Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Тенденции развития среднего фармацевтического образования на региональном рынке услуг

20.11.2015 894 1437
Кремса Анастасия Анатольевна
Кремса Анастасия Анатольевна, преподаватель

Мурманский медицинский колледж

Формирование национальной интеллигенции, воспитание интеллектуального потенциала российского государства являются приоритетными задачами, стоящими перед профессиональными образовательными организациями вместе с подготовкой квалифицированных специалистов. Социально-политическая нестабильность обуславливает существенные изменения в традиционном подходе к структуре подготовки будущих фармацевтических работников. Сегодня возникает острая необходимость в подготовке специалистов – профессиональных управленцев с развитым экономическим и творческим мышлением. Новая система функционирования рыночной экономики отдает предпочтение специалистам с высокими организаторскими, коммуникативными, проективными навыками, которые необходимы в сфере практической фармации.

К началу нового века фармация в глобальном масштабе стала во многом иной по сравнению с фармацией конца XIX – начала XX века. В произошедших изменениях доминирующую роль сыграли два главных фактора – переход к промышленному производству лекарственных препаратов и становление научных, фундаментальных теоретических основ фармацевтического знания. Наряду с этими факторами влияние на трансформацию фармации оказали достижения в области медицинской науки, динамика и тенденции развития здравоохранения в целом, изменение потребностей здравоохранения в объеме и сферах приложения профессиональной фармацевтической деятельности [1].

За последние десятилетия увеличилось число областей, в которых востребованы и заняты специалисты с фармацевтическим образованием, как в России, так и за пределами ее территориальных границ. Среди этих областей деятельности такие как: фармацевтическая промышленность; система профессионального образования; органы управления здравоохранением; научные исследования и разработки; менеджмент качества; регистрация лекарственных средств; маркетинг и продажи; фармацевтическая экономика; ценообразование в области ЛС и возмещение стоимости; политика в здравоохранении.

В процессе непрерывного профессионального образования фармацевтический специалист должен приобрести знания, умения и навыки, которые позволят ему в дальнейшем эффективно заниматься любой деятельностью в сфере обращения ЛС. Мировой опыт показывает, что по мере расширения сферы фармацевтической деятельности фармацевтическое образование все чаще ориентируется не только на ключевые дисциплинарные знания, но и на те социально-экономические области, в которых будут трудиться молодые специалисты, на те деловые качества и многочисленные компетенции, которыми должен обладать специалист узкого фармацевтического профиля.

Учитывая то, что формирование и освоение соответствующих навыков происходят под влиянием определенной среды, оптимальными условиями для развития и формирования профессиональной компетентности студентов являются:

  • усиление меж - и метапредметной интеграции;
  • разработка оригинальных программ самостоятельной работы студентов, предусматривающих активный поиск и обработку информации;
  • организация производственной практики в аптечных организациях.

Внедрение активных методов обучения, таких как тренинги и деловые игры, способствует приобретению опыта и навыков коммуникативности, осознанию значимости совместной работы для получения результата, поиску выхода из кризисных ситуаций, принятию нестандартных решений. Кроме того, использование в процессе обучения современных информационных технологий вырабатывает у студентов умение совершать поиск и отбор необходимой информации из значительного массива данных.

Начиная с 2009 года согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности «Фармация» включены в образовательный процесс практико-ориентированные профессиональные модули ПМ.01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента», ПМ.02 «Изготовление лекарственных форм и товаров аптечного ассортимента», ПМ.03 «Организация деятельности аптеки и ее структурных подразделений при отсутствии специалиста с высшим образованием» в рамках которых студенты приобретают навык изготовления, проведения контроля качества лекарственной формы и его реализации конечному потребителю. В рамках изучения междисциплинарного курса (МДК 01.01 Лекарствоведение) учебной дисциплины фармакология происходит постоянное внедрение элементов интерактивных форм обучения – одного из видов инновационных технологий. Приоритетная задача таких методов состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности индивида и их реализацию в рамках одного модуля. Учебный процесс, опирающийся на интерактивные методы, организуется с учетом включенности всех студентов группы на практических и теоретических занятиях. Совместная деятельность участников рассматривается как «шкатулка» свежих идей и точек зрения, которая позволяет заполнить информационное вакуумное поле при решении ситуационных задач и составлении кластеров лекарственных препаратов согласно фармакотерапевтической направленности, механизму действия и фармакологической группе. В ходе учебного процесса организуются разнообразные формы работы:

  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая;
  • проектная;
  • ролевые игры;
  • с нормативно-правовыми документами и различными источниками информации.

