Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ нашем учебном учреждении получают профессию выпускники специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Это дети с легкой формой задержки психического развития (ЗПР). По мере демократизации нашего общества усиливается и гуманизация образования. Проявление заботы о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – их обучение в системе профессионального образования, помощь в овладении рабочими профессиями, коррекция их развития и социализация аномальных детей.
С 1995 года автор преподавала в группах коррекции предмет «История России ХХ века» по программе обучения без получения среднего общего образования. Для эффективной работы были изучены общие вопросы дефектологии и методики обучения обучающихся вспомогательных учреждений, с годами накоплен и обобщен практический опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В специальной литературе мало разработок, освещающих преподавание в специализированных учреждениях, и практически совсем не разработан вопрос о преподавании теоретических курсов для обучающихся с ОВЗ в системе профессионального образования. Поэтому предложенные материалы, возможно, окажут методическую помощь педагогам, работающим с данной категорией обучающихся.
Целью обучения истории обучающихся коррекционных групп является, прежде всего, их социальная адаптация, т.к. под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития.
Не имеет смысла ставить своей целью дать ученикам строго систематизированные знания по истории. Курс истории должен строиться на изучении наиболее ярких, значительных событий отечественной истории. Наша цель – воспитать из всех детей, в меру их возможностей, сознательных граждан, участвующих в созидательной жизни страны.
Решать коррекционные задачи уроков истории наиболее эффективно позволяют следующие условия и методические приемы:
1) Обеспечение разнообразия выполняемых заданий репродуктивного, познавательного и творческого характера, что позволяет активизировать различные познавательные процессы, развивает речь, мышление, воображение.
Как правило, обучающиеся коррекционных групп с удовольствием работают с учебником (составляют конспекты по вопросам, сами готовят вопросы к тексту, могут составить простой план параграфа). Большинство детей любят задания по работе с картой и заполнение контурных карт (о работе с картой будет сказано отдельно). Они способны выполнять простые творческие задания: описывать репродукции картин с историческим сюжетом или писать мини-сочинения об исторических деятелях. Такие работы получаются успешнее, если даются ориентиры и указания к их выполнению.
Конечно, написание таких работ должно быть предварено детальным повторением темы и выполнением подготовительных заданий.
2) Задания, предлагаемые группе, должны быть дифференцированы по трудности материала и сложности их выполнения.
Кто-то из обучающихся может отвечать устно, но не умеет составлять конспекты, не владеет письменной речью; кто-то испытывает трудности при разговоре, поэтому ему легче выполнить письменное задание. Эти особенности обязательно нужно учитывать и индивидуализировать задания. Кроме того, по нашим наблюдениям, эффективна работа в малых группах, в которых представлены обучающиеся, как с различными дефектами, так и с различными умениями. Им выдается общее задание, которое они выполняют сообща, и выставляются одинаковые оценки за выполнение. Таким образом, дети помогают друг другу, учат и контролируют себя сами. Важен и воспитательный аспект: ребята учатся работать в коллективе или, как сейчас принято говорить, в «одной команде». Это подготавливает их к трудовой деятельности, формирует общие компетенции.
3) Сочетание на основных этапах урока различных методов и приемов обучения.
Для обучающихся коррекционных групп сложно воспринимать уроки-лекции, готовиться к урокам-семинарам, они не могут долго самостоятельно конспектировать или выполнять большие по объему задания. Оптимально на одном уроке использовать «ассорти» методических приемов. Это не ослабит интерес и позволит «переключить» работу органов чувств, одновременно разгружая и тренируя их.
По данным румынского дефектолога Г.Раду при словесном методе обучения умственно отсталые дети усваивают не более 20% новых сведений и сообщений на уроке. При совместном применении слова и наглядности процент усвоения новых сведений возрастает до 28-37 % и только при сопряженном использовании слова, наглядности и практической деятельности ученики усваивают 58-70% сведений.
