Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАктуальность темы объясняется тем, что в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Важную роль в оптимизации образовательного процесса играют цифровые образовательные ресурсы. Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ.
Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребёнка в информационное общество.
Без использования современных цифровых образовательных ресурсов уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. Цифровые образовательные ресурсы - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного педагога, способствующая оптимизации и интеграции учебной и вне учебной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических технологий, ИКТ помогают решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции - условия успешной социализации выпускников.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение студентами определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. У учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий.
Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Особое значение при этом приобретает подготовка кадров, способных освоить эти изменения и реализовывать их на практике.
В связи с этим возрастает роль преподавателя информатики. Во- первых, его миссия - организовать учебно-информационную среду, куда входит совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также образовательные условия реализации процессов информатизации. Информационная образовательная среда включает в себя различные виды и формы информатизации: информационное обеспечение (учебный план, расписание занятий, аттестация учащихся, загрузка кабинетов); учебно-методическое обеспечении (цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по предметам, по темам, разработки лабораторных и практических занятий, контрольные вопросы и т.п.); информационная обучающая среда (тесты, телесеминары (on-line), телеконференция (off- line), доска объявлений, поддержка получения заданий и отчеты и т.п.). Поэтому важно, чтобы он обладал знаниями и умениями использовать возможности электронных программ.
Во-вторых, возрастает актуальность курса информатики, требующая от преподавателя информатики вариативности. Преподаватель в роли сценариста определяет материал урока и прогнозирует результат. Как режиссер он стыкует задачи урока с возможностями их выполнения, разрабатывает методы и формы, необходимые для достижения цели урока. Как программист, знающий все возможности компьютерных технологий, выполняет поставленные задачи и производит необходимый программный продукт. При этом учитываются личностные потребности и интересы учащихся, подбирается необходимое программное обеспечение и строится индивидуальная образовательная траектория. Важную роль в оптимизации образовательного процесса играют цифровые образовательные ресурсы.
Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте. Это - автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
Преподаватель, в свою очередь, должен уметь не только выбирать оптимальный набор средств обучения, соответствующих изучаемому учебному материалу, но и создавать их, используя различные электронные ресурсы. В данной статье обращается внимание на учебно-методическое обеспечение, а именно, формирование и применение ЦОР на различных этапах и видах уроков.
Назовем цифровым образовательным ресурсом – продукт, используемый в образовательных целях, для воспроизведения которого нужен компьютер. Использование ЦОР в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Можно выделить следующие основные педагогические цели использования ЦОР: - интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса; - развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества. В соответствии с целями применения и их возможностями различают такие виды ЦОР как электронная библиотека, электронная энциклопедия, мультимедийные учебники и т.д. Кроме того, мы можем выделить виды цифровых образовательных ресурсов, классифицированные по методам обучения, а также формы использования ЦОР на уроках.
Наиболее удобными и популярными для производства ЦОР являются инструментальные средства Microsoft Office: текстовый процессор Microsoft Word, Microsoft Excel и Power Point. Активное использование ЦОР приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Использование ЦОР вносит разнообразие в урок. Он становится насыщеннее и интереснее. На сайте российского образования приведены цифровые образовательные ресурсы: наборы ЦОР к учебникам, поурочные планирования, инновационные учебные материалы, методические рекомендации, инструменты учебной деятельности, коллекции, комплексные ресурсы, инструменты организации учебного процесса. Microsoft Office Word преимущественно ориентирован на работу с текстом: редактирование текста, создание таблиц, формул и многое другое, поэтому с его помощью можно создавать ЦОРы в которых содержится текстовая информация. Microsoft PowerPoint преимущественно ориентирован на работу с мультимедийной информацией: демонстрация картинок, текста, звуковое сопровождение и многое другое.
Мультимедийная презентация — один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно- урочной системы. В своей практике я охотнее всего использую эту программу. С помощью PowerPoint я также делаю тесты, ребусы, которые в данной программе гораздо привлекательней и интересней.
На этапах повторения и закрепления материала я применяю интерактивные тесты. Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: контроль уровня знаний, помогают вспомнить теоретический материал правило. На уроках стараюсь использовать ЦОР в сочетании с традиционными методами обучения, дополняя их.
Использование ЦОР на уроке даёт возможность активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Применение на уроках материалов формата ЦОР положительно: это позволяет сделать обучение более полноценным и качественным.
На сегодняшний момент одним из перспективных направлений в преподавании информатики может стать комплексный подход к использованию ЦОР на уроках, что позволит интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес к изучению предмета.
В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания информатики информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
Список использованной литературы:
Оригинал работы:
Использование цифровых образовательных ресурсов при обучении студентов
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.