Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Тьюторское сопровождение как современный аспект учебно-воспитательного процесса организации среднего профессионального образования (из опыта работы Кировского областного государственного профессионального образовательного автономного учреждения «Сосновский судостроительный техникум»)

18.04.2017 974 1776
Кузнецова Марина Вячеславовна
Кузнецова Марина Вячеславовна, преподаватель

Сосновский судостроительный техникум

Современный студент показывает неповторимость в способах приобретения знаний, навыков и умений. С одной стороны, он является обучающимся с индивидуальными интеллектуальными и познавательными способностями, с другой – нередко это безучастный, получающий информацию человек, не проявляющий тяги к знанию, поэтому образование не может не быть индивидуализированным, это меняет взгляд на педагогические отношения. Из просветительской модели образования происходит трансформация в сопровождающую. Именно поэтому в К «Сосновский судостроительный техникум» была разработана программа внедрения тьюторского сопровождения в учебно-воспитательный процесс техникума, рассчитанная на 2014-2018 гг. Цель программы -  создание модели тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы обучающегося КОГПОАУ «Сосновский судостроительный техникум».

Учитывая неподготовленность педагогических работников по данному направлению, недостаточность нормативно-правового и методического обеспечения, было решено вводить в учебно-воспитательный процесс техникума элементы тьюторского сопровождения поэтапно и только в экспериментальных группах специальности «Технология продукции общественного питания» (далее - экспериментальные группы).

I этап (2014 – 2015 год) – подготовительный, в ходе которого решались следующие задачи:

  • Разработка нормативной документации, сопровождающей деятельность тьютора: положение, регламентирующее деятельность тьютора, должностную инструкцию тьютора, программа внедрения тьюторского сопровождения в учебно-воспитательный процесс техникума, инструкции и рекомендации;
  • Выявление отношения обучающихся и преподавателей к личностно-ориентированным технологиям обучения (анкетирование, опросы);
  • Определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективности образовательного процесса в экспериментальных группах (уровень социальной адаптации, учебная успешность, сформированности жизненных ценностей учащихся и др.)
  • Ознакомление педагогических работников с теоретическими и технологическими аспектами тьюторской деятельности: проведение методических учеб «Тьютор как педагогическая специальность в системе профессионального образования», «Функции тьютора в контексте психолого-педагогического сопровождения студентов» «Формы и методы работы тьютора в профессиональном образовании»
  • Ознакомление родителей и студентов с ключевыми идеями тьюторства (выступления и информационные сообщения на родительском собрании, привлечение родителей к выстраиванию концепции портфолио, индивидуальные консультации и беседы со студентами)

 Основные направления и формы работы тьютора на данном этапе представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Основные направления и формы работы тьютора на I этапе

Направления работы

Формы работы

Сопровождение адаптации первокурсников к условиям обучения в техникуме;

- составление социального паспорта группы, проведение анкетирования и диагностирования первокурсников; психолого-педагогическое сопровождение.

- Ведение курса «Введение в специальность: общие компетенции специалиста»»;

- проведение мероприятий: «Посвящение в первокурсники», «День студента», конкурсная программа в общежитии «Давайте познакомимся», знакомство с историей техникума, встреча с ветеранами.

Формирование у студентов представлений о профессиональной карьере, профессиональном росте, личной и социальной ответственности, формирование понимания значимости осваиваемой профессии/специальности и развитие учебной мотивации;

- ведение курса «Введение в специальность: общие компетенции специалиста»;

- проведение диагностики профессиональных интересов;

- экскурсии на предприятия и организации города и района;

- встречи с выпускниками техникума, специалистами предприятий и организаций;

- ведение курсов дополнительной профессиональной подготовки

Создание условий для максимального использования имеющихся и привлечения потенциально возможных ресурсов, создание дополнительных ресурсов для обеспечения образовательных потребностей студентов;

- проведение межсессионной аттестации знаний, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь;

- развитие и широкое применение средств ИКТ;

- установление тесной взаимосвязи с социальными партнерами через заключение договоров с предприятиями и организациями и установление сотрудничества с образовательными организациями и учреждениями культуры.

