Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСтановление новой системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Культура речи – неотъемлемая часть личностной характеристики. А для людей, чья деятельность связана с речевым общением, она, кроме того, является немаловажным условием их профессионального успеха.
Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг делового человека, а его речевые оплошности нередко становятся мишенью для насмешек. Как показывает жизнь, это может пагубно сказаться и на оценке профессиональной деятельности человека.
К сожалению, в течение долгих десятилетий необходимые качества культурной речи в нашем обществе формировались в основном за счет индивидуальных усилий и самообразования. Результатом явилось языковое оскудение. Поток жаргонизмов прорвался на страницы периодических изданий, хлынул на трибуны, проник даже на радио и телевидение. Проблемы языка вышли за рамки филологии и стали в ряд с общедуховными проблемами общества.
В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников к СПО выделяются главные трудности, одной из которых является отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение работать с первоисточниками, словарями, справочниками, что сказывается на пополнении словарного запаса. Большое внимание уделяется формированию умения пользоваться различными видами словарей: рассказывается о том, какие бывают словари, об их составителях, приводятся примеры различных словарных статей, даются задания для самостоятельной работы со словарями. Выполнение практических заданий, предлагаемых в данном курсе, помогает студентам повысить речевую культуру и улучшить грамотность.
Формируется умение обращаться к толковому словарю с помощью следующих упражнений: нахождение слова в толковом словаре; чтение в словарной статье толкования лексического значения слова; нахождение слов определенной группы по соответствующим пометам, изучение лексикографической разработки слов в филологических словарях разных типов.
При помощи словаря синонимов акцентируем внимание студентов как на чертах сходства синонимических слов, так и на имеющихся между ними различиях. Как известно, в синонимах не столько важно то общее, что их объединяет, сколько то частное, индивидуальное, что их разграничивает. Предлагаем следующие задания: определить функцию синонимов в предложенных предложениях (избежание повторов, усиление, уточнение, пояснение, сопоставление, противопоставление); подобрать синонимы к словам; рассмотреть различие слов, принадлежащих к одному синонимическому ряду (по смыслу или по сфере употребления). Наиболее эффективной для развития культуры речи студентов является синонимическая работа не над отдельными словами, а на специально подобранном текстовом материале.
Использование словаря синонимов на занятиях способствует развитию самостоятельного лингвистического мышления, позволяет глубже проникнуть в языковую природу синонимов.
Любознательный студент может поставить в затруднительное положение преподавателя, попросив указать происхождение того или иного слова, этимология которого не лежит «на поверхности». Практика работы показывает, что сведения по этимологии слов принимаются с большим интересом (например, в словах конец и начало исторически общий корень). Привлекая первокурсников к кратким этимологическим экскурсам, объясняем им, что установить научную этимологию слов и выражений весьма сложно. Для этого надо знать не только факты современного языка, но и его историю, его фонетические и грамматические законы, надо изучить данные родственных языков, овладеть методом сравнительно-исторического языкознания.
Учитывая методические требования, этимологическую работу необходимо начинать с таких случаев, когда образная структура слова не затемнена, а внутренняя форма слова прозрачна. Произвольно устанавливаемая связь между близкими по звучанию словами приводит к серьезным ошибкам.
Этимологические экскурсы имеют мировоззренческое значение; они вызывают интерес к изучению языка, расширяют лингвистический кругозор, помогают проникнуть в историческое языковое мышление. Знание истории слов помогает лучше разобраться в их строении, способствует повышению орфографической грамотности.
Фразеологический словарь поможет повысить культуру речи, обогатить словарный запас образными выражениями. Изучение фразеологии тесно связано с вопросами культуры и речевого мастерства. Речь человека, владеющего фразеологией, не только образна и выразительна, но строится быстрее и легче: фразеология облегчает конструирование предложений, обогащает речь студентов.
При изучении фразеологии выполняются следующие задания: рассмотреть функционально-стилистическую и экспрессивно-эмоциональную характеристику; выделить (или придумать) свободные и фразеологические словосочетания; объяснить значение и происхождение; подобрать фразеологические синонимы и антонимы; подобрать фразеологизмы к указанным темам (например, отношение к труду, владение языком, словом).
