Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ далёком 1995 г. Указом первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева было создано «Республиканское хореографическое училище», которому было присвоено имя первой якутской балерины Аксении Посельской. Училище основала и возглавила дочь Аксении Посельской – Наталья Семёновна Посельская, уникальная и талантливая личность с сильным характером, умелый организатор и руководитель, выдающийся педагог и ученый-исследователь. Училище стало первой профессиональной балетной школой на Северо-Востоке России.
Очень тепло о своем педагоге отзывается ее лучшая ученица Юлия Мярина. «Учителем не может быть равнодушный, пассивный, замкнутый, слабый человек. Быть учителем – значит быть человеком творческим, с богатым внутренним миром и обладать неистощимой жизненной энергией. Умение увидеть даже в самом маленьком человеке индивидуальность, найти свой особый подход к каждому ученику. Передать свой опыт детям – это талант. В Древней Греции говорили, что ученик – это факел, который нужно зажечь, а зажечь его может только тот, кто «горит» сам. Все эти качества присущи моему любимому педагогу Наталье Семёновне Посельской» [Мярина, 2010, с. 24]. Из огоньков, которые зажгла Наталья Семёновна в сердцах своих учеников, разгорелась плеяда звёзд и звёздочек, блистающих на сцене Государственного театра оперы и балета им. Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона Республики Саха (Якутии).
Талантливый педагог открыла дверь в волшебный мир балета многим детям нашей северной республики, сумела создать кузницу молодых кадров хореографического искусства, раскрыла творческий потенциал плеяды звёзд якутского балета. За двадцать лет Якутский хореографический колледж имени Аксении и Натальи Посельских подготовил и выпустил 165 артистов балета и артистов ансамбля, из них 13 выпускников закончили учебное заведение с красным дипломом. Все они – воспитанники заслуженного работника культуры РФ и РС (Я), обладательницы Премии «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Учитель», кандидата педагогических наук Натальи Семёновны Посельской. Сегодня мы гордимся их успехами, уже ведущих солистов балетной труппы Государственного театра оперы и балета им. Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона и Национального театра танца им. С.А. Зверева-Кыыл Уола. Это заслуженная артистка РФ и РС(Я) Екатерина Тайшина, заслуженные артисты РС (Я) Анатолий Попов, Мария Гоголева, Ренат Хон, Юлия Мярина, солисты балета Динара Гасанбалаева, Александра Санникова, Павел Необутов, Леонид Попов, Станислав Местников, Альмира Куркутова, Ксения Лукина, Михаил Дмитриев, Михаил Соловьёв, Александра Ларева, Венера Федотова, Тимофей Федотов, Николай Попов и другие, солисты Национального театра танца – Владислав Попов, Евгений Апросимов, Василий Эверстов, Алексей Максимов, Семен Кузьмин, Николай Дмитриев, Вячеслав Деляев, Изабелла Егорова, Майя Монастырева, Валентина Аммосова и другие.
Наталья Семёновна в качестве педагога классического танца выпустила 3 класса:
1) Выпуск 2003 года, женский класс: Оксана Им, Ольга Исакова, Оксана Лаврентьева, Александра Санникова, Юлия Мярина, Екатерина Егорова, Анастасия Пестерева, Мария Сонтоева, Динара Тулешова, Ольга Хаданова. Н.С. Посельская о них отзывалась: «Это десять ярких, красивых и очень талантливых личностей. Крайне редко встречаются случаи, когда тот состав учащихся, который набирают в первом классе, сохраняется до конца выпуска [Посельская, 2003, с. 4]. Из этого выпуска на сцене театра блистают Юлия Мярина и Динара Гасанбалаева.
Заслуженная артистка РС (Я) Юлия Мярина – ведущая солистка Театра оперы и балета, дипломант международного конкурса артистов балета «Арабеск», лауреат Республиканской премии в области искусства «Желанный берег-2015». В ее творческом багаже следующие ведущие партии: Золушка в б. «Золушка» С. Прокофьева в хореографии А. Попова, Джульетта в б. «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, Жизель из одноименного балета А. Адана, Одетта в б. «Лебединое озеро» и Аврора в б. «Спящая красавица» П. Чайковского, Никия в б. «Баядерка» и Китри в б. «Дон Кихот» Л. Минкуса, Фригия в б. «Спартак» А. Хачатуряна, Сильфида в б. «Сильфида» Г. Левенсгольда.
Динара Гасанбалаева – солистка балета Театра оперы и балета. Ее яркие партии: Зарема из б. «Бахчисарайский фонтан», Мирта в б. «Жизель» А. Адана, Нурида в б. «Тысяча и одна ночь», Уличная из б. «Дон Кихот» Л. Минкуса, Испанская невеста в б. «Лебединое озеро» П. Чайковского, Эгина в б. «Спартак» А. Хачатуряна.