Курирование учебных исследований, проектов, участия студентов в олимпиадах и конкурсах профмастерства;

- проведение индивидуальных и групповых консультаций

Помощь в выстраивании концепции портфолио студентов и фиксации его достижений (результатов) в портфолио;

- индивидуальные консультации, беседы;

- проведение мероприятия «Мой успех» (защита портфолио);

- активное привлечение к выстраиванию концепции портфолио родителей студентов

II этап (2015 – 2016 год )- этап отработки отдельных элементов индивидуальной образовательной программы.

На данном этапе решаются следующие задачи:

-составление программы комплексной психолого-педагогической диагностики для изучения индивидуальных особенностей обучающихся;

-разработка технологии проектирования индивидуальных
образовательных маршрутов и модели процесса обучения по индивидуальным образовательным маршрутам;

-проведение опытно-экспериментальной работы по внедрению индивидуальной образовательной программы с отдельными обучающимися.

Таблица 2 - Основные направления и формы работы тьютора на II этапе

Направления работы

Формы работы

Формирование у студентов представлений о профессиональной карьере, профессиональном росте, личной и социальной ответственности, формирование понимания значимости осваиваемой профессии/специальности и развитие учебной мотивации

- введение элементов дуального обучения, а именно – 4 дня  теоретического обучения, 1 день  учебно-производственная практика;

- встречи с выпускниками техникума, специалистами предприятий и организаций;

- ведение курсов дополнительной профессиональной подготовки;

- участие в профориентационной работе

Создание условий для максимального использования имеющихся и привлечения потенциально возможных ресурсов, создание дополнительных ресурсов для обеспечения образовательных потребностей студентов

- проведение межсессионной аттестации знаний,

- развитие и широкое применение средств ИКТ;

- установление тесной взаимосвязи с социальными партнерами;

- ведение факультативов «Национальная кухня», «Рисование и лепка»

Курирование учебных исследований, проектов, участия студентов в олимпиадах и конкурсах профмастерства

- проведение индивидуальных и групповых консультаций;

- проведение внутриучрежденческого конкурса профмастерства в соответствии с критериями областного чемпионата профмастерства «World Skills»

Помощь в выстраивании концепции портфолио студентов и фиксации его достижений (результатов) в портфолио

- индивидуальные консультации, обучение студентов методам работы с портфолио;

- создание организационно-педагогических условий для накопления обучающимися информации в портфолио;

- проведение мероприятия «Мой успех» (защита портфолио);

III этап (2016 – 2017 год): этап апробации индивидуальной образовательной программы в экспериментальных группах.

На данном этапе решаются следующие задачи:

-разработка и реализация индивидуальных образовательных программ в экспериментальной группе;

-корректировка индивидуальных образовательных программ;

-корректировка документации, сопровождающей реализацию ИОП

Таблица 3 - Основные направления и формы работы тьютора на III этапе

Направления работы

Формы работы

Разработка индивидуальных образовательных программ в экспериментальной группе

Обучение студентов разработке ИОП

Индивидуальное консультирование по проблемам разработки ИОП

Контроль разработки ИОП студентами

Составление и заключение индивидуальных договоров с родителями (законными представителями) обучающихся

Реализация индивидуальных образовательных программ

Организация и поддержка образовательной деятельности студентов, анализа проблем и затруднений

Индивидуальное консультирование по проблемам реализации ИОП

Оказание помощи обучающимся в поиске и использовании информационных ресурсов для решения возникающих у них задач и проблем

Организация рефлексии обучающимися их деятельности по реализации ИОП

Мониторинг результатов обучения по ИОП

Помощь в выборе адекватных для обучающегося видах деятельности.

Составление программы будущего профессионального и карьерного роста

Методическое сопровождение

Организация методучеб, проведение семинаров, методическая работа по разработке и корректировке документации, сопровождающей тьюторскую деятельность и реализацию ИОП.


