Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНаиболее
доступной формой автоматизации обучения является применение компьютеров, то есть
использование машинного времени для обучения и обработки результатов контрольного
опроса знаний студентов. Для обучения сейчас широко используются электронные
учебники и электронные учебные пособия. Что же такое "Электронный учебник"
и в чем его отличия от обычного учебника? Обычно электронный учебник
представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других
программ, размещаемых на электронных носителях, в которых отражено основное
содержание учебной дисциплины. Электронный учебник часто дополняет обычный, а
особенно эффективен в тех случаях, когда обеспечивает быструю обратную связь, помогает
найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен.
Электронный учебник существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым
объяснениям. Такой учебник «активен», он показывает, рассказывает, моделирует и
т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества
мультимедиа-технологий), позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для
конкретного студента, проверить знания по определенному разделу. К недостаткам
электронного учебника можно отнести плохую физиологичность дисплея как средства
восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее
удобно и менее эффективно, чем чтение обычной книги).
Нельзя не отметить, что использование электронных учебников:
1. формирует высокую степень мотивации, повышают интерес к процессу обучения;
2. повышает интенсивность обучения;
3. позволяет достигнуть индивидуализации обучения;
4. обеспечивает объективность оценивания результатов;
5. увеличивает долю самостоятельной работы.
Еще до появления новых информационных технологий, ученые, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. На наш взгляд, эти данные (они изложены во многих работах по ТСО) представляют определенный интерес. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1/4 его объема. Если информация была представлена визуально - около 1/3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действияв процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75% и выше. Итак, мультимедийное воздействие повышает эффективность усвоения. «Мультимедиа» означает объединение нескольких способов подачи информации: текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликация и видео), звук. Аудиоинформация включает в себя речь, музыку, звуковые эффекты. Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя. Можно использовать стандартные диски или флеш-карты. По сравнению с аудио, видеоинформация представляется значительно большим количеством используемых элементов. Прежде всего, сюда входят элементы статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика (рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме. Ко второй - фотографии и сканированные изображения. Динамический видеоряд практически всегда состоит из последовательностей статических элементов (кадров). Здесь выделяются три типовых элемента: обычное видео (около 24 фото в секунду), «квази»-видео (6-12 фото в секунду), анимация. Использование видеоряда в составе мультисреды предполагает решение значительно большего числа проблем, чем использование аудио. Среди них наиболее важными являются: разрешающая способность экрана и количество цветов, а также объем информации. Современная компьютерная техника дает возможность широко и с хорошим качеством использовать, как демонстрацию видео, статических изображений и их комбинации.
В электронном учебнике информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована, и представлять собою законченные фрагменты курса (блоки) с ограниченным числом новых понятий. Каждый блок, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио или видео (так называемые "живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для «живых лекций» будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места. Текстовая информация может дублировать некоторую часть «живых лекций». На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.). Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поиском. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае получится, что затраты времени будут для пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.
Наличие
аудиоинформации очень важно, она во многих случаях является основной и порой
незаменимой содержательной частью учебника.
Можно выделить 3 основных режима работы электронного учебника: обучение без проверки; обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) студенту предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала; тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки. К современным учебникам предъявляются следующие требования: структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного материала. Целесообразно использование гипертекстовой технологии. Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. В отечественной системе образования, контроль знаний, как правило, проводился в устной или письменной форме. На современном этапе применяются различные методы тестирования. В системах дистанционного обучения применение новых технологий дает возможность качественно по-новому решить проблему. Таким образом, можно надеяться, что применение новых информационных технологий способствуют повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося. Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки.
В ГБОУ СПО
«Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления» ведется работа
по внедрению электронных учебников и учебных пособий в образовательный процесс.
В этом направлении плодотворно работают большинство преподавательского состава
техникума. Парк компьютерной техники техникума позволяет широко использовать
компьютеры при обучении. Студенты пользуются электронными материалами и в
домашних условиях. Сайт техникума постепенно развивается и пополняется
учебно-методическими материалами и пособиями.
Практическое использование электронных учебников в ГТМАУ, обозначило ряд существенных преимуществ в образовательном процессе:
•повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей разных типов электронных учебных средств;
•обеспечение побудительных мотивов, обусловливающих активизацию познавательной деятельности студентов за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима работы;
•углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей;
• индивидуализация и дифференциация процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности);
• осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (констатация причин ошибочных действий обучаемого и предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев) и оценкой результатов учебной деятельности;
• осуществление самоконтроля и самокоррекции студентами и преподавателями;
• осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки студентов;
• компьютерная визуализация учебной информации изучаемого объекта, процесса или модели;
• создание и использование информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности, и обеспечение доступа к сети информации;
• вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала;
• развитие теоретического и наглядно – образного видов мышления
• формирование умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации;
• формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры обучаемого и обучающего.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий позволяет оптимизировать образовательный процесс и повысить качество подготовки специалистов.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.