Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаРазвитие кадрового потенциала - важное направление в стратегических планах современной профессиональной организации. Кадровым потенциалом являются скрытые еще неиспользованные возможности людей, присущие им объективно и проявляющиеся при постановке новых целей деятельности, какими, например, являются современные цели развития образования.
Задача администрации, методической службы состоит в создании условий, как для раскрытия кадрового потенциала, так и для его увеличения, т.е. роста и развития. Развитие кадрового потенциала является непременным условием непрерывного развития образовательной организации. Так, введение новых стандартов профессионального образования требует пересмотра содержания, а главным образом, технологий обучения, для реализации которых необходимы существенные изменения в подготовке кадров.
Основными средствами развития кадрового потенциала, имеющимися в распоряжении администрации и методической службы, прежде всего, является деятельность по организации обучения, переподготовки, повышению квалификации кадров, а также по развитию их профессионального мастерства непосредственно на рабочих местах. Функции обучения, переподготовки, повышению квалификации кадров традиционно осуществляют учреждения высшего образования и системы повышения квалификации и лишь последняя, а именно, развитие мастерства - прерогатива методических служб.
Однако, в современных условиях, данная традиция требует существенного пересмотра.
Во-первых, согласно данным социологов 20% своих знаний люди получают через формальное индивидуальное обучение в колледжах, ВУЗах, на курсах повышения квалификации, различных семинарах и т.д. Остальные 80% знаний и, что самое главное, опыт они получают через неформальное обучение на своем рабочем месте, а также при взаимодействии с другими людьми и организациями (совещания, конференции, командировки и т.п.).
Во-вторых, коллектив образовательных организаций представлен сегодня в основном средней и старшей, в подавляющем большинстве женской возрастной группой, что связано с трудностями организации повышения квалификации в следствие:
В-третьих, исследование мнения педагогов об эффективности форм организации обучения, проведенное в рамках аудита кадрового потенциала показало, что наиболее эффективны (в порядке убывания):
В связи с этим актуальной является организация внутрикорпоративной системы повышения квалификации педагогов (в рамках самого образовательного учреждения), которая имеет ряд преимуществ:
В обеспечении качественной профессиональной подготовки педагогических кадров администрация, методическая служба могут осуществлять следующие функции:
Эффективности реализации перечисленных функций способствует диагностика потребностей педагогов в организации повышения квалификации:
Проанализировав сложившуюся ситуацию в педагогическом коллективе, было решено создать внутрикорпоративную трехуровневую систему повышения квалификации педагогов. (Приложение 1)
На первом уровне обучение коллектива осуществляется большими группами, такое обучение имеет свои преимущества и наиболее рационально при введении преподавателей в теоретическую составляющую осуществляемых в ОУ инноваций и процесса аттестации.
Обучение большими группами имеет ряд преимуществ.
Во-первых, такое обучение помогает быстрее адаптироваться педагогам различного возраста к инновациям. Обучаясь в большой группе, они чувствуют себя более защищенными, так как педагог не один, а со всеми вместе постигает новое, несмотря на свой возраст и статус. Ему легче выразить свое неудовлетворение и недовольство чем-либо среди коллег, чем возмущаться в коридорах. Это дает возможность индивидуально работать с такими педагогами по разъяснению сути инноваций в образовании, а также по снижению уровня тревожности и преодолению стрессовых состояний.
Кроме того, обучение большими группами быстрее рождает единомышленников по разным вопросам, потому что создается ситуация рождения новых идей и их сиюминутного обсуждения. Впоследствии это будет способствовать созданию творческих групп по разработке и введению инноваций.
Обучение большими группами дает еще одно преимущество: содержание обучения всегда можно откорректировать, исходя из запросов и возможностей коллектива. Примерами организации обучения на первом уровне могут служить методические семинары:
При перечисленных плюсах обучения большими группами есть безусловные трудности, которые коллективу надо пройти, выработать иное отношение к обучению и сформировать другую психологическую установку. К таким трудностям можно отнести следующие:
- несовпадение при первом ознакомлении интересов участников конкретного семинара или курса;
- потребности отдельного педагога не всегда могут быть учтены при организации обучения в больших группах;
- педагоги общаются лишь со своими коллегами, которых давно и хорошо знают, а, следовательно, обмен информацией по какой-то проблеме может не состояться из-за стереотипного восприятия друг другом определенных членов коллектива;
- достижение результатов обучения должно проявиться в массовой практике образования, но из-за разных возможностей педагогов результаты могут быть ниже ожидаемых;
- отработка единых подходов к результатам обучения может вызвать негативное и стрессовое состояние у отдельных педагогов.
