Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаДуховно-нравственное воспитание и развитие будущих медицинских работников является важнейшим фактором в подготовке компетентного специалиста, работающего в здравоохранении. Овладение общими компетенциями подразумевает, что в конце обучения выпускник образовательного учреждении медицинского профиля успешно усвоит не только профессиональные компетенции, но и сформируется как всесторонне развитая личность, стремящаяся к саморазвитию и самосовершенствованию. На наш взгляд, одной из важнейших является компетенция: «Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку». В личностном плане медицинский работник ассоциируется как образец гуманизма, милосердия, высокой духовно-нравственной культуры и интеллигентности. Становление личности будущего медика происходит на протяжении всего курса обучения. Особое место в этом процессе принадлежит предметам гуманитарного цикла, прежде всего, философии.
Изучение философии способствуют формированию личностных качеств современного специалиста - медика, без которых невозможно качественное выполнение профессиональных обязанностей: научное мировоззрение, логическое мышление, познавательная активность, морально-нравственные убеждения, эмпатия: «Врач и пациент суть духовные существа, которые должны совместно направить судьбу страждущего духовного человека» (И.А. Ильин).
Важнейший критерий духовного развития личности, в особенности медика, - гуманизм, человеколюбие. Цель врачевания – избавление от болезни, возвращение здоровья. Успешное лечение не возможно без знания человека как существа биопсихосоциального, его личностных особенностей. Личность – фундаментальная категория гуманизма, обладающая высшим экзистенциально-аксиологическим статусом. Отношение к пациенту как к уникальной, неповторимой, абсолютной ценности - основополагающий принцип гуманистического подхода в лечении. Добро, милосердие, сострадание, альтруизм, благодеяние –личностные качества, отличающие выдающихся медиков во все эпохи, составляют сердцевину медицины. Призыв «Спешите делать добро» - духовное завещание врача- гуманиста Ф. Гааза новым поколениям медикам.
Несмотря на то, что по новым образовательным стандартам, дисциплина «Основы философии» представляет собой всего лишь краткий курс ознакомления с основными философскими проблемами, она играет важную роль в приобщении обучающихся к культурным и духовно-нравственным ценностям. Философия оказывает формирующее воздействие на интеллект и душу человека, делает ее гуманной и возвышенной: "Пусты слова того философа, которые не врачуют никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души человеческой..." (Порфирий Сирийский, 232 год).
Можно задать вопрос: «Зачем нужны медику философские знания?». На этот вопрос, еще в 16 веке, убедительно ответил ученый - философ Ф. Бекон: «Медицина, не основанная на философии, не может быть надежной». На всем протяжении развития культуры, известные философы, медики, естествоиспытатели пытались объединить философские и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека.
Первые философские системы рассматривали человека как часть природы, космоса, подчеркивали его взаимосвязь с природными явлениями. Человек - микрокосм, часть макорокосма. Этого взгляда на человека придерживались как древние, так и современные философы, мыслители: Эмпедокл, Пифагор, Гиппократ, Платон, Аристотель, Гелен, Бердяев, Вернадский, Чижевский. «Макрокосм есть вся сущая Вселенная, как материализованная воля и мысль Бога. Микрокосм есть человек как модель и отражение Макрокосма. Душа есть элемент, связывающий Макрокосм и Микрокосм». Парацельс.
С глубокой древности известен миф, что у почитаемого всеми бога солнца Аполлона, врача богов, было два земных сына. Одного звали Асклепием (Эскулап), он обладал искусством врачевания тела человека и стал в Греции символом мудрости; другого звали Платоном, он преуспевал в исцелении человеческой души. Оба брата исцеляли людей от физических и душевных недугов, учили их искусству беречь свое здоровье, следуя разумному, моральному образу жизнедеятельности. Так появилось сословие мудрецов – профессиональных врачей, которые обладали глубоким знанием природы человека и философской мудростью, позволявшей поддерживать в гармоничном состоянии тела и души людей.
Выдающийся врач и философ Гиппократ ещё в 5 веке до н.э. писал: «Медицина столь же мало обходиться без общих истин философии, сколько последняя без доставляемых ей медицинских фактов». Таким образом, постепенно начала складывается особая отрасль знания – философия медицины. Её цель - обобщить имеющиеся практические знания о человеке как биологическом и социальном, материальном и духовном существе и найти адекватные пути адаптации человека к окружающим условиям жизни.
Воспитание и формирование личности будущего медицинского работика, его взглядов и ценностей осуществляется непосредственно в процессе изучения дисциплины «Основы философии». Выдающийся врач и философ Гиппократ полагал, что философия вводит медиков в святилище общечеловеческой мудрости. Под мудростью врачей он понимал не только прогнозирование и лечение людей, но и нравственное начало – бескорыстное стремление помогать людям. Современная медицина – это синтез естественнонаучных и гуманитарных знаний, особый способ познания и понимания человека. В современных условиях философию и медицину объединяют сходство целей и задач, единство методологии, ценностная ориентация, основной предмет изучения и приложения знаний – человек, как единство биопсихосоциального.
