Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ этой статье я поделюсь опытом
проведения минут отдыха на уроках в 1 классах, разнообразных по содержанию,
способствующих повышению интенсификации уроков, активному и прочному восприятию
детьми учебного материала. Урок является основной формой обучения и воспитания
детей. Содержание и организация уроков должны соответствовать психофизическим
особенностям 1 класса. Произвольное внимание первоклассников неустойчиво и
характеризуется большой отвлекаемостью. Для этого необходимо, чтобы каждое
задание, каждый вопрос и задачи заставляли детей преодолевать трудности,
приучали их направлять и сосредотачивать внимание и мысли на изучаемом,
производить умственные усилия. По мере роста и развития детей необходимо
постепенно усложнять содержание уроков, вводя моменты, требующие более
длительного напряжения волевых усилий.
Организуя и проводя урок, учитель последовательно развёртывает перед детьми преподносимый материал, направляя их внимание и мысли на лучшее наблюдение и изучение. Он ставит перед детьми всё новые вопросы-задачи, вызывая их к указанию признаков изучаемого, расширяя круг их непосредственных наблюдений. Свои вопросы учитель обращает ко всему классу, вызывая не только тех, кто желает отвечать, но и тех, кто не расположен работать.
При проведении уроков письма следует учитывать, что маленькие дети не могут длительное время находиться в одном положении и заниматься весь урок письмом. На уроках письма первоклассники анализируют слова и предложения, которые они или писали, или им предстоит написать; под руководством учителя придумывают слова и предложения по определённому заданию. Это не только предупреждает утомляемость, но имеет большое значение для выработки навыков грамотного письма.
Несмотря на доступное содержание уроков, применение разнообразных приёмов, обеспечивающих внимание и работоспособность, первоклассники, в конце учебного дня, проявляют явные признаки усталости: они начинают позёвывать, вертеться, смотреть на многое отсутствующими глазами. Учитель должен научиться держать в поле своего зрения всех детей, чтобы уловить и степень понимания ими объясняемого и реакцию на его слова, и утомляемость учеников.
Заметив, что дети устали,
учитель даёт им одну две минуты отдыха, наполняя их освежающим и оживляющим
внимание содержанием. Хорошо, когда учитель владеет весёлыми шутками,
вопросами-загадками. Он может в нужный момент ввести в урок как разрядку,
переключающую внимание детей, дать минуту отдыха, смеха.
На уроках чтения с целью привлечения внимания детей и активизации их деятельности можно применить разнообразные приёмы. Сюда относятся упражнения в отчётливом чтении небольших статей, четверостиший, пословиц, поговорок, когда требуется энергичная работа речевого аппарата. Чтение поговорок, скороговорок можно проводить под счёт (такт) с замедлением и ускорением темпа, с усилением и ослаблением голоса. Такие упражнения обычно проходят весело, живо, что способствует созданию в классе атмосферы бодрости и хорошего настроения. Хоровое чтение – прекрасный отдых, оживляющий утомлённое внимание детей. Инсценирование басен, стихотворений, чтений диалогов являются также хорошей разрядкой на уроке. «Минуты тишины» тоже являются одним из видов отдыха на уроке и как упражнение в умении сдерживать свои порывы к разговору, смеху, быть спокойным в течение урока.
Первоклассники по своей природе эмоциональны, подвижны, непоседливы.
Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои желания и чувства,
если они противоречат интересам окружающих. Не следует торопить детей в
установлении полной тишины: умение быстро «собрать себя» требует и времени, и
упражнений. В начале, усаживаясь, дети производят много шума, но после
нескольких упражнений достаточно сказать : «Давайте послушаем тишину!» как они
буквально в одну секунду «замирают». Можно предположить детям сесть и тихо
посидеть в течение одной минуты. Полезно предложить детям прислушаться к
звукам, какие они услышат.
«Минуты тишины» являются не только физическим отдыхом для нервной системы, но и хорошей гимнастикой задерживающих волевых центров. Во время «минут тишины» можно проводить упражнения в координации движения детей. Учитель шёпотом произносит имя то одного, то другого ученика. Услышав своё имя, ученик должен тихо встать со своего места и, стараясь не задеть своего соседа, бесшумно подойти к учителю, затем так же бесшумно отправиться на всё место. Вызванный ребёнок старается, чтобы он был менее слышен. Он тщательно координирует и упорядочивает все свои движения. Весь класс, затаив дыхание, следит за каждом шагом и движением вызванного. Учителя должны не жалеть времени на «минуты отдыха» на уроке! Они являются повышением интенсификации учебно-воспитательного процесса, интеллектуальным и нравственным развитием детей.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.