Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАннотация. В статье описывается и обосновывается один из подходов к содержанию урока математики для достижения метапредметных и личностных результатов обучения. Средством достижения поставленной цели предлагается избрать включение в содержание урока задач открытого типа.
Подготовиться к поступлению в институт, устроиться на желанную работу, поменять место жительства, найти новую работу, или просто сделать покупку – все это задачи, в решении которых могут помочь полученные в школе и вне школы знания. Только в отличие от школьных у многих жизненных задач нет полной определенности в условиях, способе решения и конечном ответе. Например, при встрече с жизненной задачей мы можем получить массу информации, которая не потребуется при ее решении. Или задача может иметь не одно, а много решений, среди которых бывает сложно выделить лучшее.
Жизненные задачи, которые мы решаем в быту, в бизнесе, в почти любой профессиональной деятельности, требуют интуиции, выхода за рамки формальных мыслительных операций. Таким образом, становится очевидна необходимость формирования у школьника такой деятельности, которая позволяла бы ему полноценно сосуществовать с окружающей средой. А это неизбежно влечет за собой изменение структуры и содержания урока, что нашло отражение в стандартах нового поколения (ФГОС).
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует школу не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты, в том числе на обеспечение «роста творческого потенциала учеников», их готовности к применению «универсальных учебных действий в жизненных ситуациях» [1].
При обучении школьников математике большая часть времени отводится на решение задач. В преподавании математики в школе до сих пор нередко используется «разучивание» с учащимися решений задач определенных типов. Кроме того, большинство типичных для школьного курса математики задач ориентированы на усвоение системы знаний, умений и навыков.
Анализируя литературу и основываясь на собственном педагогическом опыте, я пришла к мнению, что для формирования метапредметных и личностных универсальных учебных действий на уроках математики необходимо включение в процесс обучения задач, максимально приближенных к реальным жизненным ситуациям. К таким задачам относятся открытые задачи [4].
Формула закрытой задачи: «четкое условие + утвержденный способ решения + единственно правильный ответ». У большинства таких задач вопросы только двух типов: на нахождение (вычисление, построение, поиск алгоритма) или на доказательство. Фактически это даже не задачи, а упражнения по отработке некоторых интеллектуальных навыков. Например, навыка применения формул или какого-либо конкретного приема решения, при изучении нового материала.
Открытые задачи предполагают «размытое» условие, предполагающее разнообразные (часто нестандартные) методы решения, разнообразные варианты ответа [5]. Поэтому учащемуся необходимо самостоятельно осмыслить, дополнить, а иногда и сформулировать условие, вопрос открытой задачи, а также найти необходимые для ее решения сведения.
Стоит заметить, что открытая задача рассматривается не просто как упражнение, а как проблема, которая ставится учителем перед учениками. Однако в отличие от широко известных «проблемных ситуаций», которые используются в проблемном обучении и конструируются искусственно по заданной учебной теме, открытые задачи обычно связаны с жизнью.
Жизнь полна открытых задач: построить новый мост или станок, увеличить прибыль предприятия, уменьшить вероятность аварии… – любое из этих дел требует умения видеть и решать открытые задачи [2]. И даже наличие внушительного багажа знаний не является гарантией успеха: любой человек запросто может растеряться, столкнувшись с проблемой. Очень точно эту ситуацию описал специалист по ТРИЗ-педагогике А. А. Гин: «в зазор между задачами школярски закрытыми и жизненными, открытыми… проваливаются интерес учеников, и, соответственно, наши образовательные усилия» [2, с. 5].
В литературе выделен ряд требований, предъявляемых к условию открытых задач [3,6]. На мой взгляд, эти требования явно отражают направленность данных задач на формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике (Таблица 1).
Требование |
Формируемые УУД |
Проявления в деятельности ученика |
1. Наличие смыслового контекста. Наличие смыслового контекста в задании связано с тем, как воспринимает это задание учащийся: как значимое, имеющее для него самого ценность или как незначимое, неценное. |
Личностные УУД |
Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, возникновение намерения к решению, взятие на себя ответственности за полученный результат. |
2. Проблемность. Наличие противоречия между содержанием задания и имеющимся у учащегося опытом. |
Регулятивные УУД |
Понимание и принятие познавательной цели, сохранение её при выполнении учебных действий, постановка и формулировка проблемы, формулировка гипотезы, выстраивание плана действия для решения задачи. |
3. Неопределенность (открытость условия и многовариантность решения). Открытость условия означает отсутствие критериев правильности действий ученика или возможность ученика самостоятельно открыть какой-либо факт, правило и т. д. |
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
|
Учёт разных мнений, сравнение разных точек зрения, аргументация своей точки зрения, осуществление взаимного контроля. Поиск и выбор методов решения задачи, построение логических рассуждений, установление причинно-следственных связей. |
4. Доступность. Неудачи в решении заданий отрицательно влияют на внутреннюю мотивацию деятельности. |
Личностные УУД |
Проявление интереса к изучению математики, развитие интереса к математическому творчеству. |
5. Связь с курсом математики. |
Предметные УУД |
Расширение математических знаний, получаемых в рамках школьной программы. |
6. Интегративность (связь содержания с различными отраслями науки, производства и искусства). |
Познавательные УУД Личностные УУД |
Установление межпредметных связей. Формирование представления о значимости математической науки в жизнедеятельности человека. |
Таким образом, включение в содержание урока математики открытых задач позволяет организовать деятельность учащихся за пределами учебного предмета, которая направлена на овладение обобщенными способами работы с любым предметным понятием и связана с жизненными ситуациями. Это способствует освоению учениками обобщенных способов деятельности, которые применимы не только в рамках учебного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать требования ФГОС. Однако нельзя весь процесс обучения построить на открытых задачах. Учащиеся должны решать оба типа задач – открытые и закрытые. Их необходимо сочетать в определенной наиболее эффективной последовательности.
Список литературы:
Оригинал работы:
Открытые задачи на уроках математики как средство формирования универсальных учебных действий.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.