Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ последние десять лет в России ведется активно работа по разработке профессиональных стандартов. Особенно этот процесс был ускорен после майских Указов Президента РФ (2012г). В настоящее время постепенно начинается процесс освоения и внедрения профессиональных стандартов в различных сферах и видах экономической деятельности, не обошёл этот процесс и сферу профессионального образования.
Первый профессиональный стандарт в сфере профессионального образования «Преподавание дисциплин (междисциплинарных курсов) при подготовке по профессиям рабочих (должностям служащих) просуществовал недолго, но, тем не менее, на его основе некоторые профессиональные образовательные организации России, в том числе Томский экономико-промышленный колледж и ещё ряд профессиональных организаций Томской области, прошли процедуру независимой оценки (сертификации квалификаций) на соответствие требованиям профессионального стандарта. Общественное обсуждение и практика применения профессионального стандарта показала необходимость внесения поправок и изменений.
В сентябре 2015г. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608н был утвержден новый профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования», который претерпел серьёзные изменения по отношению к предыдущему документу, начиная с названия и заканчивая содержательными элементами. С 1 января 2017г. данный стандарт вступает в силу. Как заявлено в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ, профессиональный стандарт должен стать основным инструментом кадровой политики и управления персоналом образовательной организации, а именно, требования профессиональных стандартов должны учитываться работодателем при приёме на работу и оформлении трудовых договоров, при организации обучения и аттестации персонала, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда [1]. Профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики в любой организации.
Руководствуясь новыми подходами, заложенными в профессиональном стандарте, руководство Томского экономико-промышленного коллежа попыталось выстроить комплексную и систематическую работу с педагогическим коллективом по изучению и осмыслению требований профессионального стандарта по следующим направлениям:
В профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования» сформулированы обобщённые трудовые функции (далее – ОТФ), выполнение которых привязано к уже существующим должностям в профессиональных образовательных организациях: преподаватель, мастер производственного обучения, методист, старший методист. В то же время в стандарте выделены такие обобщенные функции как: «Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам среднего профессионального образования (далее – СПО)», «Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями), которые, по мнению разработчиков стандарта, могут выполняться педагогическими работниками выше обозначенных должностей. Это говорит о том, что стандарт с одной стороны прописывает максимально возможные обобщённые трудовые функции, которые могут выполнять педагогические работники, но, в то же время, предоставляет возможность работодателю самостоятельно решать вопрос о возможных комбинациях и сочетаниях видов деятельности при выполнении трудовых функций. Если первая обобщённая трудовая функция в практике образовательных организаций представлена на сегодняшний день функциями, которые выполняют кураторы групп (классные руководители) и имеет правовую основу в виде локальных актов организации, описывающих обязанности, связанные с этим кругом работ, то такая ОТФ как «Проведение профориентационных мероприятий…» чаще всего трактуется в организациях как участие в профориентационной деятельности и прописана как одна из должностных обязанностей преподавателя и (или) мастера производственного обучения. Возможно, отчасти именно с этим связаны неконкретность форм и результатов деятельности по данному направлению в практике профессиональных образовательных организаций. Поэтому в этом отношении профессиональный стандарт помогает работодателю лучше осмыслить и сформулировать функционал работников за рамками штатного расписания.
Проведённый нами сравнительный анализ профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования» и квалификационных характеристик по должностям «преподаватель» и «мастер производственного обучения», размещённых в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ныне действующих, показывает следующее:
Одной из новаций профессиональных стандартов является закрепление за трудовыми функциями требований соответствующего уровня квалификации. Под уровнем квалификации понимается совокупность показателей квалификации, а именно: «полномочия и ответственность», «характер умений», «характер знаний», «пути достижения уровня квалификации» [4]. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения….» содержит информацию не только об уровне квалификации, но и о подуровнях квалификации. Обобщённые трудовые функции соответствующие должностям преподавателя, мастера производственного обучения содержат трудовые функции соответствующие разным подуровням. Например, ОТФ «Преподавание по программам СПО» содержит такую трудовую функцию как «Организация учебной деятельности обучающихся», она соответствует 6 уровню квалификации, подуровень квалификации 6.1. Другая трудовая функция в рамках этой же ОТФ «Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПО» соответствует 6 уровню квалификации, подуровень квалификации 6.2. Аналогичная же ситуация и с другими обобщёнными трудовыми функциями. Наличие данной ситуации даёт возможность предполагать, что в дальнейшем возможны изменения в номенклатуре должностей, касающиеся выполнение той или иной ОТФ. Так, можно предположить, что наряду с должностью «преподаватель» могут появиться такие должности как «преподаватель-методист», «преподаватель-наставник». Появление подуровней квалификации, как представляется, должны отразиться на изменениях в процедурах и формах аттестации на квалификационную категорию и соответствие занимаемой должности и, соответственно, на изменение оплаты труда (коэффициент надбавки к должностному окладу) в соответствии с установленными категориями. Наличие дифференцированных уровней квалификации задают требования к оценке квалификации педагогических работников: будет ли эта оценка проходить только через процедуры аттестации или работодатель, педагогический работник будут вынуждены прибегнуть к прохождению независимой оценки квалификаций, по результатам которой соискатель будет получать сертификат об установлении искомого квалификационного уровня.
На сегодняшний день Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» обязывает работодателя руководствоваться требованиями профессионального стандарта для определения требований к квалификации педагогических работников. Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «О независимой оценке квалификаций» декларируют право работодателя, работника на прохождение независимой оценки квалификации для осуществления определенного вида трудовой деятельности. Но пока этого недостаточно, чтобы в полную силу заработал механизм независимой оценки. Во многих регионах ещё не созданы центры оценки квалификаций. Но самое главное, в профессиональных образовательных организациях не сформирована мотивация (или не оформилась потребность: законодательно эта норма не носит обязательный характер, в очередь на работу в ПО не стоят) педагогов и работодателей к прохождению или организации процедур независимой оценки квалификаций. Скорее всего, процесс освоения и внедрения профессиональных стандартов в практику профессиональных образовательных организаций будет неразрывно связан с процессами внедрения независимой оценки квалификаций. У профессиональных образовательных организаций есть достаточное количество времени на осмысление требований профессиональных стандартов, анализ кадровой ситуации, планирование видов и этапов работ по внедрению стандарта, приведение в соответствие с требованиями профстандарта локальных нормативных актов организаций. Правительством РФ определен срок внедрения профстандартов до 1 января 2020г[5]. В Томском экономико-промышленном колледже проведение подготовительных работ, мероприятий оформлено в отдельную Программу колледжа.
Список источников:
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.