Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Обучение студентов с ОВЗ с использованием ментальных карт

20.05.2016 1382 2266
Бочарова Светлана Вениаминовна
Бочарова Светлана Вениаминовна, преподаватель

Волгоградский индустриальный техникум

Дети с ОВЗ сталкиваются с рядом трудностей при обучении. К каждому такому ребенку необходимо осуществлять индивидуальный подход. Не следует подчеркивать отсутствие успехов в учебной деятельности и критиковать за не вполне адекватное поведение. Педагогу нужно всячески поддерживать  ребенка, воспитывая положительное отношение к учебной деятельности.

Общие принципы работы с детьми с ОВЗ  следующие:

  • осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • предотвращать наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности).
  • в процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать необходимые навыки учебной деятельности;
  • предусмотреть в системе коррекционных мероприятий проведение подготовительных занятий (пропедевтический период) и обеспечить обогащение детей знаниями об окружающем мире;
  • уделять на уроках и во внеурочное время постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей;
  • проявлять особый педагогический такт - постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.

Обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. Запомнить отдельные факты, события, даты для детей с ментальными нарушениями  бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Ментальная карта, в этом  случае,  становится опорой для такого ученика. Она позволяет   вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

Ментальные карты  – это замечательный инструмент для интенсификации учебного процесса, для формирования ключевых компетенций, для повышения интереса к учебному предмету. Как мы работаем по ментальным картам   с ребятами? Обучающиеся  не получают ментальную карту  в готовом виде, учатся составлять ее  постепенно, с учетом закономерностей и последовательностей  под руководством преподавателя. При этом используются традиционные методы объяснения материала,  работа с учебником, слово учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с новыми терминами.
После составления ментальной карты  для формирования у обучающихся  умения ориентироваться в ней, проверки правильности, точности и полноты записи в качестве образца делается первичное озвучивание ментальной карты  преподавателем. На дом обучающиеся  получают задание еще раз прочитать теоретический материал темы и разобрать его по карте. Следующий урок начинается с повторного озвучивания преподавателем теоретического материала по ментальной карте, затем используются различные формы работы с обучающимися  по нахождению, восприятию, пониманию, воспроизведению отдельных блоков и ментальной карты  в целом. Это беседы по вопросам, терминологический диктант, блиц-опрос, индивидуальные ответы у доски, парные взаимовопросы, "полетное" повторение. Работа по ментальной карте включена во все уроки по закреплению темы, ее обобщению и завершается уроками контроля и коррекции. Такое построение учебной деятельности обучающихся  способствует тому, что подросток  многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ по  теме; эта тренировка помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление обучающихся.
Таким образом, ментальная карта  представляет собой свернутое знание, готовое развернуться в объемное. Использование опорных конспектов в виде ментальных карт  повышает качество усвоения информации: материал излагается дважды, обучающиеся   готовятся к воспроизведению материала  дома, возможно письменное или устное воспроизведение, возможны варианты ответов – все это позволяет прочно усвоить информацию. Использование ментальных карт  позволяет развивать и творческие способности учащихся и формирует у них основы критического мышления.

Человек  воспринимает тексты с помощью левого полушария мозга, правое же отзывается на картинки и образы. Если для запоминания  пользоваться только текстом, способности воспринимать и запоминать  уменьшаются  наполовину. Ребенку с ментальными нарушениями трудно запомнить большой текст. Из-за однообразия  и монотонности теряется острота восприятия и снижается объем необходимой информации. Появляется неуверенность в себе, теряется интерес к учебе. На конспектирование учебного материала тратится много нужного времени, оно используется и на  поиск необходимой информации при прочтении конспекта. При традиционных  способах записи нет места творчеству, что удручающе сказывается на учебных процессах подростков  с ОВЗ.

Чтобы по-настоящему «проникнуться» какой-либо информацией нашему мозгу нужно ее:

  • Увидеть
  • Услышать
  • Понюхать
  • Потрогать
  • Лизнуть
  • Нарисовать
  • Произнести
  • И так далее

Иными словами, чем больше органов чувств, навыков и связей мы используем при обдумывании, тем более качественные идеи будет выдавать  мозг.

