Благополучное
плавание обеспечивает не столько сам корабль, сколько искусное управление им.
В Биробиджанском
медицинском колледже маленькими
кораблями под названием учебная группа руководят опытные кураторы.
Основная
задача куратора в работе с группой –
создать особую среду, условия для творческого развития личности, т.е.
атмосферу взаимного доверия и общей
сплоченности, в которой стимулируется интерес к
учебе. Каким же образом создать такую атмосферу?
- Верить в потенциал каждого и стараться развить в нем лучшие
качества и сильные стороны;
- Ориентироваться на личность студента, никогда не
закрывать глаза на его проблемы;
- Поощрять проявление инициативы, призывать к
высказыванию любых идей, пусть даже в корне не верных;
- Поощрять и проявлять юмор, не переступать и не
позволять переступать грань приличий;
- Прислушиваться к мнению студентов, совместно решая
общие проблемы группы;
- Возлагать на каждого ответственность, призывая к
самостоятельности»
Всем этим мы и
занимаемся с момента знакомства с группой и до выпускного вечера.
Но проблемы
успеваемости как были, так и остаются.
Авторитет куратора – основное средство внушения и имеет особый
характер – он направлен на раскрытие ресурсов личности учащегося. Они
воспринимают и запоминают в среднем в два раза больший объем информации,
исходящий из авторитетного источника.
Куратор может и должен:
- создать климат высоких ожиданий от студентов
своей группы (самый большой подарок, который можно дать нашим студентам – это
глубинное убеждение, что они могут добиться успеха в учебе);
- регулярно отслеживать результаты учебы и корректировать
деятельность студентов по улучшению успеваемости;
Важен дух соревнования между
группами. Интересным стало подведение итогов семестра и определение лучшей
группы. На информационных встречах студентов с администрацией колледжа, которые
проводятся 1 раз в месяц по
отделениям, в начале каждого семестра
объявляется лучшая группа отделения и вручается торт от студенческой
профсоюзной организации колледжа. Данный подход к работе стимулирует как
куратора, так и студентов колледжа.
По проблеме преодоления неуспеваемости имеется обширная литература, как в нашей стране, так и за рубежом, накоплен ценный практический опыт, сделан ряд общих выводов, уже не нуждающихся в доказательстве. Установлено, в частности, что неуспеваемость студентов закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Исследование проблемы все более связывается с широким кругом социальных вопросов, предполагает использование данных всех наук о человеке, индивиде, личности. Ощущается острая необходимость систематизации разнообразных и разноплановых материалов об условиях, порождающих неуспеваемость, и путях ее преодоления.
Один из подходов
решения проблемы состоит в анализе условий, порождающих неуспеваемость.
Выделяются следующие группы условий:
- бытовые и гигиенические условия жизни и деятельности студента (в семье и в колледже);
- особенности учебно-воспитательного процесса в колледже;
- особенности воспитания в семье.
Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия.
Что должен знать куратор учебной
группы, чтобы решать проблему неуспеваемости студентов?
1. Эффективность обучения определяется в конечном итоге характером отношения студентов к учению, характером их учебной работы. Это отношение во многом зависит от того, осознают ли учащиеся личностную и общественную значимость учебной работы, понимают ли они крайнюю необходимость и важность для студента и для общества активной, творческой, систематической и упорной работы. Поэтому организация учебного процесса должна быть такой, чтобы каждому студенту была ясна личностная и общественная значимость его активной, творческой и упорной учебной работы и основным показателем была бы оценка именно такой учебной работы студента. ЗАДАЧА КУРАТОРА:
на кураторских часах поднимать проблему важности и значимости знаний в будущей профессиональной деятельности. Обучать на примерах выдающихся личностей, врачей, приглашать на кураторские часы работников здравоохранения, чтобы они акцентировали важность получения знаний.2. Для того чтобы интенсифицировать учебную работу каждого студента, недостаточно прямого воздействия преподавателя на студента. Более эффективным средством является воздействие на него через студенческий коллектив. А для этого нужно, чтобы учебная группа была подлинным коллективом, референтным по отношению к каждому его члену. Поэтому учебный процесс должен проводиться преподавателем в органическом единстве коллективных, фронтальных и индивидуальных форм учебных занятий при определяющем характере общей коллективной деятельности студентов. ЗАДАЧА КУРАТОРА:
проводить работу по сплочению коллектива группы, вести беседы со студентами о необходимости протянуть руку помощи товарищу, помочь отстающему подтянуться в учебе, подключать психолога колледжа для проведения тренингов по сплочению коллектива, а также 3. Для того чтобы своевременно выявлять любое отставание в учении каждого студента и тут же его восполнять, текущий контроль должен иметь всеохватывающий характер. Это значит, что контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы и охватывать одновременно всех без исключения студентов. Для этого, очевидно, необходимо привлечение самих учащихся к проведению текущего контроля и оценки в форме взаимо- и самоконтроля, взаимо- и самооценки под руководством преподавателя.
4. Важнейшим фактором повышения эффективности обучения является субъективный и осознанный характер деятельности студента в учебном процессе. Он должен быть не только объектом педагогических воздействий преподавателей, но и активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Важным средством для этого является ролевое участие студента в организации и проведении учебного процесса. Это означает, что в каждой студенческой группе организуется студенческое самоуправление, которое руководит не только общественной жизнью группы, но и значительную часть учебной работы (текущий контроль, оценку и учет учебной работы учащихся, взаимопомощь в восполнение пробелов у отдельных студентов, подготовку к занятиям и т.д.)
5. Эффективность учебной работы студентов зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. Для этого они должны овладеть обще учебными умениями и навыками. Поэтому овладение обще учебными умениями и навыками должно быть включено в учебные программы преподавателей по каждой учебной дисциплине.
6. Эффективность учебной работы учащихся в конечном итоге определяется характером их личностной воспитанности, их нравственными и социальными качествами. Поэтому обучение должно проводиться так, чтобы оно в максимальной степени способствовало воспитанию каждого студента как высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.
7. Эффективность обучения, характер отношения студента к учебной работе зависят и от того, какова его жизнь в колледже и группе, удовлетворяет ли эта жизнь его потребности и особенно потребность в эмоциональном насыщении, с какими чувствами он идет на занятия в колледж или на практику в лечебно-профилактическое учреждение, какие эмоции и чувства вызывает у него учебно-воспитательный процесс.
Взаимоотношения между студентами и преподавателями должны быть основаны на оптимистическом отношении преподавателя к каждому студенту: преподавателю нужно верить в возможности и силы студента, выявить лучшие и сильные стороны каждого и опираться на них. Для того чтобы бороться с неуспеваемостью того или иного студента, преподавателю необходимо найти положительные моменты в личности и создать условия, чтобы каждый студент захотел добиться успеха в приобретении профессиональных навыков и умений. Надо исходить из постулата, что хотя воспитание, колледж и преподаватель не всесильны, но их возможности велики и надо в максимальной степени использовать эти возможности, опираясь на глубокое и всестороннее знание студента, его особенностей и качеств.
admit