Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время знание иностранных языков, особенно английского, является необходимостью для современного образованного человека по многим причинам, в том числе и потому, что иностранный язык обогащает и дисциплинирует ум, расширяет знания о культуре, истории, традициях и обычаях страны изучаемого языка. Владение иностранными языками предоставляет широкий спектр возможностей, начиная от простого общения с друзьями в сети Интернет до реализации потенциальной возможности трудоустройства на престижную высокооплачиваемую работу. Знание иностранных языков позволяет устанавливать широкие образовательные, культурные и профессиональные контакты.
В среднем профессиональном учебном заведении иностранный язык является одной из общеобразовательных дисциплин и обязательным компонентом гуманитарной подготовки специалиста. Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту на уроках английского языка студенты знакомятся с основами делового английского языка, необходимой профессиональной лексикой, читают тексты, содержащие специальную лексику, развивают диалогическую и монологическую речь. В системе среднего профессионального образования дисциплина «Иностранный язык» занимает особое место: в ходе его изучения у студентов формируются умения и навыки пользования чужим языком как средством общения, средством получения новой, актуальной и полезной информации из различных областей знаний, например, из области медицины. Специфика обучения английскому языку в медицинском техникуме предполагает особый подход к преподаванию предмета. Английский язык выступает в роли непрофилирующей дисциплины, поэтому особое значение приобретает изменение общего отношения к предмету и развития интереса к его изучению.
Преподавание английского языка в медицинском техникуме строится из четкой конкретной цели: коммуникативные действия в профессиональных условиях и возможных сметных ситуациях (в больнице, в поликлинике, в аптеке), исходя из цели, обучение английскому строится с учетом профессиональной направленности, межпредметности и коммуникативно- деятельного подхода и таким образом достигается внедрение в образовательный процесс профессионально направленной компетенции.
Однако, несмотря на осознание необходимости знания и свободного владения иностранным языком и понимание его значимости в реализации потенциальных возможностей будущим специалистом, студенты техникума, по-прежнему, не уделяют должного внимания его изучению и недостаточно хорошо им владеют. Изучение английского языка – процесс сложный, требующий много времени и сил, поэтому возникает ряд трудностей. И на это у каждого своя причина.
В ходе изучения трудностей связанных с изучением английского языка студентами медицинского техникума был проведен анализ общей успеваемости, качества знаний всех обучаемых групп и в итоге был выделен средний балл. В группе обучающихся присутствовали как мальчики, так и девочки разных возрастов.
Анализ результатов исследования показал, что общая успеваемость составляет 100%, качество знаний – 50,3%, средний балл – 3,4.
Таким образом, большая часть обучающихся испытывают трудности в изучении английского языка и нуждаются в помощи по повышению мотивации для изучения языка. И поэтому главной целью для многих студентов становится не получение знаний для своего развития, а желание получить зачет.
В ходе опроса студентов мною были выявлены следующие причины, вызывающие трудности и снижение мотивации изучения английского языка студентами медицинского техникума. Причин, объясняющих это явление, было выявлено довольно много:
- постоянное отсутствие учителей в школах, что объясняется нехваткой учителей английского языка как в школах города, так и в школах сельской местности, или полное отсутствие преподавания иностранного языка;
- низкий уровень знаний, полученных в ходе изучения иностранного языка в школе, или отсутствие базового уровня;
- неприязненные отношения, сложившиеся с педагогом, обеспечивающим предмет;
- слабое представление о необходимости дальнейшего использования английского языка в реальной жизни, однако, некоторые студенты предполагают коммуникацию на изучаемом языке при выезде за границу в качестве туристов, при посещении родственников и т.п.
- сложности с восприятием и запоминанием большого объёма текстового материала;
- монотонный метод преподавания дисциплины;
- сложность преподавания английского языка, вследствие этого отсутствие интереса на уроках;
- отсутствие способностей к изучению английского языка, трудно дается;
- языковой барьер, стесненность высказать свое мнение, боязнь ошибиться;
- отсутствие базовых учебников по грамматике английского языка в медицинском техникуме.
