Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проведение практических занятий по психологии с использованием интерактивных технологий

26.04.2016 2235 3723
Бронникова Ольга Евгеньевна
Бронникова Ольга Евгеньевна, преподаватель дисциплины психология

Ангарский медицинский колледж

Одной из задач образования сейчас является задача формирования социально-адаптированной личности, готовой к успешной и эффективной деятельности, воспитание активной личности, способной к взаимодействию с окружающими, формирование личности, способной выносить свои суждения и нести ответственность за свои действия.

Все эти качества можно сформировать у обучающихся путем интерактивных форм обучения, реализуемого в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся.

Слово «интерактивный» (от англ. «Inter» – «взаимный», «act» – действовать.) Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, благодаря использованию которой в учебных заведениях, скучные и однообразные уроки превращаются в активный, яркий и запоминающийся процесс.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Одним из требований к педагогу в документах ФГОС является умение выбирать и использовать современные образовательные технологии.

В интерактивном обучении существенно, по сравнению с традиционным, меняется роль преподавателя. Его активность уступает место активности самих обучаемых, а задача преподавателя - организовать взаимодействие участников, создать условия для их инициативы и творческого поиска эффективных решений конкретных задач и ситуаций, установление обратной связи.      

Правила для педагогов, использующих интерактивное обучение на своих занятиях

  1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (обучающиеся). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников (пары, малые группы, общегрупповая дискуссия).
  2. Позаботиться о психологической подготовке участников. Не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезно постоянное поощрение обучающихся за активное участие в работе, предоставление возможности для высказывания своего мнения и т.п.
  3. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Не эффективно, если в работе принимают участие более 30 человек. Продуктивная работа возможна в малых группах, т.к. важно, чтобы каждый был услышан.
  4. Подготовить помещение для работы, с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Плохо, если кому-то на занятии придется сидеть спиной к основному действию или боком. Хорошо, если заранее будут подготовлены раздаточные материалы, необходимые для творческой, поисковой, аналитической деятельности.
  5. Отнестись со вниманием к вопросам процедуры и регламента, договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу высказывать собственную позицию и решение.
  6. Отнестись со вниманием к делению участников занятия на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Требования к преподавателю использующему интерактивные технологии:

  • Владение информацией по тематике занятия.
  • Владение коммуникативными навыками: умение внимательно, уважительно относиться к мыслям и чувствам участников, что помогает их самораскрытию и самовыражению; умение внимательно выслушать и понять собеседника - важное качество, которое помогает расположить собеседника к себе, заинтересовать не только одного участника, но и всю группу.
  • Знание психологических основ динамики группового процесса.

            Групповая динамика - развитие отношений между участниками, совокупность всех процессов, которые происходят по мере развития и работы группы. Групповая сплоченность - показатель прочности и устойчивости отношений между участниками. Это сотрудничество, положительное расположение духа, желание работать. Групповая сплоченность возникает после совместных действий, откровенных обсуждений. В групповом процессе могут возникать и проблемные ситуации, причинами которых могут стать нарушения конфиденциальности, создания группировок, постоянные попытки привлечь внимание к себе, сопротивление работе, споры. Преподавателю необходимо помнить, что это естественный процесс, уметь сглаживать обострения, а также знать, что возникшие проблемы могут стать источником приобретения нового интересного опыта.

Основные интерактивные технологии

Тренинг – это форма группового обучения, направленная на самодиагностику, решение внутриличностных проблем, развитие самой личности, отработки навыков эффективной коммуникации, получения навыков поведения. Он является эффективной формой работы, помогающей усваивать знания, способствует формированию умений и навыков, ведь в результате изучения дисциплины студент должен не только обладать знаниями, но и уметь применять их в жизни.

Главная цель – научить студентов адекватно, правильно вести себя в той или иной ситуации, что в дальнейшем поможет разрешать трудности общения в реальной жизни, в профессиональной деятельности.

Проблемность, открытый характер некоторых заданий, позволяют студентам рассуждать, выражать свою точку зрения, искать варианты ответов, рассматривать разные альтернативы. Формулировки заданий для обучающихся: проанализируйте, объясните, сравните, продолжите, сделайте вывод, оцените, измените, придумайте, выберите способ решения, продемонстрируйте и т.д. Увеличение доли открытых заданий в учебном процессе увеличивает эффективность развития креативных качеств обучающихся.

