Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют каждому человеку реализовать свой потенциал. Однако, в условиях колоссальных объемов информации, всё труднее становится ориентация, получение и переработка нужной информации.
Всё сильнее осознаётся необходимость решения глобальной проблемы - своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности, уметь защищаться от негативных воздействий.
Активное внедрение в жизнь информационных технологий приводит к формированию качественно иного типа культуры, который несет с собой новый тип мышления.
Одной из составляющих общей культуры человека является информационная культура; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Информационная культура - одна из граней общей культуры современного человека. Особое место в составе понятия «информационная культура личности» занимает информационное мировоззрение. Это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. В век информации она тесно связана с образом жизни человека, социальной группы, общества в целом, их мотивациями. Именно это, прежде всего, определяет успешность их информационной подготовки.
Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем, понятие «информационная культура личности» - понятие более широкое, чем понятие информационной грамотности. Оно включает в свой состав, в отличие от информационной грамотности, такой компонент, как информационное мировоззрение.
Введение понятия «информационное мировоззрение» позволяет обеспечить синтез и целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационной культур, позволяет избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур - технократической и гуманитарной. Символом этой целостности является образ дерева, ствол которого – это информационное мировоззрение, корни – традиционная информационная грамотность плюс грамотность в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-грамотность), плоды - способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях. Массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации. Только специальная подготовка, только информационное образование позволяют человеку получить реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках и информационных центрах, архивах и музеях мира. Это важно в такой же, если не в большей степени, как и наличие компьютеров и каналов связи - непременных и более очевидных для массового сознания атрибутов информационного общества
Давая знания о фундаментальных свойствах информации и информационных процессов и обучая использованию средств обработки информации (т.е. информационным технологиям), учителя ставят своей целью формирование у учащихся ценностных ориентиров и ограничителей в использовании информации. Раздел “Социальная информатика” доводит до сведения учащихся знания о социальных эффектах и последствиях информационных процессов в обществе. Информационная культура в контексте общечеловеческой культуры, наоборот, предоставляет осознанную свободу выбора, ограниченную культурными ценностями человеческой цивилизации.
В понятие информационной культуры входит:
При формировании информационной культуры мы ставим перед собой следующие цели:
Уровень информационной культуры человека определяется уровнем его компетенций в информационной области.
Эти компетенции развиваются у учащихся постепенно, проходя следующие уровни:
Понятно, что не каждый учащийся сможет достичь высшего уровня компетентности. Но первые два уровня вполне доступны выпускникам средней школы.
Навыки обращения с информацией: умение организовать поиск необходимой информации, умение структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в другом виде отобранную информацию.
Основной педагогической целью является: формирование информационно-методологической культуры как составляющей общей культуры человека, необходимой ему для профессиональной и общественной деятельности в информационном обществе.
Достижение этой цели предусматривает решение ряда образовательных задач. К этим задачам относятся:
Таким образом, у студентов мы формируем не столько знания, сколько умения действовать в новой информационной среде. Знания современной компьютерной среды могут устареть, но основные принципы культуры информационной деятельности останутся.
Я преподаю дисциплины «Информатика и ИКТ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования в течении последних 17-ти лет.
Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала.
Я считаю, что информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде.
Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений:
во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и др.;
во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы;
в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем;
в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации;
в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.
Понятие «информационная грамотность» часто используется в зарубежной практике. Информационную грамотность определяют как способность находить, оценивать и эффективно использовать информацию в личной и профессиональной деятельности. Согласно исследованиям владение информационной грамотностью предусматривает:
Формирование информационной культуры студентов – одна из важнейших задач любого учебного учреждения. В нашей стране обучение основам информационных знаний, умений и навыков осуществляется посредством организованной подготовки пользователей информации в рамках учебных дисциплин высших и средних учебных заведений.
В своей работе я применяю различные методы и приемы, в зависимости от возраста и уровня подготовки студентов, но всегда с учетом специальности и специфики направления подготовки.
Поставила перед собой следующие цели:
В течение всего срока обучения студенты всех специальностей прослушали курс «Информатика и ИКТ», а затем курс «Информационные технологии в профессиональной деятельности», не только в виде лекций, семинаров, но и выполняли или ряд практических заданий, в том числе самостоятельно.
Кроме того студенты выполняли внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплинам, с тематикой и видами работ они знакомились на первом занятии. Например - подготовка докладов и рефератов, видеороликов, презентаций, электронные пособия и т.п.
В дальнейшем - мною, как преподавателем общеобразовательных дисциплин, рекомендовалось выполнять доклады и рефераты, видеоролики, презентации, электронные пособия и т.п. не по моим предметам, а по спецдисциплинам, с учетом специальности. Основы работы на персональном компьютере и с программным обеспечением каждый студент получал на моих уроках, а затем полученные знания применял на занятиях по спецдисциплинам и учебных практиках.
Ожидаемый мною результат получен:
Практически в каждой группе свои первое занятие я начинаю с фразы «В современных условиях глобальной компьютеризации человек должен разбираться в компьютерной технике и быть с нею на «ты» уже с раннего детства».
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.