Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАннотация: в данной статье проанализирован вопрос,связанный с проблемой развития математической одаренности подростков. В работе представлено понятие «математическая одаренность» в психолого педагогической литературе.
Ключевые слова: одаренность, математическая одаренность, способности,компоненты
Философская мысль искала ответы на вопросы о природе и источниках одаренности, анализировала природу гениальности, соотношение врожденного и приобретенного, рационального и интуитивного в проявлениях одаренности. Платон называл одаренность «божественной болезнью» и считал, что боги посылают «энтузиазмос» – мистический дух лишь избранным людям, которые и становятся пророками, поэтами, музыкантами [7, с. 5].
Другой подход к пониманию одаренности сложился в эпоху Просвещения. Дж. Локк, отрицая божественную предопределенность человеческой одаренности, считал, что никакого дара (ни божественного, ни врожденного) не существует. Разум человека в момент рождения представляет собой «чистую доску». Процесс познания осуществляется на основе опыта. Одаренность же возникает под воспитательным воздействием.
Ф. Гальтон первым выдвинул гипотезу о том, что в развитии человека исключительная роль принадлежит врожденным, наследственным способностям, и что уровень этих способностей зависит от принадлежности ребенка к той или иной социальной группе [8, с. 7]. Выделившись в своеобразную единицу измерения одаренности, способности находят свою дальнейшую разработку в трудах таких известных психологов, как А. Бине, Б.М. Теплов, Р.С. Немов, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер и др.
Отечественными педагогами Н.С. Лейтесом, А.М. Матюшкиным, В.И. Пановым, В.П. Лебедевой, Ю.Д. Бабевой, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным, А.И. Савенковым проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы личностно ориентированного и практико-ориентированного образования, в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования.
Подходы к изучению математических способностей, лежащих в основе данного вида специальной интеллектуальной одаренности многообразны. Теория математических способностей разработана и освещается в работах Э.А. Голубевой, В.Н. Дружинина, В.А. Крутецкого, И.А. Левочкиной, В.В. Суворовой и др. Под способностями к изучению математики В.А. Крутецкий понимает «индивидуально-психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обусловливающие при прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики» [4, с. 85].
В.А. Крутецкий подчеркивает, что особо одаренных к математике школьников характеризует своеобразная математическая направленность ума – склонность воспринимать многие явления через призму математических отношений, осознавать их в плане логических и математических категорий. Математически одаренных подростков характеризует: способность к логическому мышлению (способность мыслить математическими символами); способность к быстрому обобщению математических объектов, отношений и действий; математическая память (обобщенная память на математические отношения, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним) [там же, с. 194].
В.С. Юркевич определил следующие компоненты математической одаренности: способность к математическому обобщению; рациональность решения (способность находить наиболее краткий путь решения, отсекать лишнее, не имеющее прямого отношения к достижению цели, поставленной задаче); чувство «математической эстетики» (способность видеть красоту и изящество в простом и в то же время остроумном, кратком и экономичном способе решения); обратимость мышления; математическая интуиция [10, с. 26].
Результаты исследований И.А. Левочкиной математически одаренных обучающихся 8-10 классов свидетельствуют, что у одаренных к математике подростков формируются такие особенности их умственной деятельности, как способность к обобщению математического материала (способность усматривать общее во внешне различном, единичном), гибкость мыслительных процессов, стремление находить более простые, но эффективные пути решения задач [6].
В исследовании Е.А. Крюковой математическая одаренность изучена в русле теории интегральной индивидуальности как целостное, разноуровневое, многокомпонентное, динамичное образование, определяемое особенностями индивидуальности, ее полом и возрастом. Математическая одаренность трактуется как «разновидность интеллектуальной одаренности, которая связана и развивается в специальной математической деятельности» [5, с. 64].
Результаты исследования мотивационной сферы математически одаренных подростков А.В. Маркер свидетельствуют о высоких показателях учебных и социальных мотивов (мотив социального статуса, самореализации, социальной полезности, мотивационной направленности на предметы математического профиля, познавательной потребности) по сравнению с нормативными сверстниками [8].
В исследовании В.Ю. Шадрина математическая одаренность подростка понимается как интегративная личностная характеристика, в совокупности познавательных возможностей, специальных способностей и повышенной избирательной увлеченности математической деятельностью, обеспечивающая успешность и высокую результативность достижений, по сравнению с возрастной и социальной нормами, на основе индивидуального стиля освоения математических дисциплин [9, с. 11].
Таким образом, мы придерживаемся точки зрения Е.А. Крюковой и понимаем под математической одаренностью разновидность интеллектуальной одаренности, которая связана и развивается в специальной математической деятельности. Для педагогов наиболее важной является проблема развития математической одаренности различными средствами, в том числе социально-культурными технологиями.
Список литературы
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Ваша статья оставляет двойственное впечатление. С одной стороны подкупает основательный обзор психолого-педагогической литературы на тему понятия «математическая одаренность», однако с другой стороны:
Во первых. Отсутствует критический анализ определений приведенных понятий, в связи с чем сделанный вывод («Таким образом, мы придерживаемся точки зрения Е.А. Крюковой и понимаем под математической одаренностью …») представляется необоснованным. А чем вас не устроило определение математической одаренности, напр. В.А. Крутецкого или В.Ю. Шадрина?
Во вторых. Тема, заявленная в названии статьи, раскрыта не полностью. А как же все-таки развивается математическая одаренность, как обеспечить ее развитие?
С уважением
Лашова Елена Витальевна
ГБПОУ «Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва»