Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНаше будущее - сегодняшний студент. Именно ему придётся многое совершенствовать, многое постичь своим умом и трудом. Вероятнее поэтому всё пристальнее внимание методической мысли направляется к активным формам работы с ним, к выработке его способности самосовершенствования.
Далеко не последнее место в этом процессе принадлежит самостоятельной работе, домашнему заданию как важнейшему виду самостоятельной работы не только умственной, но и организационной.
«Для нас это неново» - подумают некоторые мои коллеги, но не будем забывать, что любое повторение всегда поучительно и полезно. Гёте, например, на старости лет каждую весну перечитывал всего Мольера, - для поддержания вкуса.
Каждый из нас стремится к этому профессионализму, в том числе и методическому. Исходя из этого в план работы «Школы творческого развития» техникума был включен данный вопрос.
Для подготовки обобщённой справки-анализа была проведена большая работа: посещение учебных занятий, были изучены рабочие программы, календарно - тематическое планирование учебных дисциплин преподавателей, проведены беседы с председателями предметных (цикловых) комиссий. Было проведено анкетирование студентов по организации самостоятельной работы на учебных занятиях и дома.
Всем преподавателям известно, что самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий.
Цель ее организации:
В целом – формирование общих и профессиональных компетенций.
Выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная - на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям;
- внеаудиторная - выполняется студентами по заданию преподавателей, но без его непосредственного участия.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования регламентирует максимальный объем загрузки студента и объем обязательной учебной нагрузки, как в целом по обучению, так и по его циклам дисциплин.
В соответствии с методикой расчета объем времени, отведённого на внеаудиторную самостоятельную работу, самостоятельная работа находит отражение:
Анализируя рабочие программы, надо отметить разноообразие видов заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, запланированной преподавателями. Это:
Однако, как отмечают и преподаватели в ходе обсуждения этой темы и сами студенты при анкетировании о формах внеаудиторной самостоятельной работы, в процессе самого преподавания объём разнообразия резко сужается.
В основном - это работа с конспектами, написание рефератов, решения задач (чаще всего типовых), чтение литературы, упражнения, выполнение графических работ. Практически отсутствует учебно - исследовательская работа, аналитическая обработка текстов, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, очень редко встречается конструкторская работа.
В основном внеаудиторная самостоятельная работа носит репродуктивный (тренировочный) характер.
В ответах студентов читаем:
К сожалению, не все преподаватели стремятся к тому, чтобы внеаудиторная работа была поднята на более высокую ступень, то есть имела творческий характер, требовала анализа, получения новой информации, формировала необходимые социальные компетенции.
Но есть и положительные примеры. Так, комиссией электротехнических дисциплин для развития творческой самостоятельности продуманы и реализуются лабораторные работы повышенной трудности, для активизации творческой активности применяются трёхуровневые учебно-исследовательские лабораторные работы.
В комиссии электронно-вычислительной техники проводятся творческие работы по созданию презентаций специальности. Многие студенты участвуют в реальном дипломном проектировании.
Комиссия автоматизации технологических процессов при проведении практики по ремонту средств автоматизации студентам предлагает индивидуальные задания повышенной сложности, применяя технологию дифференцированного обучения.
Большую помощь для формирования будущих профессиональных навыков даёт кружковая работа, имеющая сквозной характер с 1 по 4 курс.
В итоге можно сказать, что самостоятельная работа, детально продуманная и качественно организованная, даёт всегда большие результаты.
Поэтому каждый преподаватель нашего учебного заведения тщательно продумывает и отражает эту работу в своих индивидуальных планах.
Несмотря на это, необходимо чаще использовать такие нестандартные формы самостоятельной работы как:
а) творческие проекты (дизайн - проекты для техникума, например, по экологии, разработку и создание действующих макетов, описание культурного явления, исторического процесса с указанием его социальной значимости (для социально-экономических дисциплин), создание лингвистического журнала (для филологов и т.п.);
б) использовать такие формы индивидуальных заданий, как:
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы в техникуме используются комбинированные уроки, семинарские занятия, коллоквиумы, зачёты, простое и компьютерное тестирование, самоотчёты, контрольные работы, диагностические срезы и др.
По ответам самих студентов самостоятельная работа контролируется преподавателями:
«Устно отвечаем, письменно пишем диктанты, решаем задачи, проверяются тетради».
Однако здесь же мы видим и такие ответы:
«Некоторые преподаватели спрашивают редко».
Отсюда при посещении учебных занятий можно было видеть, что студенты часто не могут построить логически правильный ответ, написать пояснительную записку к курсовому проекту. Даже обладая необходимыми теоретическими знаниями, далеко не все могут применить их на практике.
Результаты анкетирования студентов дали пищу для размышления педагогическому коллективу:
Самое многое дали студенты 1 курсов - «от 2 до 3 часов»;
Более старшие курсы показали время - «от 20 минут до 2,5 часа».
На 1 курсе картина разноплановая:
- больше половины не пользуются консультациями преподавателей, а используют услуги библиотеки;
- но чаще всего при выполнении заданий выходят в Интернет.
На 2 курсе библиотекой пользуются очень многие, но сетуют на то, что новыми материалами фонд библиотеки наполнен в основном по гуманитарным и общеобразовательным дисциплинам.
Был задан и психологический вопрос студентам:
«Как Вы чувствуете себя при выполнении домашнего задания и после него?»
Ответы были разными:
Но бывают и такие ответы:
«Ваши чувства при хорошо выполненном задании?»
Три ответы - «ничего».
Методика выдачи домашнего задания - один из важнейших элементов процесса воспитания. Научиться думать, приобщать к самосовершенствованию - самая трудная задача для студента. Как правило (по посещённым урокам преподавателей могу это утверждать), домашнее задание выдаётся на последних минутах занятий
(под звонок или после звонка). В этом случае не остаётся времени на чёткую постановку цели задания и уже тем более не может быть и речи о разъяснении или предложении рациональных приёмов его выполнения. Эта важнейшая часть урока просто выпадает из его структуры. Отсюда, что мы получаем на следующем уроке, зависит от того, как мы выдали домашнее задание.
Студенты не должны расплачиваться за наши методические ошибки и промахи. От того, насколько продумано и целенаправленно выдано домашнее задание, зависят и многие стороны обучения:
Домашнее задание может быть выдано на любом этапе урока. Одно лишь обязательно:
Домашнее задание обязательно должно быть написано на доске или представлено на экране!
Преподаватель должен сделать прикидку времени на выполнение домашнего задания:
«Лучший способ экономить время в учении - не экономить его за счёт домашнего задания».
Основные моменты, идущие в разряд с методикой домашних заданий
В массовом порядке нельзя:
Что всегда следует помнить при выдаче домашних заданий:
Заключение
Мы всё время гоним неизвестно куда, забывая золотое правило домашнего задания. «В отличии от всех человеческих дел, девиз учения - назад, а потом уже вперёд». Чем чаще мы возвращаемся назад, тем успешнее идём вперёд. И не надо жалеть времени на инструктивную часть домашнего задания, если оно требует межпредметных связей и повторения вопросов ранее пройденных.
При правильной организации домашнего задания надо учитывать следующие параметры:
Будем помнить, что успех выполняемости задания во многом зависит от способа действий до урока ( когда задание продумывается), на уроке (когда студент подготавливается к домашней работе, необходимо объяснение), и в момент выдачи задания (когда уточняются методические основы самостоятельной работы над ними).
Стоит ли удивляться тому, как студенты «зазубривают материал», а не умеют:
Это уже не просто пробел в знаниях, но и пробел в воспитании, ответственности, которые гораздо труднее исправить, чем допустить. Обращаю внимание на два момента:
В Приложении к работе должны быть вопросы, по которым проводилось анкетирование студентов (Приложение к работе 3).
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.