Важным подспорьем над лексикой иноязычного происхождения является словарь иностранных слов. В словарной статье дается не только указание, какому языку принадлежит заимствованное слово, толкование его значения, но и грамматическая характеристика слова. Обращаем внимание первокурсников на структуру слова, добиваясь закрепления в памяти знакомых или повторяющихся словообразовательных элементов.
Многолетний опыт передовых педагогов убедительно показал, что заинтересованная работа со словарями способствует формированию стремления к самообразованию, помогает выработать самостоятельность лингвистического мышления. Пользование словарями русского языка обогащает индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомит с нормами русского языка, предостерегает от неправильного употребления слов, их грамматических форм, произношения.
Слово – важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Нельзя не согласиться с А. Франсом, который сказал: «Нет магии сильней, чем магия слов». Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Нарушение одного из критериев может привести к речевым ошибкам: к неточному выбору слова, к нарушению лексической сочетаемости слов, к стилистически не оправданному употреблению омонимов и многозначных слов, к тавтологии и плеоназму, к смешению паронимов, к стилистически не оправданному употреблению синонимов, антонимов, к неоправданному употреблению слов с различной стилевой окраской, заимствованных слов, внелитературной лексики и лексическим анахронизмам.
Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным выводам и действиям, к нарушению речевой этики, а иногда к грубости, ссоре. Первокурсникам можно предложить задания по нахождению и исправлению лексических ошибок.
Богатство и разнообразие, оригинальность речи студента во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство. Как в устной, так и в письменной речи наблюдается значительное количество ошибок при употреблении фразеологизмов: замена компонента фразеологического сочетания; неоправданное сокращение или расширение состава фразеологического оборота; использование неудачного определения в составе фразеологического сочетания; контаминация, или смешение, двух оборотов; искажение грамматической формы компонентов фразеологизма; употребление фразеологизма, не соответствующего контексту; стилистическая неуместность использования фразеологического оборота.
Фразеологизмы обладают большими стилистическими возможностями, делают речь красочной, образной, помогают избежать шаблонности, сухости, безликости в речевом общении. Кроме того, убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствует о его поверхностных знаниях, низкой речевой культуре, о недостаточном запасе слов.
Основные разделы дисциплины «Русский язык и культура речи» рассматриваются с точки зрения языковых норм. Система упражнений и заданий по использованию грамматических форм направлена на то, чтобы добиться от студентов полного понимания теоретических данных и умения использовать эти данные как в устной, так и в письменной речи.
Особое место занимает рассмотрение речевых ошибок, разработаны специальные упражнения, нацеленные на их предупреждение.
При употреблении форм имени существительного обращаем внимание студентов на определение рода несклоняемых существительных иноязычного происхождения и русских несклоняемых существительных, на обозначение лиц по профессии, занимаемой должности, на вариантные падежные окончания.
При употреблении форм имени числительного напоминаем студентам правила использования собирательных числительных и склонение количественных.
В трудных случаях именного и глагольного управления предлагаем для нахождения и устранения ошибок стилистически неверные предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах, требующих разного управления (подбор и наблюдение над фактами, вместо подбор фактов и наблюдение над ними); нанизывание падежей (нельзя было ограничиться принятыми студентами решениями, вместо нельзя было ограничиться решениями, которые приняли студенты); конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления (беспокоиться о ком-нибудь, уверенность в чем-либо, но: тревожиться за кого-нибудь, вера во что-либо); выбор предложного сочетания вместо беспредложной конструкции и наоборот (разъяснение о смысле приказа, правильно: разъяснение смысла приказа).
Способность отбирать речевые средства с учетом ситуации и обстановки речи, умение избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций и говорит о мастерстве, о культуре речи. Как и другие слагаемые культуры, речевая культура прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.
Владение родным языком, культурой речи в значительной мере позволяет углубить познания в разных областях жизнедеятельности, расширить возможности овладения информацией, а, по словам древних философов, кто владеет информацией, тот владеет миром.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.