских университетов. Университеты получили широкую автономию, кроме того, права попечителей были урезаны, расширены права Совета и ректора, был восстановлен университетский суд. Для студентов отменялось ношение формы. Переход с курса на курс теперь стал возможен только через испытания, а кандидатскую степень можно было получить, предоставив диссертацию и успешно пройдя устный экзамен. Так же вводится стипендия для нуждающихся, и ликвидируется категория казеннокоштных (обучаемых и содержащихся за счет государственных средств).
Университеты становятся центрами культуры, бурной политической жизни, что толкает молодые умы на антигосударственные выступления. Но Александр III в 1884 году принимает новый университетский устав. Его основной идеей является придание университетам вида государственных учреждений, что подразумевает увеличение чиновничьего аппарата внутри учебного заведения. Возвращается ношение формы, ужесточается правила поступления и сдачи выпускных экзаменов[3]. По новому уставу в университет могли поступить юноши не моложе 17 лет и неженатые.
Начало XX века – это переломный момент для всего студенческого общество в целом. Недовольство уставом 1884 года вынуждает студентов отстаивать свои права, что выливается в первые студенческие забастовки. Кроме того, они принимают активное участие в Первой российской революции 1905-1907 годов. Из-за этого в университетах приостанавливают занятия. Происходит сдвиг в женском образовании: женщин стали принимать в высшие учебные заведения, в особенности на медицинские факультеты[4].
Многие студенты, обучавшиеся в XIX веке, писали мемуары. В них они обычно излагали свои воспоминания о студенческой жизни, своих преподавателях и бывших сокурсниках. Например, Б. Н. Чичерин во многом описывал своих профессоров[5], то же относится и к И. А. Гончарову[6]. Вообще, в тот период отношения между студентами и преподавателями были сложные. Некоторые профессора относились к преподаваемым дисциплинам несколько безразлично, что сказывалось на качестве обучения. Другие же были слишком рьяны, и занимали буквально всё свободное время молодых людей домашними заданиями. Но, в целом, отношения между преподавателями и студентами складывались дружеские. «Помните, что во всяких трудных случаях вашей студенческой жизни мои двери… для вас всегда открыты, и, пожалуйста, попросту — хоть днем, хоть вечером, и разумеется, в сюртуке (а не в мундире)»[7].
Стоит отметить тот факт, что во времена ужесточения контроля над образовательными учреждениями, отношения между профессорами и студентами ухудшались, поскольку не было возможности свободно высказывать свое мнение. Но преподаватели старались сглаживать углы в этом отношении, поэтому до явных и открытых конфликтов дело доходило нечасто. Еще немало важную роль в этом играет не до конца оформившиеся институты студенчества и профессуры.
Совершенно отдельную страницу в истории занимает быт российских студентов и в XIX, и в начале XX вв. Если приводить аналог в современном эквиваленте, то изменилось немногое. В ту пору были студенты, обучавшиеся за счет государства – казеннокоштные, а так же студенты, обучавшиеся за свой счет – своекоштные. Ф.И. Буслаев вспоминает «Все было казенное, начиная от одежды и книг, рекомендованных профессорами для лекций, и до сальных свечей, писчей бумаги, карандашей, чернил и перьев с перочинным ножичком»[8]. Но «бютжетники» в дальнейшем должны были «отработать» деньги, затраченные на их обучение. Им предоставлялось место в министерстве народного просвещения, где они должны были отслужить 6 лет. Медики приписывались к военным штабам.
Бытность российского университета в то время отличается от современной. Общежития располагались в самом здании университета. Студентов селили в комнаты по 10-12 человек, где каждый имел свой стол для занятий. Спали они в дортуарах. На комнату имелось несколько шкафов для одежды, а так же санузел. Для соблюдения порядка в каждой комнате назначался староста. Но, к сожалению, было всё не так просто. Многие студенты болели: из-за отсутствия физических упражнений и большого населения в общежитиях. Усиленные учебные программы отнимали практически всё свободное время молодых людей, из-за этого многие комнаты никогда не пустовали. Кроме того, находиться в постоянной общности было достаточно тяжело – не было никакого уединения.
Основными развлечениями студентов того времени было чтение. Читали везде и всюду. Литература ходила из рук в руки. Многие молодые люди занимались самообразованием и изучали иностранные языки. Это очень помогало, когда они устраивались на работу. В основном подработка молодых студентов заключалась в преподавании. Они самостоятельно или по чьей-либо наводке становились репетиторами и тем самым зарабатывали себе на жизнь.
Есть, конечно, еще одно развлечение, о котором не часто упоминается в учебниках и пособиях. Молодые студенты любили выпить. В некоторых каабах Санкт-Петербурга им наливали в долг до 10 рублей. Иной раз они сдвигали столы, а на пол стелили солому – так они праздновали окончание учебного года[9].
Подводя итоги, можно сказать, что студенчество в XIX веке только начало складываться, а полностью оформилось к XX веку. И если сравнивать с современными реалиями, то, кажется, изменилось немногое. Проживание в общежитии, посиделки за чаем, полуночные разговоры и мечты о будущем – это знакомо каждому.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Опубликованные источники
1.1. Аксаков К.С. Воспоминания студенчества 1832 – 1835 / Русские мемуары: избранные страницы. 1826-1856 / Сост. И.Я.Подольская. – М.: Правда, 1990. – С. 79 –114.
1.2. Буслаев Ф.И. Мои воспоминания / Ф.И. Буслаев. – М.: Типография Г. Лисснера и А. Гешеля, 1897. – 395 с.
1.3. Гончаров И.А. Из студенческих воспоминаний / Русские университеты в их уставах и воспоминаниях современников / Сост. И.М.Соловьев. – СПб.: Правда, 1914. – С. 122 – 129.
1.4. Костенецкий Я. И. Воспоминания из моей студенческой жизни. 1828 – 1833 / Я.И. Костенецкий. – М.: Русский архив, 1887. – 117 с.
1.5. Соковнин Н. М. Воспоминания старого казанского студента, 1856 – 1858 /Н. М. Соковнин // Русская старина. – 1892. – № 8. – С. 289 – 290.
1.6. Чичерин Б.Н. Воспоминания // Русские мемуары: избранные страницы. 1826-1856 / Сост. И.Я.Подольская. – М.: Правда, 1990. – 736 с.
Литература
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.