Для того чтобы составить ментальную кар­ту, необходимо руководствоваться следую­щими принципами:

  1. Главная тема помещается в центре листа.
  2. Вместо фраз записываются только ключе­вые слова, несущие основную смысловую на­грузку.
  3. Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к перифе­рии.
  4. К основным веткам добавляются картин­ки.

Также есть определенные правила, которым необходимо придерживаться при рисовании карты:

  1. Бумагу лучше брать белую, нелинован­ную, желательно формата А4, лист располо­жить горизонтально, чтобы всё на нем умести­лось.
  2. Слова располагать на веточках сверху, не сбоку, не под веткой. Это делает карту более наглядной. На одной ветке только одно, мак­симум два слова, не нужно писать целое пред­ложение. Наше мышление ассоциативно - одно ключевое слово помогает вспомнить большой блок информации.
  3. Структура карты радиальная: основная тема в центре, остальные слова записываются на ветках, отходящих от центра к периферии.
  4. Используйте как можно больше карти­нок: к главным веткам и центральной теме они обязательны! Выделяйте разные ветки разны­ми цветами: так будут лучше видны основные информационные блоки, а картинки позволят намного быстрее запомнить информацию.
  5. Пишите печатными буквами, и вы сэко­номите время на прочтение.
  6. Длина ветки должна равняться длине слова _ так карта будет более наглядной, и вы эффективно используете пространство бума­ги.

Следуя этим правилам,  созда­ются  красивые, легко запоминающиеся мен­тальные карты, с которыми интересно учиться. Создатель ментальных карт английский психолог Тони Бьюзен говорит, что именно так наш мозг и мыслит. Такими вот пучками (он называет это радиальной схемой) и ассоциациями. А значит именно такой формат подачи информации самый понятный для нашего мозга.  Это особый вид творчества, который развивает наше мышление и память. Создавать ментальную карту просто; к тому же при этом ребята с ОВЗ получают  удовольствие от творчества и тратят  меньше времени, чем тратили бы на работу с обычными текстами. Информацию легче запоминать, когда она на­глядно, структурно представлена на одном листе. При создании   ментальной  карты осуществляется несколько процессов: записы­вание  информации, запоминание  ее, развитие  мышления (ассоциативное, творческое, логическое),  памяти.  При этом задействуется  весь потенциал  мозга!

Итак, подведем итоги: Конспект или ментальные карты?

Ментальные карты

  • Нагляднее (за счет рисунков, стрелок и цветов)
  • Быстрее (вы быстрее бежите глазами по карте)
  • Структурированнее (видны связи и иерархия)
  • Приятнее (Поверьте рисовать карту гораздо веселее, чем писать нудный конспект!)

Где применять?

  • При чтении
  • При докладах
  • Для запоминания
  • Для обучения (и студентам и преподавателям)
  • Для выбора из нескольких вариантов
  • Для придумывания нестандартных идей

На самом деле применение ментальных карт безгранично. Работа с ментальными картами - это про­стой и эффективный способ подготовки к экзаменам. Причем, неважно, какой предмет вы сдаете. Если это математика, то можно создать ментальную карту по основным формулам, если английский, можно записать в виде кар­ты правила и исключения из них; то же самое с физикой, экономикой, географией и другими предметами. Даже при подготовке к сочине­нию ментальные карты незаменимы, потому что при помощи них можно создавать структу­ру текста. У меня, например, есть ментальная карта этой статьи - основные ключевые темы, о которых необходимо рассказать.

Когда есть основа, написать развернутый целостный текст намного проще!

Литература:

  1. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц ограниченными возможностями здоровья. 6-е издание под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М.-2011.
  2. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. - М, 1998.
  3. http://nsportal.ru Синькова Н.Л. «Особенности учебной деятельности у детей с ЗПР в начальной классах общеобразовательных школ».                                                         



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*