Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВведение
Проблема активности студентов, особенно в профессиональном образовании является одной из актуальных как в психологической и педагогической науке, так и в образовательной практике.
Педагоги, отмечая равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов у студентов, пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения. Однако чаще всего активизация сводится либо к усилению контроля за работой студентов, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение всё той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных информационных технологий, резервных возможностей психики.
Проблема в обучении показывает, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленного учения, включения в него студента на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Теоретический анализ этой проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию.
Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Использование методов активного обучения в системе среднего профессионального образования становится все более востребованным со стороны участников образовательного процесса. Эта группа методов по сравнению с другими формами обучения выступает катализатором диалога между преподавателями и студентами, позволяет им осуществлять продуктивную учебную деятельность в режиме актуального взаимодействия.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения, но в литературе встречается и равноценный термин – методы активного обучения (МАО).
На современном этапе новое содержание исторического образования включает в себя альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, анализ ситуаций исторического выбора, нравственную оценку исторических личностей и событий. Рассмотрение этих вопросов без приобретения опыта ведения диалога, спора, дискуссии, без приобщения к творческой деятельности невозможно. Коммуникативный диалог, способность к моделированию и прогнозированию – это те качества личности, которые призван формировать курс истории. Отсюда вытекает практическая заинтересованность преподавателей истории в использовании активных методов обучения.
Активные методы – это методы организации обучения в условиях совместной учебной деятельности. Основная идея реализации активных методов – активизация и актуализация личностного потенциала студентов в организованном групповом взаимодействии.
Активное обучение возможно при осуществлении принципа соответствия результатов обучающего воздействия требованиям, которые предъявляются к специалистам в разных сферах профессиональной деятельности, а также специфических принципов группового обучения: активности, исследовательской позиции, объективации поведения, партнерского общения. Принцип активности реализуется посредством выполнений учебных упражнений, через участие в ролевых и организационно-деятельностных играх. Принцип исследовательской позиции проявляется в проблемных ситуациях, когда студентам приходится «открывать» закономерности группового взаимодействия и свои личные ресурсы. Принцип партнерского общения реализуется в равенстве психологических позиций студентов всей группы.
Основными условиями для активизации учебной деятельности студентов выступают:
−знание сущности психических явлений, подлежащих активизации, их роли и места в психической структуре личности и деятельности специалиста;
−знание структуры и содержания этих психических явлений;
−знание законов функционирования, механизма действия этих психических явлений.
−знание приёмов и способов управления этими психическими явлениями, средств педагогического воздействия;
−подготовка надёжного педагогического инструментария для управления процессами активизации учебной деятельности студентов;
−овладение методикой активизации учебной деятельности студентов, приобретение опыта обучающими в этой области;
−морально-психологическая устойчивость и волевая готовность к преодолению трудностей и срывов, которые могут возникнуть в процессе внедрения в практику активных методов обучения;
−наличие способности критически оценивать результаты достигнутого, не останавливаться в движении вперед, обращаться к достижениям других преподавателей;
−учёт мнения, запросов и потребностей студентов, их отношение к активным методам обучения.
−наличие ярко выраженной профессиональной направленности АМО, максимальное сближение содержания и характера учебной деятельности студентов с содержанием и характером передовых образцов предстоящей практической работы.
В основу структуры методических рекомендаций положено разделение активных методов обучения на общие и частные варианты. В тексте работы даются рекомендации по использования как общих, так и частных методик. В процессе преподавания истории с одинаковой степенью интенсивности используются как общетеоретические методы активного обучения (применимые и в других учебных дисциплинах), так и специальные исторические методы обучения, характерные только для истории. Предлагаем дать подробную характеристику и первым и вторым методам.
Оригинал работы:
Активные методы обучения и технология их применения на занятиях по истории
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.