IV этап (2017 – 2018 год) –корректировка модели процесса обучения по индивидуальным образовательным программам

Планируемые задачи:

-создание нескольких вариантов моделей индивидуальных образовательных программ в рамках специальности «Технология продукции общественного питания»;

-создание диагностического инструментария для оценки успешности реализации индивидуальной образовательной программы каждым студентом;

-создание универсальной структуры индивидуальной образовательной программы и диагностического инструментария для построения и реализации ИОП при освоении основной профессиональной образовательной программы всех профессий и специальностей техникума.

В научно-методической литературе указывается, что ИОП обучающийся проектирует для себя сам, а педагог его лишь консультирует. Но практика показывает, что целесообразнее обучающемуся предложить несколько вариантов ИОП или отдельных модулей в составе основной профессиональной образовательной программы. Именно поэтому уже сейчас в рамках вариативного обучения в ОПОП специальности «Технология продукции общественного питания» вводятся такие дисциплины как «Организация процесса приготовления и приготовление блюд детского питания», «Организация обслуживания», «Техническое оснащение предприятий общественного питания», «Бухгалтерский учет в общественном питании». В дальнейшем студент самостоятельно будет выбирать образовательный маршрут в соответствии со своими личностными запросами.

Таким образом, программа внедрения тьюторского сопровождения в учебно-воспитательный процесс КОГПОАУ «Сосновский судостроительный техникум» построена с учетом того, что на данный момент нет четкого понимания роли и позиции тьютора в профессиональном образовании, но при этом есть четкая убежденность необходимости внедрения такой деятельности в процесс обучения. Поэтому главной задачей этой программы является оказание помощи педагогам в формировании новой профессиональной роли, в освоении ими технологий тьюторского сопровождения и внедрения этих технологий в практику профессиональных образовательных учреждений.

Каковы же первые результаты и прогноз ожидаемых результатов реализации программы тьюторского сопровождения в техникуме?

На первом этапе была выбрана технология работы с портфолио студента как эффективная образовательная технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход, а также использующаяся в качестве одного из средств конструирования и реализации индивидуальных образовательных программ. К концу I этапа у всех обучающихся экспериментальных групп было создано портфолио. Работая с портфолио обучающиеся осваивают различные способы деятельности, выводящие их на конкретный продукт; техники рефлексии, позволяющих осознать свое продвижение относительно траектории образовательного успеха и наметить горизонты дальнейшего совершенствования; методы, позволяющие генерировать личные планы и жизненные ценности, вступать в диалог, работать в команде, предъявлять результаты деятельности социуму, защищать и отстаивать свою позицию. Сравнительный анализ экспериментальной и обычной группы показал, что если качество обучения в учебных группах примерно одинаково (32% в обычной группе и 34,5% - в экспериментальной), то процент участия обучающихся в различных олимпиадах и конкурсах в экспериментальной группе значительно выше (23% в обычной группе, 38% - в экспериментальной), что доказывает эффективность технологии портфолио в рамках тьюторского сопровождения.

На втором этапе особое внимание уделялось развитию образовательной инициативы студентов через организацию профильных факультативов, курсов дополнительного профессионального образования, активизацию участия студентов в учебных исследованиях, проектах, олимпиадах и конкурсах профмастерства.

Исследовательская деятельность студентов является одним из приоритетных направлений тьюторского сопровождения, которое выражается, прежде всего через выявление и фиксацию интересов студентов в области учебно-исследовательской деятельности.  Здесь тьютор берет на себя роль фасилитатора, человека, который помогает студенту развиваться через участие в профессиональных конкурсах, олимпиадах, интернет-проектах, подготовку выступлений на учебно-исследовательских конференциях.