Учитывая возникающие трудности педагогов, а также то, что на первом уровне закладывается только общетеоретическая основа для понимания педагогами особенностей процессов и определения в них своей роли, необходимо организовать обучение на втором уровне повышения квалификации педагогов. Это обучение малыми группами.
Преимущество обучения такими группами очевидно, так как они более мобильны во всех отношениях. В таких группах легче осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, обучение требует меньше затрат как финансовых, так и материально-технических. Такое обучение позволяет сразу собрать единомышленников или оппонентов и целенаправленно с ними работать.
Обучение в малых группах эффективнее, так как личностный и профессиональный контакт сильнее, поэтому процесс обучения результативнее. Есть возможность провести тренинг, организационно-деятельностную игру, ввести технологию взаимообучения, сотрудничества. Если это семинар, то обсуждение проблем затрагивает всех участников сразу.
В такой форме организована деятельность цикловых методических комиссий, Школы молодого педагога, временных творческих коллективов.
Результаты работы на втором уровне организации внутрикорпоративного повышения квалификации проявляются постепенно: вначале в изменении профессионального поведения и общения, а потом в создании методических материалов для образовательного процесса.
Пройдя такой опыт обучения коллектива, администрация и методическая служба переходят к более интенсивным формам обучения на третьем уровне - индивидуальном. Примером организации обучения на индивидуальном уровне является составление индивидуальной программы повышения квалификации, обобщение передового педагогического опыта, консультативные формы.
Внутрикорпоративная система повышения квалификации требует предельного внимания к потребностям каждого члена педагогического коллектива, его особенностям, в то же время позволяет целенаправленно управлять процессом обучения педагогов и повышения их педагогического мастерства. Именно на третьем уровне обучения начинается процесс формирования нового индивидуального педагогического стиля педагога, а значит и образовательной организации.
Обучение педагогических работников независимо от уровня и формы организации повышения квалификации осуществляется в соответствии с циклограммой научно-методической работы по следующему алгоритму. (Приложение 2)
Педагог является главным субъектом своего обучения, следовательно, организация процесса внутрикорпоративного повышения квалификации в большой степени зависит от личностных, психологических, социальных, профессиональных особенностей обучающегося. Поэтому фундаментальной задачей при организации обучения является диагностика особенностей обучающихся педагогов.
Этап диагностики реализуется до начала процесса обучения. При этом решаются две основные задачи: выяснение индивидуальных особенностей обучающихся педагогов, которые будут активно влиять на организацию и осуществление процесса обучения, и формирование у них устойчивой мотивации обучения.
На этапе диагностики осуществляются три основные операции:
На основе результатов диагностики особенностей обучающихся педагогов осуществляется планирование процесса обучения. На этапе планирования достигаются следующие цели:
На этапе планирования осуществляются ряд основных операций:
За процессом планирования следует этап подготовки, т.е. создание условий для реализации процесса обучения (физиологических, психологических, учебно-методических), который включает в себя: подбор помещений для организации процесса обучения, оборудование удобных рабочих мест в зависимости от количества обучаемых, избранной формы, создание благоприятного психологического климата, обеспечение обучающихся педагогов учебными пособиями и методическими рекомендациями.
На этапе реализации процесса обучения обучающий реализует следующие операции:
Заключительный этап – оценивание процесса обучения. Его основные задачи:
В организацию процесса обучения педагогов в системе внутрикорпоративного повышения квалификации необходимо практически постоянно вносить определенные коррективы на основе, проведенной на предыдущем этапе оценки. Этап коррекции заключается во внесении изменений в содержание, источники, средства, формы, методы обучения и оценивания. В некоторых случаях, в зависимости от результатов оценивания процесса обучения и достижений обучающихся, возникает необходимость внесения корректив в цели обучения и в сами образовательные потребности обучающихся.
В результате организации повышения квалификации в соответствии с предложенной системой, наиболее показательными мы считаем появление у педагогов следующих качеств:
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.