Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаДети с ОВЗ сталкиваются с рядом трудностей при обучении. К каждому такому ребенку необходимо осуществлять индивидуальный подход. Не следует подчеркивать отсутствие успехов в учебной деятельности и критиковать за не вполне адекватное поведение. Педагогу нужно всячески поддерживать ребенка, воспитывая положительное отношение к учебной деятельности.
Общие принципы работы с детьми с ОВЗ следующие:
Обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. Запомнить отдельные факты, события, даты для детей с ментальными нарушениями бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Ментальная карта, в этом случае, становится опорой для такого ученика. Она позволяет вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.
Ментальные карты – это замечательный инструмент для интенсификации учебного процесса, для формирования ключевых компетенций, для повышения интереса к учебному предмету. Как мы работаем по ментальным картам с ребятами? Обучающиеся не получают ментальную карту в готовом виде, учатся составлять ее постепенно, с учетом закономерностей и последовательностей под руководством преподавателя. При этом используются традиционные методы объяснения материала, работа с учебником, слово учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с новыми терминами.
После составления ментальной карты для формирования у обучающихся умения ориентироваться в ней, проверки правильности, точности и полноты записи в качестве образца делается первичное озвучивание ментальной карты преподавателем. На дом обучающиеся получают задание еще раз прочитать теоретический материал темы и разобрать его по карте. Следующий урок начинается с повторного озвучивания преподавателем теоретического материала по ментальной карте, затем используются различные формы работы с обучающимися по нахождению, восприятию, пониманию, воспроизведению отдельных блоков и ментальной карты в целом. Это беседы по вопросам, терминологический диктант, блиц-опрос, индивидуальные ответы у доски, парные взаимовопросы, "полетное" повторение. Работа по ментальной карте включена во все уроки по закреплению темы, ее обобщению и завершается уроками контроля и коррекции. Такое построение учебной деятельности обучающихся способствует тому, что подросток многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ по теме; эта тренировка помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление обучающихся.
Таким образом, ментальная карта представляет собой свернутое знание, готовое развернуться в объемное. Использование опорных конспектов в виде ментальных карт повышает качество усвоения информации: материал излагается дважды, обучающиеся готовятся к воспроизведению материала дома, возможно письменное или устное воспроизведение, возможны варианты ответов – все это позволяет прочно усвоить информацию. Использование ментальных карт позволяет развивать и творческие способности учащихся и формирует у них основы критического мышления.
Человек воспринимает тексты с помощью левого полушария мозга, правое же отзывается на картинки и образы. Если для запоминания пользоваться только текстом, способности воспринимать и запоминать уменьшаются наполовину. Ребенку с ментальными нарушениями трудно запомнить большой текст. Из-за однообразия и монотонности теряется острота восприятия и снижается объем необходимой информации. Появляется неуверенность в себе, теряется интерес к учебе. На конспектирование учебного материала тратится много нужного времени, оно используется и на поиск необходимой информации при прочтении конспекта. При традиционных способах записи нет места творчеству, что удручающе сказывается на учебных процессах подростков с ОВЗ.
Чтобы по-настоящему «проникнуться» какой-либо информацией нашему мозгу нужно ее:
Иными словами, чем больше органов чувств, навыков и связей мы используем при обдумывании, тем более качественные идеи будет выдавать мозг.
Для того чтобы составить ментальную карту, необходимо руководствоваться следующими принципами:
Также есть определенные правила, которым необходимо придерживаться при рисовании карты:
Следуя этим правилам, создаются красивые, легко запоминающиеся ментальные карты, с которыми интересно учиться. Создатель ментальных карт английский психолог Тони Бьюзен говорит, что именно так наш мозг и мыслит. Такими вот пучками (он называет это радиальной схемой) и ассоциациями. А значит именно такой формат подачи информации самый понятный для нашего мозга. Это особый вид творчества, который развивает наше мышление и память. Создавать ментальную карту просто; к тому же при этом ребята с ОВЗ получают удовольствие от творчества и тратят меньше времени, чем тратили бы на работу с обычными текстами. Информацию легче запоминать, когда она наглядно, структурно представлена на одном листе. При создании ментальной карты осуществляется несколько процессов: записывание информации, запоминание ее, развитие мышления (ассоциативное, творческое, логическое), памяти. При этом задействуется весь потенциал мозга!
Итак, подведем итоги: Конспект или ментальные карты?
Ментальные карты
Где применять?
На самом деле применение ментальных карт безгранично. Работа с ментальными картами - это простой и эффективный способ подготовки к экзаменам. Причем, неважно, какой предмет вы сдаете. Если это математика, то можно создать ментальную карту по основным формулам, если английский, можно записать в виде карты правила и исключения из них; то же самое с физикой, экономикой, географией и другими предметами. Даже при подготовке к сочинению ментальные карты незаменимы, потому что при помощи них можно создавать структуру текста. У меня, например, есть ментальная карта этой статьи - основные ключевые темы, о которых необходимо рассказать.
Когда есть основа, написать развернутый целостный текст намного проще!
Литература:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.