Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаДля образной характеристики современного состояния экологической среды в конце XX века приведем яркие оценки ее в «Экологическом манифесте» известного эколога Н.Ф. Реймерса: «Мы создавали себе богов и идолов, уходили от языческого почитания сил Земли. В конце этого пути мы преклонили колена перед истуканом техники, не заметив, что уже не прежняя, а измененная природа довлеет над нами. Брошенный нами бумеранг возвращается. Мы сами занесли меч над собственной головой…».
Неразумная активная преобразовательная деятельность человека в природной среде привела к негативным процессам: кислотным дождям, повышению температуры поверхности Земли с образованием «парникового эффекта», повышению уровня мирового Океана, разрушению озонного экрана в нижней стратосфере, сокращению биологического разнообразия на планете, загрязнению воздушной среды и водоемов, повышению уровня радиации и т.д. Все это отрицательно сказывается на здоровье людей, на новых поколениях, приводит к различным заболеваниям.
При осуществлении в образовательных учреждениях экологического и технологического образования и воспитания, при разработке целевых программ экологического развития необходимо уяснить с учащимися важность двух положений. Во-первых, существует ряд экологических объектов, которые образуют экологические сферы (гидросфера и т.д.). В отношении к человеку, к обществу важной является экосфера (сфера обитания человека, природная среда обитания человеческого общества).
Человек в ходе истории создает и техносферу - «вторую природу», искусственный технический мир, а если учесть, что «техника - это воплощенная сила знания», разум, интеллект человека, материализованный в технических объектах, то станет понятным и введение В.И. Вернадским термина «ноосфера». Во-вторых, важно выяснить, что экологическая деятельность человека по отношению к каждой из экологических сфер включает в себя функции сохранения, восстановления, совершенствования природы и защиты человека от пагубного воздействия природных сил. Экологические программы развития страны, региона, города должны учитывать все эти аспекты.
При выполнении учебно-практических работ и творческих проектов возникают объективные предпосылки для объединения знаний, полученных из предметов естественно-научного и гуманитарного циклов (химия, биология, физика, история, география, изобразительное искусство). Важную интегрирующую функцию формирования в сознании учащихся целостной картины мира выполняет экология. При этом объединение разрозненных знаний происходит не механическим суммированием, а посредством своеобразного синтеза, поскольку идеи взаимосвязи социальных и природных факторов в жизни человека, способствующие требованиям сохранения жизни, бережного отношения к природным ресурсам, позволяют выбрать технологию производства, оценить его. Результатом такого объединения является система знаний и умений, обладающая свойствами целостности, определяющая экологическую культуру и мировоззрение учащихся.
Одним из основных путей осуществления экологического образования в учебно-воспитательном процессе на уроках технологии является разработка системы проектных заданий технолого-экологического содержания, погружающих учащихся в личностно-ориентированную деятельность с элементами творчества (проблемно-поисковыми заданиями), а их выполнение должно осуществляться в ходе поиска и комбинирования операций и приемов на технологическом материале, при этом формируется умение отобрать наиболее значимые для решения экологической проблемы факты, понятия, закономерности техники и технологии и включать их основные связи. Проектная деятельность является необходимым и важным звеном в протекании познавательных процессов и направлена на их развитие. Она предполагает выдвижение проектных гипотез, создание идеальных (мысленных) моделей конструкции, облик изделий и самостоятельный поиск их практического применения.
Замысел проекта вырастает из какой-то общей проблемы, требующей разрешения и формулируемой в виде одной или, нескольких определенных задач. Замышляя проект, следует мысленно обрисовать себе и проблему, и вытекающие из нее задачи, и возможные пути их решения. Могут рассматриваться вопросы: структура и название компании, экологически чистая продукция, переработка отходов и др. В выборе тем проектных работ важно использовать материалы периодической печати. Например: «О мерах по улучшению экологической обстановки региона на 2010 г.». Темы проектов могут быть самые разные: экологические игры, разработка зон отдыха и детских площадок, простого экологического оборудования для мониторинга окружающей среды; оборудование экологических троп, постановка экологических лабораторных работ и т.д. Варианты проектов могут быть таковыми: «Чистая трасса», «Разработка современных урн-контейнеров»; «Экологические рекламные щиты»; «Детский экологический журнал «Простак» и др.
Экологические проекты выполнять очень удобно. Они могут стать сквозной нитью, связывающей несколько предметов в единый большой проект.
Литература:
1. Гусарова, С.Н., Специальный курс «Основы экологической культуры»/ С.Н. Гусарова. – Брянск, 2005. – 122 с.
2. Хотунцев, Ю.Л. Экология и экологическая безопасность/ Ю.Л. Хотунцев. — М.: Академия, 2002. – 242 с.
3. Хотунцев, Ю.Л. Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников/Ю.Л. Хотунцев. –М.: Эслан. -2007. – 244 с.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.