Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКак вы лодку назовёте…
В последнее время идет активный поиск эффективных моделей управления образовательными учреждениями. Многие исследователи и практики полагают, что одним из наиболее перспективных направлений совершенствования образовательной деятельности являются активное внедрение гуманитарных технологий в управление этой деятельностью. Так что же такое «гуманитарные технологии»? В исследованиях Г.П. Щедровицкого, гуманитарные технологии (high-hume) – это разновидность социальных технологий, основанных на практическом использовании знаний о человеке в целях создания свободного и всестороннего развития личности [6]. Гуманитарный технолог Е.Островский дает следующее определение гуманитарных технологий: «Гуманитарные технологии — набор тщательно выверенных и научно обоснованных приемов и специальных техник непрямого воздействия гуманитарных технологов на общество через управление социальным поведением»[2].
С.И.Ожегов в «Словаре русского языка» даёт следующее толкование слов «гуманитарный» - «...о науках: относящийся к изучению культуры и истории народов в отличие от наук о природе»; «технология» - « совокупность производственных процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства»[3]. Следовательно, нам предстоит рассмотреть определённую систему деятельности организации, направленную на повышение эффективности как отдельного участника учебно-образовательного процесса, так и всей образовательной организации в целом.
Актуальность темы вытекает из современного состояния профессионального образования. Федеральные государственные стандарты третьего поколения ставят перед преподавателями среднего профессионального образования задачу – формирования специалиста, обладающего не только профессиональными компетенциями, но и общими, личностными компетенциями. Академик РАН А.М.Новиков, в своей статье «О структуре компетенций», говорит, что «…компетентность – самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретённых обучающимся учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях»[1].
В последнее время требования стандарта были обновлены. Перед средним профессиональным образованием поставлен социальный заказ – специалист, выпускник должен обладать не только определёнными знаниями, но и способностью самостоятельно пополнять знания, ставить и решать задачи профессионального и социального характера. Именно на решение этих задач, научению саморазвитию, направлено всё психолого-педагогическое сопровождение студентов.
В первую очередь необходимо организовать работу педагогического коллектива так, чтобы всем перечисленным компетенциям соответствовали преподаватели. Коллектив должен «заражать» студентов своей активной жизненной позицией, интересом к преподаваемым дисциплинам. В данном направлении работы большая роль отводится психологу образовательного учреждения, который, обладая профессиональными знаниями, личностной харизматичностью, обучает современным гуманитарным психотехнологиям педагогический коллектив. Профессионально ведёт групповую и индивидуальную коррекционно-развивающую работу, направленную на самопознание, саморазвитие, личностный рост студентов и педагогов.
Особенно важно организовать работу в данном направлении в период адаптации студентов – в первом семестре учебного года. Ситуация смены ученического и педагогического коллективов, социальной роли (учащийся – студент), создаёт благоприятную почву для воздействия на студента и коррекцию некоторых личностных особенностей. Содержательный анализ основных характеристик гуманитарных технологий показывает, что гуманитарность проявляется в возможности их влияний на характеристики человека (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, смыслы), определяющие динамику личностной системы в целом. Хороший результат даёт применение элементов краткосрочной позитивной психотерапии и нейролингвистического программирования. Результаты проведённых психологических исследований дают подтверждение тому факту, что эмоциональное состояние студентов первокурсников улучшается - повышается мотивация к получению общих и профессиональных знаний, нормализуется самооценка, более чёткими и конкретными становятся цели, повышается уверенность в себе.
При планировании развивающей работы, исходим из основных постулатов краткосрочной позитивной психотерапии:
1) Создание развивающей среды, характеризующейся атмосферой доброжелательности, толерантности.
2) Обучение студентов способам конструктивного решения возникающих вопросов, развитие умения продуктивно мыслить о проблеме, позитивному мышлению - проходит красной нитью через весь учебно-воспитательный процесс.
3) Позитивная психотерапия заключается в том, чтобы педагоги при решении повседневных вопросов, возникающих в образовательном учреждении, строили разговор со студентами, позволяющий акцентировать не только проблему, а, в большей степени, опыт, приобретённый студентом в этой ситуации, его ресурсы и варианты решения с прогнозированием последствий для всех участников учебно-образовательного процесса.
4) Приём «Рассказ из прошлой практики» даёт возможность студенту «примерить на себя» те или иные трудные ситуации, и без излишнего морализирования, которое строит барьеры в отношениях педагог-студент, позволяет самостоятельно принимать те или иные решения, и, самое главное, принимать на себя ответственность, за эти решения, и, следовательно, за их последствия.
5) «Техника хороших наименований». Эпиграфом к статье я взяла цитату из известного мультипликационного фильма, и этот приём – а именно, подбор правильных слов, как в индивидуальной, так и в групповой работе – даёт заметный результат в процессе организации личностного роста и развития способностей у обучающихся. Примером данной техники может служить следующее – в процессе теоретических занятий, особенно, при изучении сложных тем, преподаватель произносит: – мне очень нравится, как работает Ваша группа, вы собраны, сосредоточены, активно включены в процесс…, и группа, действительно концентрируется, активнее включается в процесс учебной деятельности.
6) Хороший результат даёт технология – «Воспоминания из будущего». Эта технология чаще используется в индивидуальной работе со студентами. Суть заключается в следующем: – представь, что эта трудная ситуация уже давно позади…, прошло несколько лет, мы встречаемся с тобой и я спрашиваю – а помнишь, у тебя была проблема? Что тебе помогло с ней справиться? Какой ты бы дал совет нынешнему первокурснику, оказавшемуся в подобной ситуации? И студент, взглянув на ситуацию «со стороны», находит в себе ресурсы и, в дальнейшем, справляется с проблемой.
7) Техника создания положительных представлений о будущем перекликается с техникой положительных наименований. Мотивирование на получение профессиональных знаний и умений, согласно концепции использования гуманитарных технологий и развития способностей студентов, должно пронизывать весь учебно-воспитательный процесс в профессиональном образовательном учреждении.
Цель использования вышеперечисленных гуманитарных технологий, видим в том, чтобы создать у студентов «фундамент» опыта и умения пользоваться этим опытом. Педагог поощряет оптимизм, фокусирует внимание на прогрессе, стимулирует творческий подход и обязательно – при решении любых проблем учебно-воспитательного процесса – позволяет студентам сохранить своё достоинство. При использовании гуманитарных технологий важно соблюсти основное условие – сохранение «экологии души» участников образовательного процесса. Вышеперечисленные технологии предусматривают рефлексию, тесное сотрудничество. Использование в учебно-воспитательной работе метафор, корректных анекдотов, забавных случаев, историй - позволяет устранить напряжение, настроиться на решение проблемы, которую научаются воспринимать как новый опыт, способствовать личностному росту.
Задача педагогов профессиональных образовательных учреждений в том, чтобы обучение было нацелено на развитие личности студента, будущего специалиста, его адаптацию к профессии, к социальным условиям современной жизни, к самореализации, один из компонентов в достижении поставленных задач – использование в педагогической практике гуманитарных технологий.
Список источников:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.