Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаУчителям хорошо известен страх многих учащихся перед словом «теорема». Преодолеть его помогает целенаправленная работа, цель которой – осознание учащимися формулировки теоремы, что должно предшествовать ее доказательству. При этом весьма важно, чтобы ученики приняли посильное участие в составлении формулировки изучаемой теоремы. Факты, открытые учащимися самостоятельно, осознаются и усваиваются ими лучше, чем преподнесенные учителем в готовом виде, ведь недаром еще в древности Конфуций сказал: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь». Меняется и отношение учащихся к геометрическому объекту, созданному своими трудами, по отношению к тому, как если бы его просто предоставили в готовом виде или определили. Ведь он помнит весь процесс творения – с чего начинался объект, какие трудности пришлось преодолеть, прежде чем прийти к желаемому результату.
Широкие возможности в этом направлении предоставили новые компьютерные технологии, которые привели к перевороту в возможностях геометрических экспериментов. С помощью эксперимента можно установить множество фактов, которые станут открытиями для учащихся. Современные компьютерные программы позволяют учащимся обнаруживать закономерности в различных геометрических явлениях, либо проверять выполнение ранее подмеченных закономерностей. Примером одной из таких программ является учебно-методический комплекс (УМК) «Живая геометрия».
Одно из главных достоинств УМК «Живая геометрия» – возможность непрерывно менять объекты – осуществлять деформацию фигуры или отдельных её частей, при этом первоначальное изображение может принимать самые различные формы. Получается, что ученик работает не с каким-то единственным объектом, например, треугольником или четырехугольником, а – с целым семейством. Эта особенность позволяет учащимся принимать участие в выдвижении гипотез и осуществлять их экспериментальную проверку. Один из примеров – теорема о площади треугольника.
Для открытия данной теоремы организуется работа учащихся с файлом treug.gsp(рис 1), созданным учителем в УМК «Живая геометрия».
Рис. 1
В левом верхнем углу экрана отображаются числовые значения элементов изображённой фигуры – длина стороны треугольника и высота, поведенная к ней, а также имеются их цветовые изображения (для более наглядного представления). Ниже расположена вычисляемая величина – площадь треугольника.
По данным файла учащиеся замечают, от каких величин (элементов треугольника) зависит площадь данного треугольника. Для самостоятельного открытия теоремы о площади треугольника учащимся необходимо ответить на вопросы:
1) какой формулой выражается эта зависимость;
2) зависит ли площадь треугольника от его вида.
Для ответа на эти вопросы с помощью данного файла учащиеся приступают к своеобразному эксперименту – динамизации геометрического объекта, в частности треугольника, используя кнопки, расположенные слева от чертежа.
Для выявления закономерности в изменении площади треугольника в зависимости от изменения высоты и основания треугольника предназначены кнопки «изменение 1» и «изменение 2». Нажатие кнопок приводит треугольник в движение (рис. 2). «Изменение 1» – меняется длина высоты треугольника, «изменение 2» – изменяется длина стороны, к которой проведена высота (основание треугольника). В любой момент учащиеся могут остановить движение, кликнув мышью в любом месте экрана, и снова его продолжить, нажав соответствующую кнопку. Одновременно с изменениями на чертеже, происходит изменение числовых значений этих величин, а также площади треугольника.
Рис. 2
Изменяя значение сначала одной величины, а затем другой (нажатие кнопок), учащиеся наблюдают за изменениями значения площади треугольника, фиксируя данные в таблице 1.
Таблица 1
№ |
Величина 1 _____________ |
Величина 2 ___________ |
Площадь треугольника |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
По данным таблицы учащиеся должны определить, как выражается зависимость площади треугольника от его высоты и основания. При этом вероятнее всего им потребуется помощь. В таком случае можно добавить подсказки, которые направят учащихся в нужном направлении. Они реализуются в УМК «Живая геометрия» также с использованием кнопок. Подсказки могут быть сформулированы следующим образом: «Какие арифметические операции можно применить к величинам 1 и 2?», либо «Площадь треугольника может быть получена как результат выполнения двух арифметических операций с величинами 1 и 2…» и т.п.
А что будет в случае прямоугольного или тупоугольного треугольника? Для ответа на этот вопрос предназначена кнопка «Изменение вида треугольника», нажатие которой приводит треугольник в движение (рис. 3), в результате чего получаются различные виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный, равносторонний, равнобедренный. При этом данные этой части эксперимента учащиеся также могут заносить в таблицу 1.
Рис.3
По итогам такой работы, учащиеся приходят к выводу, что площадь треугольника в независимости от его вида определяется двумя величинами – высота треугольника и сторона треугольника, к которой эта высота проведена (основание треугольника). Им остается только сформулировать теорему о площади треугольника: «Площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту».
Таким образом, благодаря возможностям УМК «Живая геометрия», можно не просто иллюстрировать уже известные факты планиметрии, но и, включать учащихся в работу по самостоятельному открытию теорем. Такая работа становится не просто увлекательным процессом, но и способствует более глубокому усвоению материала, укрепляет желание к познанию нового
Однако чтобы эта работа была эффективна, и каждый ученик смог принять участие в эксперименте, занятие следует проводить в компьютерном классе с достаточным количеством компьютеров (1-2 ученика за 1 компьютером), предварительно познакомив учащихся с УМК «Живая геометрия» и принципами работы в нем.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.