Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЭффективность системы обучения предмету в полной мере определяется тем, насколько последовательно она учитывает объективные закономерности, согласно которым происходит усвоение иностранного языка в учебных условиях. В настоящее время среднее профессиональное образование непрерывно реформируется и адаптируется к новым рыночным условиям. Повышение академической мобильности диктует новые цели и задачи, которые необходимо решать в процессе обучения иностранному языку в среднем специальном учебном заведении. В процессе подготовки специалиста главную роль приобретает ориентация на его личностное развитие, на становление его профессиональной культуры, позволяющей существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной среде.
В современном мире знание иностранного языка является реальной необходимостью: владение иностранным языком необходимо каждому современному специалисту, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда. Для успешной реализации требований государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования необходим профессионально-ориентированный подход к изучению иностранного языка. Это объясняется следующими причинами:
- процесс обучения происходит в искусственной языковой среде;
- иностранный язык рассматривается как второстепенная дисциплина.
В такой ситуации основным фактором успешного обучения является мотивация, т. е. положительное отношение студентов к иностранному языку как учебной дисциплине и осознанная потребность в овладении знаниями в этой области. В связи с этим набор специальных языковых знаний должен быть весьма обширным, связанным со сферами возможного применения профессиональных навыков выпускников. Это представляет значительные трудности в плане обучения иностранному языку, так как преподаватель должен владеть не только языковыми, т.е. сугубо лингвистическими знаниями, но и уметь ориентироваться во всем многообразии специальных предметов, понимать суть и специфику той или иной профилирующей дисциплины. Отсюда - важность междисциплинарных связей, невозможность преподавания иностранного языка в отрыве от специальных дисциплин. Поэтому необходимо учитывать 2 основных этапа в обучении иностранному языку - общеобразовательный и профессионально-ориентированный. Эти этапы взаимосвязаны между собой. Студенты не только совершенствуют языковую базу лексико-грамматического материала, но и получают представления о профессиональной направленности изучения иностранного языка. Преподавание иностранного языка может осуществляться по модульной системе. Именно такая система способна объединить достижения в области методики преподавания иностранного языка, связать коммуникативный, лингвострановедческий, профессионально-ориентированный подходы к изучению иностранного языка.
Под модулем подразумевается законченный, вполне автономный курс, включающий в себя обучение как отдельным, так и всем видам речевой деятельности в зависимости от целей и задач, которые необходимо реализовать в процессе изучения материала. При полной самостоятельности отдельного модульного курса, он, тем не менее, зависим от других модулей и интегрирован в общий курс иностранного языка. При изучении первого модуля (он проходит на первом курсе) студенты систематизируют и углубляют те языковые знания, которые были получены в средней школе, и это позволяет им перейти к изучению иностранного языка для профессиональных целей. Модули второго и третьего курсов вводятся постепенно, по степени возрастания трудностей и по мере изучения студентами профилирующих дисциплин. Примечательно, что благодаря модульному характеру системы преподавания иностранного языка изменения, которые иногда имеют место в профессиональных образовательных программах, не влекут за собой необходимость радикальных изменений в структуре обучения иностранному языку: меняется лишь содержание модуля, текстовое и др. наполнение, а методика работы остается прежней ввиду универсального характера и гибкости модуля. Основным условием функционирования каждого модуля является обеспеченность его программой и дидактическим материалом, состоящим из следующих основных компонентов: набора соответствующих аутентичных текстов, учебных пособий, компьютерными базами данных и ресурсов Интернет, разработок для самостоятельной работы студентов.
Знание специальной лексики необходимо студентам для чтения текстов по специальности и совершенствования устной речи, как на основе изученных текстов, так и для профессионального общения. Владение медицинской терминологией помогает не только выполнять перевод специального медицинского текста, но и является неотъемлемой частью профессиональной компетентности специалиста. Именно работа с текстами помогает приобрести и усовершенствовать навыки работы с иноязычной лексикой и с медицинскими терминами. Цель такой работы состоит не только в том, чтобы обучить чтению научных текстов, но и в том, чтобы помочь будущим специалистам овладеть терминологией, научить грамотному и адекватному изложению данного вида текстов с соблюдением грамматических и стилистических норм, соответствующих стилю речи.
Чтобы текст воспринимался студентами как единое коммуникативное целое, он должен обладать связностью, цельностью и информативностью. Само содержание текста заставляет студента говорить, что является одним из главных условий успешной работы на этапе совершенствования навыков говорения.
Развитию умения понимать на слух текст с учетом профессиональной направленности обучения способствуют специально подобранные тексты для аудирования. Такие тексты всегда меньше по объему и закончены по содержанию.
Эффективным средством для развития устной речи служит
ролевая игра. На мой взгляд, ролевая игра, моделирующая различные аспекты
профессиональной деятельности в учебном процессе, обеспечивает условия
комплексного использования профессиональных знаний студентов и
совершенствования их иноязычной речи.
Ролевые игры способствуют формированию более прочных умений и навыков устной
речи.
Ролевая игра – методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком.
Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение участниками реальной
практической деятельности людей, создаёт условия реального общения.
Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации,
повышением интереса к предмету. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность,
так как возникает необходимость и потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то
поделиться с собеседником. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть
активным партнером в речевом общении.
В профессионально направленном обучении иностранному
языку особое место отводится развитию монологической речи. Целью такого
обучения является формирование умений монологической речи, под которыми
понимаются умения логически последовательно и связанно, достаточно полно и
правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. Такая речь
создается одним человеком, поэтому она спланирована и подготовлена и является,
как правило, контекстной, однонаправленной, непрерывной. Студенты учатся
рассказывать о будущей профессии, о работе в различных отделениях, где они
проходят практику. Эти высказывания мотивированны, обусловлены конкретной
ситуацией общения, содействуют активизации познавательной активности студентов. Хорошим
стимулом для монологических высказываний, по моему мнению, являются проблемные
и ситуационные задачи. Такие задачи
не только обеспечивают усвоение языкового материала и формирование различных
навыков, но и непосредственно связаны с будущей профессией студентов, формируют
их профессиональную компетенцию. Такие задачи можно использовать на различных этапах работы над
темой или разделом. Например, на этапе введения и закрепления языкового
материала, до непосредственной работы над текстом, используются задания,
направленные на развитие навыка говорения и смысловой догадки студентов об
особенностях работы медицинской сестры в различных отделениях больницы; об
организации сестринского процесса в лечебных учреждениях; об особенностях
проведения диагностических и терапевтических мероприятий.
Такие задания заставляют студентов мыслить,
анализировать, систематизировать пройденный материал, а также активизируют
познавательную деятельность студентов.
В настоящее время в условиях модернизации образования
одним из главных требований к профессиональным качествам преподавателя является
информационная компетентность. Актуальность проблемы использования современных
информационных технологий (компьютер, Интернет) в обучении иностранным языкам
очевидна. Все это дает возможность увидеть особенности иностранного языка,
прослушать речь и получить информацию по тем или иным вопросам. Наглядность,
используемая с монитора - увлекательная, яркая; перед студентами раскрываются
ситуации, вызывающие у них познавательный интерес и активизирующие их
творческую деятельность.
Использование анимационных проектов, презентаций становится реальным переходом от традиционной технологии (доска, плакаты) к новой интегрированной образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации. Мультимедийные программы гармонично сочетаются с традиционными методами обучения на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Все это позволяет повысить эффективность обучения и дает преподавателю возможность индивидуализировать процесс обучения, повысить мотивацию и стимулировать студентов к изучению иностранного языка в колледже.
Литература:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.