Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль семьи в воспитании детей

08.02.2012 1503 4342
Шахпаронян Элеонора Витальевна
Шахпаронян Элеонора Витальевна, преподаватель

Армавирский машиностроительный техникум

Наши дети - это наша старость,
плохое воспитание - это наше будущее горе, слезы,
это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной
А.Макаренко


Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детский сад, ни школа, ни другое учебное заведение не даст столько ребенку, как семья, ведь в семье он проводит большую часть своей жизни.


Семья- это

1. И трудовой коллектив,

2. И моральная опора,

3. И высшие человеческие привязанности,

4. И пространство для отдыха,

5. И школа доброты,

6. И многообразная система отношений с родителями братьями, сестрами, родными и знакомыми,

7. Мораль и вкусы,

8. Манеры и привычки,

9. Мировоззрения и убеждения,

10. Характер и идеалы

- основы всего этого закладываются в семье.


Современный мир с его экономическими кризисами, увеличением числа разводов, ухудшением качества образования, постоянными стрессами и прочими «прелестями» цивилизации истощают людей физически, эмоционально и духовно, поэтому им всё труднее воспитывать детей.


Понимаем ли мы своих детей? Первостепенная родительская задача - не потерять контакт с ребенком. Многие из собственной практики знают, как сложно разговаривать с подростками, возникает ощущение полярности взглядов и ценностей, возникает конфликт. О конфликте поколений говорили многие великие люди. Тургенев посвятил этой проблеме роман «Отцы и дети». Роман был написан во 2-ой половине 19 века. Прошло немало времени с тех пор, а проблема существует и поныне.


Конфликт поколений - это противоборство старого и нового. Эта проблема появляется в каждой семье тогда, когда наши дети становятся взрослее. Повзрослевший ребенок зачастую не оправдывает вложенных в его воспитания сил. Поступает вопреки требованиям и ожиданием родителей, с упорством сопротивляясь и ни в какую не желая исполнять роль счастливого подтверждения их не зря прожитым годам. Конфликт поколений был, есть и будет всегда. За конфликтом в семье чаще всего стоит нежелание понять ребенка. Чтобы изменить поведение ребенка, в первую очередь необходимо родителям изменить себя, так как ребенок копирует поведение взрослых, берет с них пример. Повзрослевшие дети очень часто в ответ родителям говорят, чтобы те посмотрели и вспомнили, как они грубили своим родителям.


Важно помнить: Воспитание-это взаимодействие, взаимоотношение детей и взрослых, в результате которых изменяются и те, и другие. Ведь именно в семье складывается представления ребенка о добре и зле, об уважительном отношении к духовным и материальным ценностям, о порядочности. Ребенок вместе с семьёй переживает чувство любви, долга, дружбы, ответственности, честности…

Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию буйных, низменных страстей, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Из вышесказанного следует сделать вывод: прежде чем требовать от ребенка потребуй в первую очередь от себя. Чтобы успешно воспитывать детей, родители должны заниматься самовоспитанием, на протяжении всей своей жизни, быть для своих детей примером.


В последнее время всё чаще и чаще в периодической печати встречается термин «кризис семьи». Действительно, следует признать, что частичные признаки его действительно проявляются. Этому способствует переход к рынку, рост безнадзорности, рост подростковой преступности, приобщение детей к употреблению алкоголя, табакокурению , наркомании и токсикомании, роль интернета, порой откровенные фильмы и передачи по телевидению, резкое падение авторитета родителей и учителей. Этот перечень можно продолжать еще и еще.

Прервана связь поколений и много хороших традиций утеряно, и, по- видимому, пришла пора их найти, узнать и возродить. Сегодня нам необходимо заявить в повестке дня проблему семейного воспитания и взаимосвязи учебного заведения и семьи, как одну из актуальных проблем педагогической науки. Необходимо понять причины поведения ребенка. В ходе бесед со студентами задаешь вопрос о том, что же такое счастье? 70% ребят отвечают:

«Это – когда тебя понимают!»

«Это – когда тебя любят!»

«Это – когда в трудную минуту помогут и ничего не попросят взамен!»


Обобщение существующих подходов к систематизации принципов воспитания позволило выделить в них следующие основополагающие положения, детерминирующие организацию и осуществление педагогического взаимодействия между родителями и детьми.


Принцип креативности предусматривает создание в семье необходимых условий для свободного развития и реализации способностей детей.


Принцип гуманизма предполагает признание личности ребенка.


Принцип демократизма основывается на установление равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми («руководящая роль» ребенка в семье не рассматривается и является абсурдной).


Принцип гражданственности, т.е. реализация собственных прав и исполнение обязанностей перед государством, обществом и семьей.


Принцип ретроспективности – это преемственность национальной воспитательной системы.


Принцип приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей, т.е. критерии отбора семейных норм и ценностей не противоречат нормам, признанным человечеством.


Общие перспективы, совместная деятельность, трудовые обязанности, традиции, взаимопомощь, совместные решения, общие интересы и увлечения служат благодатной почвой для становления личности подростка, т.е. в руках родителей окажется эффективное средство воспитательного взаимодействия.

Но нельзя забывать и о типе темперамента ребенка.


Если к ребенку применяли физические наказания за проступки, то у него проявляется такие отрицательные качества как лживость, агрессивность и т.д.


Если ребенка не приучили к труду (за него всё выполнили взрослые), то у него проявляется такие отрицательные качества как лень, безволие, хитрость и т.д.


Если ребенку было дозволено все, то он никогда не будет ценить и беречь вещи.


Если с ребенком мало общались, то у него не будут развиты интеллект, способность сопереживать и т.д.


Очень часто возмущает взрослых - это попытка ребенка самоутвердиться. Часто от неумения родителей и педагогов увидеть причину такого возмущения подростка, приводит к тому, что взрослые неправильно реагируют на поступки детей. Пустяк, который считают взрослые - огромная проблема для подростка. И здесь самое главное помочь ребенку найти достойный путь самоутверждения.


Подростку очень нужен взрослый друг, с которым он мог бы поделиться самым сокровенным, подросток должен рассчитывать на помощь и поддержку взрослых.


Сегодня мы начинаем глубже осознавать животворную роль семейных этнопедагогических традиций. Дикий шиповник и благородная роза – биологически один и тот же вид. Но шиповник рос так, как ему удалось, а розу взрастили несколько поколений садовников – селекционеров. Будут традиции, будет забота о человеке и меньше корявых дичков. Ведь на многие вопросы, над решением которых мы сейчас задумываемся, народная семейная педагогика ответила давным – давно, когда связь людей совсем юных, зрелых и пожилых объединяла в единую семью как естественно – биологическое и духовное сообщество людей.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*