Во время ролевой (деловой) игры студент действует в воображаемом пространстве и ситуации, где реальная ситуация воспроизводится в абстрактной форме, но с целью приобретения нового опыта.

В проектной деятельности весь процесс ориентирован на студента: учитываются его интересы, индивидуальные задатки и способности. Занятия выходят на практический уровень, затрагивают эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивационная составляющая. Студенты получают возможность осуществлять творческий подход в рамках заданной тематики. При этом они учатся самостоятельно мыслить, ориентироваться в информационном пространстве, представлять полученную информацию в виде диаграмм, схем, графиков,  сопровождая свое выступление иллюстративным материалом, разбираться в программном обеспечении и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей наук. В ходе выполнения задания осуществляется взаимодействие студентов друг с другом и с преподавателем, который становится равноправным партнером и координатором.

Выбранные формы построены на принципах актуализации меж - и метапредметных связей, усилении мотивационной константы, обратной связи и рефлексии. Создается среда образовательного пространства, которая характеризуется открытостью, тесным взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью совместного оценивания и осуществления контроля. Имитация приближенной к реальной ситуации деятельности нацеливает обучающихся на успех, формирует четкую тактику поведения при консультировании клиента, учит устанавливать визуальный контакт и проявлять адекватную психо-эмоциональную реакцию, принимая во внимания проблемы населения. Использование интерактивных методов позволяет решать несколько профессиональных задач: установление эмоционального контакта между студентами, выработку командного стиля работы, обеспечение высокой мотивации. При этом обеспечивается прочность знаний, свобода самовыражения, проявление коммуникабельности, креативности, осознание ценности индивидуальности, акцентирование на профессиональной деятельности. Сочетание комплекса активных и интерактивных методов снимает нервно-психическое напряжение, дает возможность чередовать их формы деятельности, переключать внимание обучающихся на узловые темы.

В последние десятилетия возникают новые фармакологические группы лекарственных средств, внедряются модернизированные биотехнологические процессы получения лекарственных препаратов, используются лекарственные формы пролонгированным действием и постепенным высвобождением веществ, модифицируется законодательная база, регламентирующая их отпуск из аптечных организаций [2]. Грамотное зонирование помещения лаборатории химии и учебных аудиторий позволяет проводить лабораторные работы по профилирующим дисциплинам, где организация учебной деятельности построена на практико-ориентированном подходе.

Выпускник отделения «Фармация» сегодня в подавляющем большинстве  работник первого стола, профессиональную деятельность которого формируют две основные составляющие – надлежащая аптечная практика (GPP) и ориентация на больного в плане оказания ему качественной фармацевтической помощи. Существенное увеличение доли готовых лекарственных форм, расширение номенклатуры лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, развитие концепции самолечения приводят к тому, что основную часть в профессиональной деятельности фармацевта составляет консультативно-информационная работа. Следовательно, выпускник отделения «Фармация» выступает в роли консультанта по выбору лекарственного средства, выбору ее наиболее приемлемой лекарственной формы, времени и режима дозирования с целью обеспечения максимальной и безопасной фармакотерапии.

Список источников информации 

  1. Мошкова Л.В., Коржавых Э.А. Специализация фармацевтических знаний как фактор модификации фармацевтического образования. Российский университет дружбы народов. М.2010.
  2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20 декабря 2012 г. N 1175н г. Москва «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» [Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 июня 2013 г.] // Российская газета. — 2013. — № 6118. — С. 24–25.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*