Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Моя педагогическая философия

18.04.2012 1076 2600
Полодюк Наталья Владимировна, преподаватель

Биробиджанский медицинский колледж
Я принимаю любую педагогическую технологию, которая ставит в центр образовательного процесса развитие целостной, гармонично развитой личности. По моему мнению, в педагогике нет, и не может быть готовых рецептов. Ими легко воспользоваться, но тогда нет нужды в собственной мысли. Я не против чужого опыта, я против слепого подражания. Любая методика, любая технология должны созреть внутри меня. Только тогда будет желаемый результат.


Моя задача, как преподавателя, на  занятиях не просто преподносить студентам готовые истины, а создать вокруг них среду, чтобы студенты раскрылись и в спокойной обстановке открыли для себя новую истину. Это возможно сделать, только хорошо зная юношескую психологию, владея этикой, культурой общения.


Медицинское образование предусматривает развитие у студента навыков клинического мышления, предвосхищающих опыт, однако исходной концепцией этого навыка являлось исключительно причинно-следственное мышление с ответом на вопрос «как?» и«почему?». И для этого использую активные методики обучения. Под активной методикой понимаю не только проведение ролевых игр, организацию дебатов, дискуссий, работу в группах, но и интересную лекцию, проблемный семинар, работу с понятиями и многое другое, что сейчас зачастую относят к традиционной педагогике. Между тем, активность методики состоит не во внешних формах, а во внутренних процессах, в степени заинтересованности студентов, в их включенности в процесс образования.


Все стратегии, используемые мною на занятиях, можно условно разделить на три основные категории:

  • Пассивные;
  • Активные;
  • Интерактивные.

В пассивных стратегиях преподаватель является главным организатором, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия студентов, единолично распределяет необходимую информацию. Любая попытка студентов показать свою самостоятельность, их инициатива и творчество рассматривается как отход от заранее намеченного и единственно верного плана работы. Проблема исследования также не обсуждается в ходе совместной работы, а предлагается преподавателем как наиболее актуальная и значимая.


Студенты при использовании пассивных методов являются только объектом воздействия взрослых.


В активных стратегиях преподаватель или остается главным и единственным источником информации и экспертом, но студенты не являются уже пассивными слушателями. Они могут задавать вопросы, прояснять необходимые положения, предлагать собственные решения. Учебно-воспитательный процесс не может быть полностью подготовлен, занятия не имеют жесткой структуры, могут возникнуть дополнительные темы для обсуждения. Формулирование тем и проблем происходит в ходе совместного обсуждения. Имеет место двусторонний характер общения преподавателя и студентов. Вместе с тем роль преподавателя в активных методах остается ключевой, без него невозможно проведение занятия.


При использовании интерактивной стратегии роль преподавателя перестает быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом у студентов появляются дополнительные источники информации - книги, словари, энциклопедии, монографии. Они также обращаются к социальному опыту - своему и своих товарищей, при этом общаются друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, а при необходимости идут на компромиссы. При этом важно, чтобы в группе работали все, не было подавления инициативы или возложения ответственности на одного или нескольких лидеров. Также для интерактивных методик важно, чтобы между заданиями для групп существовала взаимозависимость, а результаты их работы дополняли друг друга. Воздействие преподавателя не прямое, а опосредованное. Студенты чаще вступают в контакт друг с другом, а преподаватель заботится о направлении их усилий для достижения положительного результата, консультирует и помогает в организации рефлексии.


При интерактивной стратегии преподавания меняется сама обстановка на занятии, происходит отход от привычных требований к дисциплине.


Я сторонница интерактивной стратегии обучения.


По моему мнению, хороший эффект активизации мыслительной деятельности студентов при устном изложении дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что они изучили раньше.


К. Д. Ушинский писал: «Сравнение есть основа всякого понимания и мышления, все в мире познается не иначе, как через сравнение». Он вторил Гельвецию К. А.: «Всякое сравнение предметов между собой предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие — побуждение, заставляющее сделать это».


Создаю на занятиях ситуацию успеха:

«Неудача случайна, успех – закономерен».


Умелое использование такой позиции создает оптимистическую перспективу, обеспечивает устойчивый психологический комфорт.


Для меня студент - не чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что хочешь, а сложнейший мир со своими законами и правилами, которые я должна принимать и уважать. Поэтому отношения со студентами строю на трех ВЗАИМО:

взаимопонимание: эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделить мысли и чувства другого, а главное - забота;

взаимоуважение: способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право на собственное мнение, на собственный путь, право быть свободным и ответственным;

взаимодействие: сотрудничество, содействие, принцип ненасилия в разрешении конфликтов.


Уважая в студентах личность, я учу их ценить свою уникальность и неповторимость других. Это долгий и сложный процесс. В одной притче спросили лозу, сможет ли она дорасти до солнца. «Дайте мне опору - и я дорасту до солнца”, - ответила лоза. Такой опорой, по моему мнению, и должен быть преподаватель.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*