В наиболее общем виде тренинг включает следующие этапы: вводная часть; разминка представляет собой несколько несложных психофизических упражнений; основные упражнения; проверка знаний; итоговая рефлексия. На этом этапе группа вспоминает и называет всё, что было на занятии, повторяются основные моменты, делаются выводы. Преподаватель предлагает студентам высказать своё мнение о занятии в форме Я-высказываний: «Я понял, что…», «Я думаю, что…», «Я почувствовал, что…», «Я осознал, что…» и т.д.

Оптимальный размер группы составляет 14-18 человек, что достигается проведением тренинга на практических занятиях в подгруппах. Атмосфера маленькой группы оказывает содействие быстрому сближению, объединению участников. 

Аудиовизуальные средства. Наглядные пособия для занятия могут быть самыми разнообразными: диаграммы, слайды, макеты, просмотр документального сюжета, раздаточный материал, буклеты, плакаты и др. Кроме того, студентам можно дать здание в маленьких подгруппах (2-3 человека) приготовить и защитить слайдовые презентации по выбранной теме.

Дискуссия имеет очень высокую эффективность в процессе обучения. Каждый участник, опираясь на собственный опыт, высказывает свою точку зрения по той или иной теме. Необходимо помнить, что дискуссия может приобрести острый характер (когда заявленная проблема касается жизненных принципов и личных переживаний участников), стороны могут не прийти к единому мнению. Для того чтобы спор не вышел за пределы занятия, преподаватель может подытожить мнения всех сторон, обозначить важность каждой, а также обсудить сходство и расхождение позиций. Наиболее конструктивный вариант, когда в дискуссии принимают участие 8-10 человек. Такое количество участников дает возможность каждому в полной мере высказать свою мысль и внимательно выслушать партнеров по общению.

Мозговой штурм позволяет включить всех членов группы в работу, давая им возможность свободно выражать свои мысли по рассматриваемому вопросу. Основные правила проведения «мозгового штурма»: сформулировать вопрос или задачу; установить временные ограничения; записывать все предложения от участников; не подвергать критике и не оценивать высказанные мысли и предложения. Методика проведения: Группа разбивается на подгруппы по 3-6 человек и обсуждает проблему или ситуацию. Задача для участников, как правило, начинается со слов «Почему? Зачем? Как решить? Что можно сделать?», т.е. участникам нужно найти решение или ответ на вопрос.

Этапы мозгового штурма:

1 этап - участники высказывают все мысли по теме. Высказывания не критикуются, не оцениваются, даже если кажутся неверными, смешными.

2 этап - обсуждение и редактирование высказываний - выбор из общей массы тех, которые участникам кажутся наиболее полезными и приемлемыми.

3 этап - группа презентует свои результаты. Преподаватель уточняет приемлемость, реалистичность предложенных решений.

Собранная информация может служить для более глубокой работы по изучаемой теме.

Коллективные задачи - это вид обучения, который представляет собой поиск выхода из предложенной ситуации. Ситуация - это описание события, факта, истории. В описанной ситуации обычно содержится конфликт. Группа делает попытку разобраться, дать оценку тому или иному персонажу, продумывает и предлагает альтернативные действия. 

Ролевые игры - это обучение практикой действия. Это небольшие сценки, отображающие модели жизненных ситуаций. В ролевых играх участникам предоставляется возможность показать стереотипы реагирования в разных ситуациях; разобрать и отработать новые поведенческие стратегии; отработать, пережить свои внутренние проблемы и опасения. Игра дает возможность сформировать навыки принятия ответственных решений. В ролевой игре участник выполняет роль персонажа, а не себя самого. Это помогает свободно экспериментировать, не бояться, что поведение будет выглядеть смешным и неправильным.

По окончании каждого интерактивного занятия преподаватель оценивает и записывает его эффективность. Критериями оценки эффективности могут служить: эмоциональное состояние участников; понравилось или нет; все ли принимали участие; было ли интересно, сложно, просто; повышение уровня осведомленности группы по вопросам темы; формирование поведенческих навыков. Данная информация может быть полезной для коррекции заданий для следующих групп и составления занятий по другим темам.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*