Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаМоя задача, как преподавателя, на занятиях не просто преподносить студентам готовые истины, а создать вокруг них среду, чтобы студенты раскрылись и в спокойной обстановке открыли для себя новую истину. Это возможно сделать, только хорошо зная юношескую психологию, владея этикой, культурой общения.
Медицинское образование предусматривает развитие у студента навыков клинического мышления, предвосхищающих опыт, однако исходной концепцией этого навыка являлось исключительно причинно-следственное мышление с ответом на вопрос «как?» и«почему?». И для этого использую активные методики обучения. Под активной методикой понимаю не только проведение ролевых игр, организацию дебатов, дискуссий, работу в группах, но и интересную лекцию, проблемный семинар, работу с понятиями и многое другое, что сейчас зачастую относят к традиционной педагогике. Между тем, активность методики состоит не во внешних формах, а во внутренних процессах, в степени заинтересованности студентов, в их включенности в процесс образования.
Все стратегии, используемые мною на занятиях, можно условно разделить на три основные категории:
В пассивных стратегиях преподаватель является главным организатором, он распределяет
работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия
студентов, единолично распределяет необходимую информацию. Любая попытка
студентов показать свою самостоятельность, их инициатива и творчество
рассматривается как отход от заранее намеченного и единственно верного плана
работы. Проблема исследования также не обсуждается в ходе совместной работы, а
предлагается преподавателем как наиболее актуальная и значимая.
Студенты при использовании пассивных методов являются только объектом воздействия взрослых.
В активных стратегиях преподаватель или остается главным и единственным источником информации и экспертом, но студенты не являются уже пассивными слушателями. Они могут задавать вопросы, прояснять необходимые положения, предлагать собственные решения. Учебно-воспитательный процесс не может быть полностью подготовлен, занятия не имеют жесткой структуры, могут возникнуть дополнительные темы для обсуждения. Формулирование тем и проблем происходит в ходе совместного обсуждения. Имеет место двусторонний характер общения преподавателя и студентов. Вместе с тем роль преподавателя в активных методах остается ключевой, без него невозможно проведение занятия.
При использовании интерактивной стратегии роль преподавателя перестает быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом у студентов появляются дополнительные источники информации - книги, словари, энциклопедии, монографии. Они также обращаются к социальному опыту - своему и своих товарищей, при этом общаются друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, а при необходимости идут на компромиссы. При этом важно, чтобы в группе работали все, не было подавления инициативы или возложения ответственности на одного или нескольких лидеров. Также для интерактивных методик важно, чтобы между заданиями для групп существовала взаимозависимость, а результаты их работы дополняли друг друга. Воздействие преподавателя не прямое, а опосредованное. Студенты чаще вступают в контакт друг с другом, а преподаватель заботится о направлении их усилий для достижения положительного результата, консультирует и помогает в организации рефлексии.
При интерактивной стратегии преподавания меняется сама обстановка на занятии, происходит отход от привычных требований к дисциплине.
Я сторонница интерактивной стратегии обучения.
По моему мнению, хороший эффект активизации мыслительной деятельности студентов при устном изложении дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что они изучили раньше.
К. Д. Ушинский писал: «Сравнение есть основа всякого понимания и мышления, все в мире познается не иначе, как через сравнение». Он вторил Гельвецию К. А.: «Всякое сравнение предметов между собой предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие — побуждение, заставляющее сделать это».
Создаю на занятиях ситуацию успеха:
«Неудача случайна, успех – закономерен».
Умелое использование такой позиции создает оптимистическую перспективу, обеспечивает устойчивый психологический комфорт.
Для меня студент - не чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что хочешь, а сложнейший мир со своими законами и правилами, которые я должна принимать и уважать. Поэтому отношения со студентами строю на трех ВЗАИМО:
• взаимопонимание: эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделить мысли и чувства другого, а главное - забота;
• взаимоуважение: способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право на собственное мнение, на собственный путь, право быть свободным и ответственным;
• взаимодействие: сотрудничество, содействие, принцип ненасилия в разрешении конфликтов.
Уважая в студентах личность, я учу их ценить свою уникальность и неповторимость других. Это долгий и сложный процесс. В одной притче спросили лозу, сможет ли она дорасти до солнца. «Дайте мне опору - и я дорасту до солнца”, - ответила лоза. Такой опорой, по моему мнению, и должен быть преподаватель.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.