Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ организации учебного процесса самостоятельная работа студентов в связи с принятием новых ФГОС выдвигается на первый план. В действующих на сегодня в России учебных планах и программах соотношение между лекциями и самостоятельной работой редко не превышает соотношение 1:1. В Канаде, Соединенных Штатах, в Европе существует устойчивая тенденция снижения общего времени на чтение лекций и повышения времени самостоятельной работы студентов в примерном соотношении 1:3. Именно такое, трехкратное, превышение времени на самостоятельную работу студентов по сравнению с лекционной формой занятий считается наиболее эффективным для улучшения качества образования и подготовки специалистов. Причем понятно, что простейший путь уменьшения числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы не дает гарантии, что повысится качество образовательного процесса.
Задача преподавателя “дать удочку, а не рыбу”, стимулировать студентов на активный самостоятельный поиск решения задач, а не давать информацию в готовом виде, значительно усложнило преподавание как в “чистом” виде, так и подготовку к занятиям. Вместо “пришел –прочитал-спросил-поставил отметку”, теперь нужно мотивировать, разрабатывать задачу исходя из особенностей психологии и подготовки каждого студента, быть сопроводителем работы, контролировать каждый этап и результат. Это трудно и затратно по времени. И, на мой взгляд, главная проблема, это эффективность СРС.
Для практикующих преподавателей также абсолютно понятно, что значительный объем заданий, предлагаемых для самостоятельной работы, не выполняется вообще, выполняется формально или просто списывается с различных и доступных источников. Для галочки, вернее, троечки. А что, рассуждает студент: история – не профильный предмет, зачем мне она? Т.е. 50% учебного времени студентов, которые тратятся сегодня ими на самостоятельную работу, не дают ожидаемых результатов по следующим причинам: 1. Содержание самостоятельной работычастоне связано напрямую с формированием компетенций; 2.Недостаточная целенаправленность, слабый контроль, недостаточная дифференциация и вариативность, при которой минимально учитываются индивидуальные возможности студентов, не может обеспечить качество обучения; 3. Несформированность у студентов психологической готовности к самостоятельной работе, незнание общих правил ее самоорганизации, неумение реализовать предполагаемые ею действия. И если причины 1 и 2 могут быть устранены достаточно быстро самим преподавателем, то с причиной инфантильности студентов, нежелании самостоятельно приобретать знания нужно работать.Н. Г. Дмошинская в работе, посвященной диагностике освоения студентами гуманитарных дисциплин, выделяет следующие затруднения: мотивационные, коммуникативные, познавательные и информационные.Мотивационные затруднения - низкая мотивацияучебной деятельности в целом (или полное ее отсутствие), нежелание работать самостоятельно. Коммуникативные - затруднения, возникающие в построении отношений с субъектами педагогического процесса, например, неумение задавать вопросы педагогу, выступать перед аудиторией, работать в паре. Познавательные затруднения - затруднения, связанные с несформированностью над-предметных умений (затруднения в мыслительных операциях, например таких, как синтез, анализ, сравнение и т. д.). Информационные затруднения -затруднения, связанные с неумением найти нужную информацию (или обработать ее, тем более, чтообъем информации велик). Но навыков поиска информации и работы с нейчасто студенты не имеют.
Как преодолеть эти затруднения? Их можно решить, насыщая учебно-методические материалы информацией, элементами знаний и умений, отражающих реальные жизненные ситуации, меж предметные связи, а проверочные материалы должны содержать проблемные ситуации, требующие творческого мышления и личностного осмысления. Приобретая опыт в решении проблемных ситуаций, приближенных к реальным условиям, студент чувствует уверенность и начинает ассоциировать свой опыт с предметом изучения. Поэтому очень важна вариативность учебно-методических материалов по степени сложности, начиная с базового уровня и дополненного модулями, содержащими материал с нарастанием степени сложности. Студент вправе выбрать любой уровень сложности заданий, но не может опуститься ниже базового. Выбор уровня сложности задания побуждает студента к самооценке, к оценке уровня своей начальной подготовки и эффективности алгоритма, который он применил в работе с информацией.
Таким образом, основными условиями успешной самостоятельной работы студента являются:
Структурно СРС можно разделить на две части: организуемая преподавателем и самостоятельная работа самого студента, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам, коллоквиумам и т.п.) Работа под управлением преподавателя должна составлять не менее 20% от общего времени, выделяемого по учебному плану на самостоятельную работу. В нашем техникуме разработаны “Методические указания по выполнению студентами индивидуального проекта”. Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования, рекомендациями Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО №06-259 от 17.03.2015г. Оно является универсальным и меж предметным. С этим документом можно ознакомиться на сайте техникума “втэис.рф”.
На своих занятиях по истории я применяю различные виды СРС. Например:
Библиографический список
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.