С целью формирования духовно-нравственных компетенций необходимо четко формулировать дидактические и воспитательные цели занятий:
-усвоить сущность ценностных понятий: «человек», «личность», «гуманизм», «добро и зло», «надежда», «истина», «вера», «любовь», «жизнь и смерть», «красота», «мораль», «нравственность», «дух, душа, духовность»;
-воспитание гуманизма, отношения к человеку как высшей ценности;
-воспитание милосердия, сострадания;
-воспитание понимания приоритета духовных ценностей;
-воспитание чувства долга, отзывчивости, толерантности.
Инновационные методики и формы преподавания дают возможность разнообразить процесс обучения, соблюдать принцип личностно-ориентированного подхода, активизировать умственную деятельность обучаемых, развивать эмоциональный интеллект и формировать устойчивое мировоззрение. На занятиях по философии нами применяются разнообразные методы, формы и элементы учебного процесса:
-постановка и обсуждение проблемных вопросов, требующих морального выбора: «Милосердна ли эвтаназия?», «Имеет ли человеческий эмбрион неоспоримое право на жизнь?»;
-включение в содержание занятий специально подобранного материала, затрагивающие морально-нравственную тематику (отрывки из философских текстов, философские притчи, поэтические произведения, видеоролики);
-организация деятельности обучаемых, содержащей возможность рефлексии, самооценки (подготовка эссе на тему: «Все, что есть в человеке, важнее того, что есть у человека», «В каждом человеке солнце - только дайте ему светить», «Каждый человек – абсолютная ценность», «Слово лечит, слово ранит», «Хорошим врачом может быть только хороший человек»);
-введение в структуру занятий заданий развивающего характера (подготовка индивидуальных творческих заданий – презентаций, сообщений, докладов по истории медицины, о жизни и деятельности врачей- философов);
-применение активных методов обучения – групповых, коллективных, игровых (обсуждение таких тем, как: «Нельзя лечить тело, не леча душу», «Врач-философ равен богу», «Добро и зло во власти языка», «Медицина – это любовь, иначе она ничего не стоит», «Медицина – это наука и милосердие», «Добро, зло, долг в медицине», «Сострадание сильнее страдания»; ролевые игры «Имеет ли ограничение моральная заповедь «Не убий», «Морально ли рождение ребенка «по заказу»?);
-решение ситуационных задач по проблемам биомедицинской этики.
Программа дисциплины «Основы философии» включает тему «Проблемы современной биомедицинской этики», при изучении которой будущие медицинские работники знакомятся с сущностью, принципами, проблемами и философскими основаниями биомедицинской этики.
Во время проведения семинарского занятия целесообразно провести ролевую по одной из проблем биоэтики. Данная активная форма обучения способствует развитию способностей обучаемых к самостоятельному творческому мышлению, принятию решений по сложным этическим проблемам и ситуациям, аргументированному выражению своих взгдядов и представлений.
РОЛЕВАЯ ИГРА «ПРАВО НА ЖИЗНЬ»
Этапы подготовки деловой игры.
Тема «Право на жизнь» является актуальной, т.к. в год в России производиться 1,5 млн. абортов. Проблема абортов – это проблема духовно-нравственная, социальная, медицинская, демографическая, экономическая.
Цель деловой игры:
-показать актуальность проблемы абортов для настоящего и будущего страны;
-определить причины огромного количества прерывания беременности;
-показать отношение к проблеме аборта в современном российском обществе;
-разработать возможные варианты решения данной проблемы.
-углубить знания участников о современных подходах к пониманию проблемы аборта, правах женщин, статусе эмбриона и т.д.
- развивать умение аргументировать свою позицию, отстаивать и защищать свою точку зрения;
- воспитывать гуманистические духовно-нравственные ценности и убеждения.
Ролевая игра проводится в форме «круглого стола» на тему «Право на жизнь».
4.Участники «круглого стола»:
Ведущий. Его задача - представление участников, ведение беседы, вопросы участникам в ходе беседы, подведение итогов «круглого стола».
Студенты - участники ролевой игры заранее готовятся к выполнению своих ролей: изучают материал по теме, продумывают свои выступления на «круглом столе», содержание вопросов, которые они будут задавать своим оппонентам.
Ход деловой игры.
Вступительное слово преподавателя и назначение экспертов из студентов группы, которые будут оценивать выступление и работу участников «круглого стола».
Этап анализа.
Возможное выступление преподавателя: «Тема, которая сегодня была вынесена обсуждение, является сложной и неоднозначной. Имеет ли человеческий эмбрион неоспоримое право на жизнь, а беременная женщина, от которой он зависит, право на его уничтожение? Я являюсь сторонником следующего положения: «Конституционное закрепление права на рождение как составляющей права человека на жизнь, которое должно гарантироваться и защищаться государством с момента зачатия, будет способствовать формированию в российском обществе гуманного и морально оправданного отношения к человеческой жизни на всех ее этапах от зачатия и до самой смерти».
Оригинал работы:
Формирование духовно-нравственных компетенций при изучении дисциплины «Основы философии»
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.