Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан – 27,4 процента населения.
В Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии в интересах детей на 2012 – 2017 годы» отмечено, что в российском обществе до сих пор отмечается преобладание социальной исключенности детей-инвалидов из среды естественной социализации – в общении со сверстниками, освоении программ дополнительного, основного и профессионального образования. В связи с этим особую роль в социальной политике России играет реализация Федеральной Государственной целевой программы «Доступная среда». Целью этой программы является повышение уровня и качества жизни людей с ограниченными возможностями за счет обеспечения равного доступа к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Программа «Доступная среда» предусматривает создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить детям с ограниченными возможностями полноценную интеграцию в обществе, социальную адаптацию и личностную самореализацию в образовательном учреждении, как общего, так и профессионального образования.
Что же включает в себя понятие «адаптивная среда»? Адаптивная образовательная среда – это, прежде всего, социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на собственные социо-культурные изменения. В контексте программы «Доступная среда» для людей с ограниченными возможностями, адаптивная среда предполагает не только использование социально-психологических и педагогических ресурсов, но и физическую доступность (транспортную, техническую, материальную) учреждений социализации (в том числе образовательных).
Таким образом, мероприятия по формированию доступной среды для людей с ограниченными возможностями должны включать:
Одним из заявленных результатов реализации программы «Доступная среда» должно стать увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (до 68,2 процента к 2020 году).
На наш взгляд, достижение именно этого результата представляется наиболее проблематичным. Развитие инфраструктуры образовательных учреждений (как и других социальных объектов) в большинстве случает связано с переоборудованием и реконструкцией архитектурных объектов, требующих значительных финансовых затрат.
В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, и условий для беспрепятственного пользования услугами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в установленной сфере деятельности планы мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
Требования к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в т.ч. к образовательным учреждениям, закреплено в действующих нормативных актах. В частности, согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям.
Советы по оборудованию зданий и помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха содержатся в Методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений, установленных письмом Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602.
С 1 января 2013 г. вступил в действие СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» . В этом документе впервые в российском законодательстве используется термин «универсальный дизайн», который закреплен в Конвенции о правах инвалидов. «Универсальный дизайн» – это дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванных сделать их максимально удобными для всех людей без дополнительной адаптации.
В то же время в письме Минрегиона России от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ дано разъяснение, что актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов. Ими необходимо руководствоваться до тех пор, пока не будут официально внесены изменения в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Таким образом, в настоящее время основным документом для проектировщиков и строителей любых зданий общественного назначения, в т.ч. образовательных учреждений, является старый СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73.
Как эти цели и требования реализуются на практике в масштабе отдельно взятого образовательного учреждения?
Рассмотрим выполнение данной программы на примере государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Волгоградский технологический колледж».
ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж» – одно из крупнейших профессиональных учреждений Волгоградской области с 60-летней историей. Здание главного учебного корпуса было построено в 1962 году. В тоже время были построены общежитие и корпус учебно-производственных мастерских.
Для того чтобы создать безбарьерную среду для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата необходима серьезная и дорогостоящая реконструкция здания и подготовка территории образовательного учреждения. Для обучающихся с сенсорными ограничениями (инвалидов по зрению и слуху) внесения значительных корректив в основные параметры элементов среды, зданий и сооружений не требуется. Незрячие и слабовидящие, глухие и слабослышащие дети нуждаются в создании условий, которые должны компенсировать имеющиеся у них ограничения жизнедеятельности.
В рамках реализации программы «Доступная среда» были проведены следующие работы:
- выровнено дорожное покрытие на территории колледжа;
- для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата входы в здания учебных корпусов были оборудованы пандусом с перилами с двух сторон;
- на отдельные конструктивные элементы и мебель нанесена маркировка контрастным желтым цветом (контуры дверных проемов, первая и последняя ступеньки лестниц и т.д.);
- важная визуальная информация в здании и помещениях колледжа теперь выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на желтом фоне). Для незрячих обучающихся она дублируется шрифтом Брайля;
- создана версия официального сайта образовательного учреждения для слабовидящих.