Также одной из лучших учениц является Александра Санникова, которой в первый же год работы в театре доверили главную партию в балете «Жизель». Затем были интересные роли Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», Гамзатти в «Баядерке», Феи бамбуковой рощи в «Принцессе Луны» и др. Она удостоена стипендии первой профессиональной якутской балерины Евдокии Степановой [Гаврильева, 2010, с. 14].
2)Выпуск 2004 года, женский класс: Варвара Пудова, Вероника Гармаева, Александра Аргал, Лаура Петрова, Таисия Кузьмина, Марина Владимирова, Вилена Павлова, Майя Монастырёва. Из них звания Отличника культуры РС(Я) удостоены Майя Монастырёва и Вилена Павлова.
Майя Монастырёва – ведущая солистка Национального театра танца, участница многих международных конкурсов и фестивалей. Про нее можно сказать – артистка с «горящими» глазами и с красивыми, «говорящими» руками. В театре ею созданы незабываемые образы Ярхаданы в одноименном спектакле З. Степанова, девушки Оhуор Туос в «Берестяночке» В. Зырянова, Уяньди «На краю Ойкумены» А. Томского, Душа девушки в «Бохсуруйуу» В. Ксенофонтова, Душа невесты «Сватовство» А. Самойлова и др.
Вилена Павлова с 2007 г. танцует в Государственном театре малочисленных народов Севера, представлявшая родную республику в США, Норвегии, Финдляндии, Канаде, Турции, Италии, Франции, Южной Корее и др. Она является участницей культурной программы ХХII Олимпийских зимних игр в г. Сочи.
Вместе с женским классом знаменитый педагог, будучи еще и художественным руководителем, репетировала юношей мужского класса: Шахирда Белоусова, Ариана Варламова, Дениса Злобина, Аяла Скрыбыкина, Рената Хон. Из них в Ренате Хон педагог Н.С. Посельская увидела будущую звезду балета. Он стал премьером Театра оперы и балета и удостоен звания «Заслуженный артист РС (Я)». Первой ведущей партией молодого артиста балета стала партия Зигфрида в «Лебедином озере» (2005) в постановке легендарного хореографа Ю.Н. Григоровича. Кроме этой партии в творческую биографию входят партии Альберта в б. «Жизель» А. Адана, Тореадора и Хозе в б. «Кармен-сюита» Ж.Бизе, воина Микадо в б. «Принцесса Луны» Ш. Каллаша, Базиля в б. «Дон Кихот» Л. Минкуса, Ромео и Тибальда в б. «Ромео и Джульетта» П. Чайковского, Красса в б. «Спартак» А. Хачатуряна [Захарова, 2011, с. 16-18]. В настоящее время Ренат Хон работает педагогом классического танца в родном колледже.
3) Выпуск 2002 года, мужской класс. Педагог пишет о специфике работы с юношами: «В обучении мальчиков и юношей главным является дисциплина, т.к. они легко поддаются отрицательным явлениям общества. Поэтому необходимы «сильные руки» для подготовки мужского состава молодых артистов балета» [Посельская, 2010, с. 51]. В эти «сильные руки» к педагогу попали Валерий Марков, Пётр Куркутов, Николай Ефремов, Александр Хогоев, Михаил Дмитриев и Сарыал Афанасьев. Наталья Семёновна, увидев на десятилетия вперёд, вырастила в этом мужском классе исполнителя главной партии в балете «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Ю.Н. Григоровича – Сарыала Афанасьева. Мэтр оценил работу танцовщика и назвал его прекрасным артистом и замечательным Спартаком, лучшим исполнителем этой партии за последние четыре года в России [Захарова, 2016]. В год окончания учебы Сарыал получил первую роль Меркуцио в б. «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. В этом же театральном сезоне ему представилась возможность исполнить партию Зигфрида в б. «Лебединое озеро» П. Чайковского. За последующие годы он показал себя как разноплановый артист, в репертуаре которого лирические, драматические и эпические образы: Принц («Щелкунчик», «Золушка»), Солист («Пахита»), Юноша-поэт («Шопениана»), Ромео («Ромео и Джульетта»), Солор и Раб («Баядерка»), Эспада и Базиль («Дон Кихоте»), Ротбарт («Лебединое озеро»), Хозе («Кармен-сюита»), Красс («Спартак»), Солист («Бал-иллюзия»), а также Луч солнца и Бэргэн в национальных балетах «Быль» и «Полевой цветок». В 2013 г. в г. Тойота Японии состоялась премьера балета «Щелкунчик» – совместного международного проекта частной японской балетной школы имени П.И. Чайковского и Якутского хореографического колледжа имени А. и Н. Посельских. В этом балете главную мужскую партию исполнил Сарыал Афанасьев, а роль Маши – молодая японская балерина Саяка Вакита [Шапошникова, 2014]. Сарыал является лауреатом многих международных и всероссийских конкурсов, воплотивший мечту своего Учителя и полностью выполнивший свой долг перед ней. Ему в 2015 г. была присуждена Премия российского журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда». В настоящее время он является солистом Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Блестяще исполнил партию Солора в балете «La Bayadère» – «Баядерка» Л. Минкуса в постановке Н. Макаровой, сценографии П. Самаритани.
