Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНаши дети - это наша старость,
плохое воспитание - это наше будущее горе, слезы,
это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной
А.Макаренко
Традиционно главным институтом воспитания
является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он
сохраняет в течение всей последующей
жизни. Ни детский сад, ни школа, ни другое учебное заведение не даст столько
ребенку, как семья, ведь в семье он проводит большую часть своей жизни.
Семья- это
1. И трудовой коллектив,
2. И моральная опора,
3. И высшие человеческие привязанности,
4. И пространство для отдыха,
5. И школа доброты,
6. И многообразная система отношений с родителями братьями, сестрами, родными и знакомыми,
7. Мораль и вкусы,
8. Манеры и привычки,
9. Мировоззрения и убеждения,
10. Характер и идеалы
- основы всего этого закладываются в семье.
Современный мир с его
экономическими кризисами, увеличением числа разводов, ухудшением качества
образования, постоянными стрессами и прочими «прелестями» цивилизации истощают
людей физически, эмоционально и духовно, поэтому им всё труднее воспитывать детей.
Понимаем ли мы своих детей? Первостепенная родительская задача - не потерять контакт с ребенком. Многие из собственной практики знают, как сложно разговаривать с подростками, возникает ощущение полярности взглядов и ценностей, возникает конфликт. О конфликте поколений говорили многие великие люди. Тургенев посвятил этой проблеме роман «Отцы и дети». Роман был написан во 2-ой половине 19 века. Прошло немало времени с тех пор, а проблема существует и поныне.
Конфликт поколений - это противоборство старого и нового. Эта проблема появляется в каждой семье тогда, когда наши дети становятся взрослее. Повзрослевший ребенок зачастую не оправдывает вложенных в его воспитания сил. Поступает вопреки требованиям и ожиданием родителей, с упорством сопротивляясь и ни в какую не желая исполнять роль счастливого подтверждения их не зря прожитым годам. Конфликт поколений был, есть и будет всегда. За конфликтом в семье чаще всего стоит нежелание понять ребенка. Чтобы изменить поведение ребенка, в первую очередь необходимо родителям изменить себя, так как ребенок копирует поведение взрослых, берет с них пример. Повзрослевшие дети очень часто в ответ родителям говорят, чтобы те посмотрели и вспомнили, как они грубили своим родителям.
Важно помнить: Воспитание-это взаимодействие, взаимоотношение детей и взрослых, в результате которых изменяются и те, и другие. Ведь именно в семье складывается представления ребенка о добре и зле, об уважительном отношении к духовным и материальным ценностям, о порядочности. Ребенок вместе с семьёй переживает чувство любви, долга, дружбы, ответственности, честности…
Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию буйных, низменных страстей, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Из вышесказанного следует сделать вывод: прежде чем требовать от ребенка потребуй в первую очередь от себя. Чтобы успешно воспитывать детей, родители должны заниматься самовоспитанием, на протяжении всей своей жизни, быть для своих детей примером.
В последнее время всё чаще и чаще в периодической печати встречается термин «кризис семьи». Действительно, следует признать, что частичные признаки его действительно проявляются. Этому способствует переход к рынку, рост безнадзорности, рост подростковой преступности, приобщение детей к употреблению алкоголя, табакокурению , наркомании и токсикомании, роль интернета, порой откровенные фильмы и передачи по телевидению, резкое падение авторитета родителей и учителей. Этот перечень можно продолжать еще и еще.
Прервана связь поколений и много хороших традиций утеряно, и, по- видимому, пришла пора их найти, узнать и возродить. Сегодня нам необходимо заявить в повестке дня проблему семейного воспитания и взаимосвязи учебного заведения и семьи, как одну из актуальных проблем педагогической науки. Необходимо понять причины поведения ребенка. В ходе бесед со студентами задаешь вопрос о том, что же такое счастье? 70% ребят отвечают:
«Это – когда тебя понимают!»
«Это – когда тебя любят!»
«Это – когда в трудную минуту помогут и ничего не попросят взамен!»
Обобщение существующих подходов к систематизации принципов воспитания позволило выделить в них следующие основополагающие положения, детерминирующие организацию и осуществление педагогического взаимодействия между родителями и детьми.
Принцип
креативности предусматривает создание в семье необходимых условий для
свободного развития и реализации
способностей детей.
Принцип гуманизма предполагает признание личности ребенка.
Принцип демократизма основывается на установление равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми («руководящая роль» ребенка в семье не рассматривается и является абсурдной).
Принцип гражданственности, т.е. реализация собственных прав и исполнение обязанностей перед государством, обществом и семьей.
Принцип ретроспективности – это преемственность национальной воспитательной системы.
Принцип приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей, т.е. критерии отбора семейных норм и ценностей не противоречат нормам, признанным человечеством.
Общие перспективы, совместная деятельность, трудовые обязанности, традиции, взаимопомощь, совместные решения, общие интересы и увлечения служат благодатной почвой для становления личности подростка, т.е. в руках родителей окажется эффективное средство воспитательного взаимодействия.
Но нельзя забывать и о типе темперамента ребенка.
Если к ребенку применяли физические наказания за проступки, то у него проявляется такие отрицательные качества как лживость, агрессивность и т.д.
Если ребенка не приучили к труду (за него всё выполнили взрослые), то у него проявляется такие отрицательные качества как лень, безволие, хитрость и т.д.
Если ребенку было дозволено все, то он никогда не будет ценить и беречь вещи.
Если с ребенком
мало общались, то у него не будут развиты интеллект, способность
сопереживать и т.д.
Очень часто возмущает взрослых - это попытка ребенка самоутвердиться. Часто от неумения родителей и педагогов увидеть причину такого возмущения подростка, приводит к тому, что взрослые неправильно реагируют на поступки детей. Пустяк, который считают взрослые - огромная проблема для подростка. И здесь самое главное помочь ребенку найти достойный путь самоутверждения.
Подростку очень нужен взрослый друг, с которым он мог бы поделиться самым сокровенным, подросток должен рассчитывать на помощь и поддержку взрослых.
Сегодня мы начинаем глубже осознавать животворную роль семейных этнопедагогических традиций. Дикий шиповник и благородная роза – биологически один и тот же вид. Но шиповник рос так, как ему удалось, а розу взрастили несколько поколений садовников – селекционеров. Будут традиции, будет забота о человеке и меньше корявых дичков. Ведь на многие вопросы, над решением которых мы сейчас задумываемся, народная семейная педагогика ответила давным – давно, когда связь людей совсем юных, зрелых и пожилых объединяла в единую семью как естественно – биологическое и духовное сообщество людей.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.