Подобные изменения во внешнем виде были внесены во многих учреждениях общего и профессионального образования Волгоградской области.
Обращаясь к требованиям, предъявляемым к организации безбарьерной среды для инвалидов, можно отметить, что необходимо произвести следующие реконструктивные работы:
- для инвалидов по зрению должны быть предусмотрены предупреждающие и направляющие тактильные полосы. Встречающиеся на пути высокие бордюры в местах пересечения тротуара с проезжей частью нужно понизить до одного уровня с дорогой, ступеньки или перепады высот – выровнять либо продублировать пологим пандусом. Ступеньки наружного крыльца лестницы должны иметь высоту 12 м и ширину 0,4 м;
- ширина рабочего полотна двустворчатой двери должна быть не менее 0,9 м. Один из турникетов на входе необходимо сделать без «вертушки» и шириной не менее 0,9 м для свободного прохода учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, в т.ч. на инвалидных колясках.
В самом здании нужно организовать пути движения, учитывая, что:
Определенные требования предъявляются так же к оборудованию и обустройству туалетов.
Беглый анализ архитектурных особенностей здания, построенного в 60-х годах прошлого века позволяет сделать вывод о том, что приведение здания в соответствие всем предъявляемым требованиям потребует огромных материальных затрат, сопоставимых с постройкой нового здания.
Одним из принципов социального обслуживания инвалидов является адресность и целевое использование выделяемых средств государственного бюджета. Насколько реализация основных требований программы «Доступная среда» соответствует этим принципам?
Обратимся к статистике. За период с 2009 по 2015 год в ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж» обучалось в среднем 8 студентов с ограниченными возможностями (таблица 1).
Таблица 1.
Год |
Количество обучающихся инвалидов |
2009 |
5 |
2010 |
5 |
2011 |
4 |
2012 |
6 |
2013 |
13 |
2014 |
16 |
2015 |
8 |
При этом, инвалидов по зрению – 2 человека, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата – 1 человек. Подавляющее большинство студентов с ограниченными возможностями – это дети-инвалиды и инвалиды с детства 2 и 3 групп инвалидности, имеющие диагнозы по общему заболеванию (кардиология, онкология, неврология, эндокринология).
Возникает вопрос – насколько оправдывают себя затраты и преобразования, направленные на создание безбарьерной среды? Сколько инвалидов-колясочников захочет поступить в данное учебное заведение с учетом проведенной реконструкции?
На наш взгляд, проведение кардинальных реконструкций требует предварительных социологических исследований, направленных на выявление мнения и готовности самих инвалидов выйти (выехать) на улицу и посетить то или иное учреждение социальной инфраструктуры. Кроме того, данная ситуация рождает еще множество проблем, решать которые придется наряду и одновременно с перестройкой городов (включая жилые дома):
- отсутствие учебников по дисциплинам профессионального цикла, выполненных шрифтом Брайля;
- отсутствие сурдопереводчиков в учебных заведениях;
- отсутствие лифтов в зданиях старой постройки;
- отсутствие государственных образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями;
- и т.д.
К сожалению, приходится признавать, что зачастую цели, которые ставит перед своими гражданами наше государство недостижимы на данном этапе развития, в существующих социально-культурных и экономических условиях.
Наиболее целесообразным было бы на наш взгляд, начать создание доступной среды с увеличения доли дистанционных образовательных программ, разработки образовательных стандартов, обучения педагогических работников особенностям работы с инвалидами, создания адаптивных учебников по профессиональным дисциплинам.
Заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов отмечает, что «были и есть категории детей, которые не смогут учиться инклюзивно… Я всегда привожу в пример Краснодарский край. Мне кажется, там в профессиональном образовании очень грамотно подошли к решению проблемы обучения детей с инвалидностью. Представители органов образования совместно с объединениями инвалидов проанализировали, какие у них школы, что за дети рядом живут, у кого какая потребность. По каждой организации составлен паспорт доступности. Ведь есть идеал, к которому нужно стремиться, а есть реальность. Это очень разумный подход».
Список литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.