На днях станцевал па-де-де из балета «Дон Кихот» и «Щелкунчик» на вечере памяти Майи Плисецкой в Цюрихе (Швейцария), как ведущий солист Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко г.Москва. В этом году стал лауреатом I премии на Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов и стал обладателем золотой медали конкурса.
Участие на международных и всероссийских конкурсах балетного искусства и стажировки во время учёбы в училище, мотивируют учащихся и студентов на профессиональную активность и совершенствуют исполнительское мастерство.
«Душой» курса Наталья Семёновна называла ещё одного талантливого ученика своего класса Михаила Дмитриева, ставшего дипломантом Международного конкурса «Орлеу». Михаил с 2010 г. работает артистом балета Театра оперы и балета. Созданные им образы: Шута в «Лебедином озере», Сатира Пан в «Вакханалии», Никез в «Тщетной предосторожности», Факира и солиста в индусском танце из «Баядерки», друга Меркуцио в «Ромео и Джульетта», мима в «Спартаке» всегда одухотворяют зрителей. Молодой артист награждён Грамотой Министерства культуры и духовного развития РС (Я) за вклад в развитие искусства и культуры республики.
Для увековечения памяти Н.С. Посельской, основателя и первого директора, заслуженного работника РФ, РС (Я), лауреата премии «Душа танца» российского журнала «Балет», к.п.н., популяризации её педагогического наследия, в воспитательных целях для будущих артистов балета выпускникам было предложено ответить на ряд вопросов, определяющих ее личностные и профессиональные качества. Метод исследования – анкетирование в письменной форме. Количество респондентов – 35 человек (20 девушек, 15 юношей) в возрасте от 22 до 35 лет.
В анкету были включены шесть вопросов, ответы на которых полностью сформулировали сами респонденты. Это о периоде обучения у педагога Н.С. Посельской, её личностных и профессиональных качествах глазами учеников, а также об её вкладе в становлении артистов балета. Был задан интересный вопрос: «О чем бы вы спросили у своего любимого Учителя, если бы она была жива?» и было предложено продолжить начатую фразу «Наталья Семёновна для меня…». В конце анкеты все респонденты дали советы и пожелания учащимся и студентам колледжа.Всего было получено 35 заполненных анкет. Выяснилось, что из этих респондентов у педагога Н.С. Посельской в течение 3 лет учились восемь человек, 8 лет – шесть человек, остальные 5 лет, 4 года и т.д. Но 7 выпускников занимались с ней во время производственной практики.
В целом респонденты выделили 50 личностных и профессиональных качеств своего любимого Учителя. Из них основными являются: строгость (18), требовательность (14), целеустремленность (13), понимание и доброта (12), справедливость (11), трудолюбие и работоспособность (7), дисциплинированность (7), чувство юмора (6), сильная воля (6), ответственность (4), внимательность и индивидуальный подход к ученику (4), фанатичность (5), умение руководить (4). Также респонденты – ученики Н.С. Посельской подчеркнули 47 качеств, которых педагог воспитала в них: любовь и преданность своей профессии (14), дисциплинированность (9), умение добиваться поставленных целей (8), целеустремлённость (6), выдержку и терпеливость (6), кругозор и эрудицию (5).
На вопрос «О чем бы вы спросили у своего учителя, если бы она была жива?» респонденты в целом ответили, что спросили бы у нее о здоровье, о будущих планах, о перспективе развития якутского балета и родного колледжа, об отношении к современному балету. Начатую фразу «Наталья Семёновна для меня…» респонденты продолжили словами «… пример для подражания» (12), «… учитель с большой буквы» (10), «… открыла прекрасный мир балета» (7), «… великий человек» (6), «… наставник» (6), «… сильная духом женщина» (6), «… вторая мама» (5), «… самый уважаемый человек» (5) и т.д. Респонденты – выпускники колледжа и артисты пожелали учащимся и студентам колледжа любить и быть преданными своей профессии, никогда не забывать свою alma-mater, уважать и ценить своих педагогов.
Первый директор и основатель хореографического колледжа Наталья Семёновна Посельская своими уникальными качествами личности воспитывала, учила, наставляла, зажгла в детских сердцах неугасающую любовь к прекрасному искусству балета. Выпускники искренне благодарны своему учителю. Она навсегда останется в их памяти и послужит примером для подрастающего поколения артистов балета.
Литература:
Ориинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.