Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВажность и необходимость изучения дисциплины психология будущими медицинскими работниками невозможно переоценить. В Кисловодском медицинском колледже Минздрава России обучаются студенты по специальностям: сестринское дело, лечебное дело и медицинский массаж. Специфика изучения психологии индивидуальна и адаптирована для каждой специальности. Более подробно остановимся на методике преподавания студентам специальности медицинский массаж.
Более пятидесяти пяти лет колледж готовит специалистов по массажу среди студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Дисциплина психология входит в цикл общепрофессиональных дисциплин и изучается в период второго и третьего семестра. В дисциплину включены следующие разделы: общая психология, социальная психология и медицинская психология.
Являясь преподавателем психологии у студентов, обучающихся специальности медицинский массаж с 2008 года, считаю необходимым изложить некоторые наработанные методики в преподавании обучающимся с ограниченными возможностями здоровья по зрению.
В колледже имеется кабинет психологии, который оборудован большим овальным столом и дополнительными маленькими учебными столами, а также мультимедийными средствами. Теоретические занятия, которые преобладают в программе по психологии, проводятся в виде дискуссий за круглым столом, что очень продуктивно для освоения, как нового материала, так и закрепления пройденного.
Традиционно, на первом занятии объясняю студентам важность и необходимость изучения психологии. Убеждаю, что психологические знания являются неотъемлемой частью их будущей профессиональной деятельности, наряду с владением различными приемами и методиками массажа. Не всегда осмысление и профессиональная идентичность появляются у студентов в начале обучения. Необходимо помнить, что не для всех студентов это их личный выбор, а вынужденное решение в силу ограниченности физических возможностей. Поэтому всем преподавателям важно прививать и вырабатывать у таких студентов любовь к этой профессии.
При обсуждении новой темы сразу обосновываем актуальность, в особенности для будущих массажистов. Проводим устный срез исходных знаний. Ввиду того, что группы бывают очень разновозрастные, и у многих уже есть образование, иногда и психологическое, необходимо выяснить, какой уровень знаний имеется у студентов, и какой к каждому применить подход. Например, для студентов, которым обсуждаемые темы знакомы и не представляют сложности в обучении, предлагаются дополнительные задания в виде кратких устных сообщений, углубляющих познания в изучении данных тем. Смысл таких заданий заключается в следующем: во-первых, повышается интерес для студентов, знающих обсуждаемые темы, в изучении уже известного, во-вторых, при невозможности дать объемный материал для домашнего задания, который начитывается студентам на диктофоны в конце занятия, это хороший способ углубления изучаемого материала. Начитываемый текст должен быть кратким, не более пятнадцати минут, лаконичным, для лучшего усвоения на слух.
Начиная с первой, вводной темы, студентам предлагается углубить знания, например, по направлениям и разделам психологии, которые в лекции упоминаются очень кратко. Студенты, подготовившие дополнительный материал, рассказывают о том, чего нет в начитанной лекции и то, что на их взгляд является интересным.
При изучении познавательной сферы необходимо объяснить процессы, дать определения терминам, обозначить свойства и функции изучаемых процессов, классифицировать их и т.д. Поэтому дополнительный, не менее важный материал о нарушении ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления и интеллекта предлагается в виде кратких устных сообщений.
При изучении характера, как структурной единицы личности, дополнительный материал по акцентуациям характера так же предлагается в виде устных сообщений студентов. Прослушав классификации акцентуаций Леонгарда и Личко, проводим их сравнительную характеристику.
В учебной программе есть темы, которые представлены как теоретическими, так и практическими занятиями. Например, тема «Стресс. Способы выхода из стресса» обсуждается на теоретическом занятии в вопросах понятия термина, видов, этапов стресса, исторического компонента возникновения. Изучаются концепции Селье и Голдстоуна, проводится их анализ и сравнительная характеристика. На практическом занятии студенты делятся на группы и составляют «Антистрессовые программы», в которые вносят, на их взгляд, наиболее продуктивные способы профилактики и выхода из стресса. По окончании работы программы зачитываются и обсуждаются. После обсуждения предлагается сформировать единую программу от всей группы. Таким образом, завершением изучения этой темы являются «Антистрессовые программы» по количеству групп на курсе, которые помещаются в кабинете на стенде «Сам себе психолог».
Тема «Интеллект» изучается на теоретическом и практическом занятии. На теории обсуждается понятие интеллекта, различные определения, т.к. нет единого общепринятого определения интеллекта в виду его сложности и многоплановости. Предлагаются концепции Айзенка в классификации интеллекта, нарушения интеллекта в формах деменции и олигофрении. На практическом занятии студенты тренируют свое мышление и интеллект решением интеллектуальных заданий различной степени сложности: находят правильное окончание началу фразы, собирают по порядку слова пословицы, подбирают к словам антонимы, синонимы, к существительным прилагательные. При выполнении этих заданий студенты делятся равномерно на малые группы. В каждой из групп обязательно присутствует студент с остатком зрения для письменного фиксирования результатов. Выполнить задание предлагается на скорость. Студенты, выполнившие задание быстрее и качественно получают более высокие баллы.