Поэтому, главная задача, которая стоит перед преподавателем, это преодоление всех имеющихся трудностей при помощи необходимости создания на занятии таких психолого-педагогических условий, при которых у студентов появится осознание значимости, заинтересованности и желание изучать английский язык. Преподаватель должен помочь каждому студенту поверить в себя и в свои силы, заинтересовать его и предложить такую методику, которая внедрила бы в процесс урока студентов всех уровней. Необходимо объяснить студентам важность изучения английского языка, привести примеры использования языка в жизни, напомнить о его международной важности, соотнести язык с той профессией, которую они выбрали. Например: расширяются связи с другими странами. Больницы и поликлиники, лечебно-профилактические учреждения оборудуются новой диагностической и лечебной аппаратурой. В работе широко применяются вычислительная техника и компьютеры. В лечении больных используются новые методики. Будущий медицинский работник должен владеть методикой работы со справочной литературой, уметь перевести любой специальный текст, пользуясь словарем. Особое внимание уделяется работе с инструкциями по применению лекарственных средств, чтобы выпускник медицинского техникума мог свободно ориентироваться в потоке новой информации, которая зачастую поступает на английском языке.
Цель педагога не превратить урок в плановый процесс выставления оценок за выполненное или невыполненное домашнее задание, а привить интерес студенту и предоставить стимул любому, кто тянется к знаниям, превратить урок в путешествие по странам и континентам, в знакомство с разными национальностями и культурами, обычаями и традициями. Весьма важным на последующих этапах изучения языка является этап сравнения особенностей родной культуры с иностранной культурой с целью формирования нравственно ориентированного отношения подростков друг с другом, формирования толерантности к окружающим, что поможет более четко активизировать процесс познания обучающегося.
Очевидно, что в конце XX века в России произошла «революция» в методах преподавания английского языка. Раньше все приоритеты без остатка отдавались грамматике, почти механическому овладению вокабуляром, чтению и литературному переводу. Это принципы «старой школы». Традиционная форма преподавания иностранного языка ушла в прошлое. Сейчас это не действует.
Образовательные стандарты нового поколения основаны на компетентностном подходе и ориентируют студентов на овладение полезными знаниями, необходимыми для успешного достижения целей в реальных жизненных условиях, где компетентность выступает в качестве универсальных способах деятельности, которые позволят студенту использовать имеющиеся знания, умения и навыки в новых для него учебных и внеучебных жизненных ситуациях.
Основными средствами формирования базовых компетенций при обучении иностранному языку выступают особые формы и методы подачи материала. Главная задача, которая стоит перед преподавателем, это раскрыть творческий потенциал студентов, найти такие средства, которые пробуждали бы мыслительную активность студентов и интерес к иностранному языку. В решении этой задачи на первый план выходят активные методы обучения, которые мотивируют обучающихся к самостоятельному и творческому освоению материала.
Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. Например, в аудиторных занятиях по английскому языку могут использоваться такие методы как, интеллектуальные разминки, деловые и ролевые игры, дискуссии, реальные жизненные ситуации, конкурсы, викторины, уроки – КВН, круглые столы, презентации, проекты, бинарные занятия, пресс-клубы, конференции, олимпиады на междисциплинарной основе. А также повышению мотивации способствует участие студентов в дистанционных олимпиадах по английскому языку. Данный метод стал актуальным в нашем техникуме.
Для решения трудностей и повышения мотивации студентов на своих занятиях я также использую учебную ролевую игру, которая представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности будущих медсестер.
Игровая форма проведения занятия обеспечивает условия комплексного использования имеющихся у студентов знаний предмета профессиональной деятельности; совершенствование их иноязычной речи; более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения и предметом изучения.