В использовании названных методов тоже есть специфические особенности. Сформировать знания у обучающихся с ЗПР, используя обычное объяснение и показ, удается далеко не всегда. Умственно отсталые дети во многих случаях усваивают в основном второстепенные сведения. Поэтому в рассказе нужно избегать чрезмерно обобщенных описаний. Следует специально выделить отдельные мелкие детали, опираясь на которые впоследствии обучающийся вспомнит содержание урока. Для усиления эмоциональности рассказа, повышения его образовательной и воспитательной ценности можно использовать отрывки из произведений художественной литературы. При этом приеме важно чувствовать меру, т.к. при сильной возбудимости обучающихся эмоции могут «перекрыть» зону памяти, а для детей, близких к аутизму, такой прием излишен.
Предметно-образная наглядность способствует формированию представлений. Однако при организации восприятия наглядного материала данной категории обучающихся следует предоставить достаточно времени для знакомства с объектом изучения. Поэтому из многочисленных экранных средств обучения полезнее использовать кинофрагменты, презентации чем полные фильмы, рассчитанные на большую быстроту восприятия предлагаемого материала. Восприятие необходимо направлять предварительными заданиями и комментариями преподавателя.
Специфические трудности возникают у обучающихся коррекционных в работе с символической наглядностью, в первую очередь – с картой. Для исправления этого недостатка прежде всего необходимо использование словесного описания событий на основе карты, а также иллюстративной наглядности. Вспомогательным приемом является размещение на карте иллюстраций (стрелок, флажков, звездочек, человечков) и организация рассказов обучающихся по таким дополнениям.
Для упрощения понимания и запоминания хода военных действий нами используются карто-схемы войн или отдельных сражений. Карто-схемы создаются на глазах учащихся на доске в виде меловых схем и воспроизводятся ими сначала в тетрадях, а в ходе закрепления материала – на доске.
В психологических исследованиях по проблемам дефектологии рекомендуется использовать схематические изображения при изучении любого теоретического материала. Сущность составления словесно-графических схем заключается в том, что вокруг главного признака (события) объединяются другие его признаки (события). При рассмотрении причин и следствий явлений возможен графический показ этих причинно-следственных отношений, например, при помощи соединительных стрелок.
Обучающиеся коррекционных групп затрудняются воспринимать и запоминать сложные схемы с зашифрованной информацией. Для них более доступны опорные схемы с небольшим числом информативных единиц. При работе со схемами и опорными конспектами можно использовать опыт В.Ф.Шаталова. Так эффективным является сжатое изложение материала преподавателем по опорным конспектам, которое следует за развернутым объяснением, а также использование схем и опорных конспектов при повторении и изложении ранее изученного материала.
При закреплении и повторении материала, при изучении некоторых новых тем нами используются специально составленные для коррекционных групп рабочие тетради. Имеющиеся в продаже готовые рабочие тетради по курсу истории не учитывают особенностей данной категории обучающихся и привязывают преподавателя к изложению материала в заданных объеме и последовательности. Отступление от порядка изложения в тетради не желательно, т.к. некоторые дети могут потерять нить изложения. Последовательность заданий рабочей тетради должна совпадать с планом изучения темы. Обучающиеся могут сами принять участие в создании таких рабочих тетрадей на уроках или во внеурочной работе.
Задания рабочей тетради содержат составление карто-схем, выбор правильных и вычеркивание неправильных ответов в тестах, исправление и дополнение ошибочных и неполных ответов, раскрытие причинно-следственных связей, работу с документами и т.д. Таким образом, происходит не только восприятие, но и осмысление материала.
4) Еще один момент обязателен при работе с детьми с ОВЗ – это доброжелательная, теплая атмосфера, особый психологический климат на уроке. Любовь и понимание нужны каждому ребенку, а детям с больной психикой – особенно. Они не станут профессиональными историками, их знания относительно других ребят – примитивны. Но мы не жалеем похвалы и хороших оценок для этих детей, потому что каждый правильный ответ – это их победа прежде всего над собственным спящим разумом, это шаг в становлении их личности. Успех должен приводить к новым успехам – таково кредо нашей работы и цель психолого-педагогического воздействия на обучающихся корррекционных групп.
Список использованной литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.