Результаты тьюторского сопровождения на данном этапе в экспериментальных группах:

  • 100% обучающихся экспериментальной группы защитили курсовую работу с первого раза (в сравнении с обычной группой - на 28% больше)
  • Студенты экспериментальной группы являются самыми активными участниками внутриучрежденческой учебно-исследовательской конференции, и если в 2014-15 уч.г. участников конференции из экспериментальных групп было 30% от общего числа выступающих, то уже в 2015-16 уч.г. - 43%.
  • Студенты экспериментальных групп стали призерами многих областных и международных конкурсов.
  • 100% обучающихся экспериментальных групп были вовлечены в дополнительное образование через факультативы («Национальная кухня», «Рисование и лепка»), курсы дополнительного профессионального образования, кружки и секции различной направленности.

На третьем этапе отрабатываются технологии индивидуальной образовательной программы через организацию индивидуальной и групповой самоподготовки студентов, проведение тьюториалов, организацию обратной связи с другими субъектами образовательного процесса, осуществление рефлексии своего образовательного движения.

В идеале студент должен конструировать свою ИОП самостоятельно на основе сотрудничества и сотворчества с тьютором, преподавателями и администрацией, но в ситуации, когда большинство абитуриентов профессиональных образовательных организаций выбирают образовательные программы случайным образом, необходимо создание готовых вариантов ИОП в рамках основной профессиональной образовательной программы. В данном случае индивидуализация основывается не на выборе ИОП из предлагаемых вариантов, а на целеполагании, конструировании и проектировании своей образовательной траектории на основании разработанных ИОП.

В техникуме планируется разработка ИОП в трех вариантах для специальности «Технология продукции общественного питания:

  • «Организация производства на предприятиях общественного питания в дошкольных и образовательных учреждениях»;
  • «Организация производства на предприятиях общественного питания различных категорий»
  • «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания различных категорий»

Ожидаемые результаты данного этапа:

  • Обучение по ИОП 100% студентов в экспериментальных группах;
  • Увеличение процента участия в мероприятиях различного уровня и количества призеров в данных мероприятиях среди студентов экспериментальных групп;
  • Овладение и работа по технологии Портфолио всех обучающихся техникума;
  • Готовность 40% педагогических работников работать в режиме тьюторского сопровождения

Четвертый, заключительный этап, решает задачу внедрения тьюторского сопровождения в учебный процесс всех специальностей и профессий, а в связи с этим – повышение квалификации по данному направлению через проведение семинаров и методических учеб, через организацию методической работы по тьюторству во всех предметно-цикловых комиссиях техникума, работа по нормативно-правовому и методическому сопровождению тьюторской деятельности.

Ожидаемые результаты 4-го этапа:

  • Овладение всеми преподавателями техникума отдельными технологиями тьюторского сопровождения через проведение цикла обучающих методических учеб и семинаров, а также через обучение на курсах повышения квалификации.
  • Разработка вариантов ИОП по всем основным образовательным профессиональным программам, реализуемым в техникуме.
  • Окончательная корректировка и утверждение пакета нормативной, инструкционной и методической документации по тьюторскому сопровождению.
  • Введение в штатное расписание не менее 5 ставок тьютора в соответствии с основными направлениями обучения в техникуме.
  • Обучение по индивидуальным образовательным программам около 50% студентов от общего количества обучающихся;
  • Распространение опыта работы по данному направлению через публикации, выступления на научно-практических конференциях, размещение информации на Интернет-ресурсах.

Таким образом, программа внедрения тьюторского сопровождения в учебно-воспитательный процесс техникума направлена на освоение всеми педагогическими работниками технологиями тьюторства в образовании, разработку нормативной и методической документации по сопровождению тьюторской деятельности, вовлечение обучающихся в процесс проектирования своей индивидуальной образовательной программы, а в перспективе и своего профессионального становления.

 

Оригинал работы:

Тьюторское сопровождение как современный аспект учебно-воспитательного процесса организации среднего профессионального образования (из опыта работы Кировского областного государственного профессионального образовательного автономного учреждения «Сосновский судостроительный техникум»)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*