При изучении раздела социальная психология большое внимание уделяется теме «Общение», которой отводится одно теоретическое и три практических занятия. На теории, соответственно, обосновываются понятие, виды, функции, уровни общения. На практике студентам предлагается потренироваться в различных видах общения, отрабатывать коммуникативную компетентность как в предложенных преподавателем ситуациях, так и самим моделировать и составлять диалоги. В пару для диалога выбираются активный и застенчивый студенты для активизации и повышения самооценки последних. Составляются диалоги, которые могут происходить дома, на работе, на учебе, в магазине и т.д.
Тема «Конфликты» вызывает большой интерес у студентов. При изучении этой темы акцент делается на способы выхода из конфликтных ситуаций, на выработку умения применять способы и приемы эффективного общения. Диалоги составляются уже с учетом конфликтного компонента и моделируются различные варианты развития дальнейших событий при применении того или иного способа разрешения конфликта. Составляются рекомендации по профилактике конфликтов, которые вывешиваются на стенд в кабинете.
Тема «Психология семьи» традиционно обсуждается за чаепитием, тем самым заменяя академичную обстановку занятия домашней семейной атмосферой, что очень сближает и раскрепощает. Студентам очень нравится такая форма проведения занятия, они тщательно готовятся к нему, приносят, приготовленные своими руками, национальные блюда, красиво накрывают стол.
В раздел социальная психология входят темы, которые носят философский характер, такие как «Любовь», «Дружба», «Аффилиация и привязанность», «Одиночество и беспомощность», «Вражда и агрессивность». Эти темы обсуждаются в форме конференции, что позволяет не только обсудить интересующие вопросы, но и вырабатывать у студентов ораторское мастерство. Студенты парами или по трое выбирают темы для подготовки, сами находят материал для сообщения и выступают перед одногруппниками, сопровождая свое выступление презентациями, аудиоэффектами. Причем, выступление может быть подготовлено как в своей классической форме, так и в креативной: в форме диалога, в поэзии, в театрализованной сценке и т.д.
При изучении раздела медицинская психология акцент делается уже именно на профессиональную составляющую будущих массажистов. Обсуждаются конкретные ситуации, которые обыгрываются в ролях «массажист – пациент», моделируются способы выхода из них.
Большое внимание уделяется темам «Синдром профессионального выгорания» и «Профессиональные деформации» в виду их значимости и актуальности для будущих медицинских работников, будущих массажистов. К моменту изучения этих тем, студенты уже имеют опыт работы на учебных практиках, поэтому имеют первичное представление о том, с какими особенностями своей профессии им придется столкнуться.
Например, тема «Способы саморегуляции» предложена для изучения на теоретическом и практическом занятиях. На теории обсуждаются различные способы саморегуляции, их эффективность. На практическом занятии студенты демонстрируют способы саморегуляции: дыхательные техники, приемы самомассажа, приемы саморелаксации, аутотренинги, аффирмации.
По окончании изучения дисциплины, перед сдачей экзамена, среди групп проводится Олимпиада по психологии, как завершающий этап, подтверждающий психологические знания и умения студентов. От группы выбирается команда из шести человек, назначается капитан. Команды соревнуются в четырех этапах: приветствие, конкурс знатоков, психологические рекомендации и домашнее задание. В приветствии команды представляют участников в произвольной творческой форме. В конкурсе знатоков капитаны соревнуются в знании психологической терминологии. Дать психологические рекомендации предлагается капитанам после обсуждения всей командой. А на четвертом этапе команды демонстрируют домашнее задание в театрализованной форме на тему «Консультация у психолога». В жюри приглашаются преподаватели психологии. После подведения итогов вручаются номинации: «Гран-при» за первое место, «Лучшее приветствие», «Креативное домашнее задание», «Знаток психологии». Олимпиада по психологии – ежегодное открытое мероприятие, проводится в актовом зале колледжа с приглашением студентов и преподавателей. Особый интерес олимпиада представляет студентам первого курса, которым в следующем году предстоит так же отстаивать честь своих групп в соревновании в психологическом мастерстве. Студенты, участвовавшие в олимпиаде, имеют бонусы при сдаче экзамена: члены команды-победительницы и капитан-знаток, выигравший в номинации «Знаток психологии» освобождаются от сдачи экзамена, автоматически получая оценку по дисциплине исходя из своих текущих оценок, а остальные участники выбирают в билете один теоретический вопрос и отвечают только на него.
Формой итогового контроля по окончании изучения дисциплины является экзамен. Студентам выдаются материалы для подготовки к аттестации в виде вопросов и задач. В экзаменационный билет входят два теоретических вопроса и задача.
В целом хочется отметить, что изучение дисциплины психология вызывает большой интерес у студентов специальности медицинский массаж, что стимулирует меня, как преподавателя находить все новые и более разнообразные формы изучения этой сложной и интересной науки.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.