Ролевые игры можно проводить как на итоговых, обобщающих занятиях, так и в процессе изучения отдельной темы. Такие темы как «У стоматолога», «В аптеке», «Визит врача», «Посещение врача», «История болезни» и др. являются очень благодатной почвой для применения ролевых игр на уроках. А также этот метод можно использовать со студентами, у которых низкий уровень знаний.
Как показывает практика, студенты принимают активное участие в дискуссиях по актуальным для них проблемам, например, «Легко ли быть подростком (родителем)?», «Проблемы современного человечества», «Здоровый образ жизни», «Современный английский язык» и др.
Задача педагога состоит в том, чтобы увлечь студентов проблемой и процессом её глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов. Во время дискуссии студенты учатся отстаивать свою точку зрения по проблеме, слушать и слышать других, терпимо относиться к иному мнению, совместно принимать решения. Данная форма работы развивает у ребят такие личностные качества, как инициативность, коммуникабельность, толерантность. Совместная работа преподавателя и студентов по решению актуальных проблем развивает умение общаться друг с другом, решает проблемы в преодолении языкового барьера. Следовательно, участие в дискуссиях формирует у студентов компетенции работы в коллективе, эффективного общения, принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях и умения нести за них ответственность.
Метод проектов – ещё один метод, который я применяю на своих занятиях, и студенты с удовольствием, что немало важно, берутся за это дело. Этот метод является одним из наиболее эффективных методов активного обучения в самостоятельной работе студентов. Работа над проектом является процессом творческим. Студенты самостоятельно или с помощью преподавателя осуществляют поиск и отбор необходимой информации, т.е. учатся ориентироваться в информационном пространстве. Студенты становятся активными участниками, а преподаватель направляет их деятельность и помогает им. Проект студенты представляют в виде компьютерных презентаций, эссе, рефератов. При этом они учатся аргументировано отвечать на поставленные вопросы, отстаивать свою точку зрения, положительно воспринимать замечания товарищей и адекватно оценивать свою работу. Несомненно вся эта работа вовлекает их в процесс, что служит мотивацией для изучения английского языка. Следовательно, активные методы направлены на создание благоприятного мотивационного и эмоционального фона на занятии английского языка, что ведет к развитию устойчивого интереса к его овладению.
Таким образом, в процессе активного обучения студенты овладевают целым рядом важнейших компетенций: осознавать свои цели и потребности, отбирать необходимые материалы, пользоваться различными видами информации; осмысливать и обсуждать результаты своей деятельности; взаимодействовать с преподавателем и между собой; активно мыслить и познавать действительность посредством иностранного языка, добывать необходимые знания и умения и успешно использовать их в практической деятельности, что позволяет не только пробудить интерес к изучению иностранного языка, но и повысить их уровень мотивации.
Разнообразие форм и типов занятий, средств, методов и приемов работы на занятиях, использование активных форм обучения, несомненно, ведет к повышению интереса к изучаемому иностранному языку, чему в немалой степени способствуют междисциплинарные связи, которые присутствуют в каждой из этих перечисленных выше форм занятий.
Изучение профессионального иностранного языка есть результат большого личного труда обучающегося. Овладение иноязычной речью в медицинском техникуме способствует развитию важных профессиональных качеств: терпению, умению преодолевать трудности, аккуратности, самостоятельности. Все эти качества необходимы будущим медицинским работникам.
Из всего сказанного следует, что именно преподаватель должен помочь студенту преодолеть трудности изучения английского языка и всеми способами мотивировать и подготовить студента к правильному восприятию иностранного языка как важной дисциплины, необходимой для нравственного воспитания себя как личности и понимания важности воспитания межнациональной культуры. А обучающийся, в свою очередь, должен приложить максимум усилий в преодолении этих трудностей. Избежание монотонности и сложности преподавания языка, продуманная организация учебного процесса в техникуме ведёт к решению преодоления трудностей, повышает мотивацию студента для изучения английского языка и превращает его из пассивного субъекта восприятия информации в активного участника учебного процесса.
Список используемой литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.