Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаУчение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются с сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.
Основные характеристики учебной деятельности:
В процессе учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.
В учебной деятельности, в отличие от деятельности исследовательской, человек начинает не с рассмотрения чувственно-конкретного многообразия действительности, а с уже выделенной другими (исследователями) всеобщей внутренней основы этого многообразия. Таким образом в учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному.
Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний.
Среди большого числа и разнообразия видов организации процесса обучения в техникуме каждый вид решает определенный набор дидактических задач и тем выполняет свое назначение. Такое разнообразие на практике говорит о творчестве и мастерстве преподавателей техникума, заинтересованных в результативности своей работы.
Особенности урока:
Специфика урока обусловлена его целью и местом в целостной системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе обучения, при изучении конкретной дисциплины или профессионального модуля.
Лекция – ведущая форма обучения в техникуме, так как с нее начинается каждая учебная дисциплина, раздел и большинство тем, предусмотренных программами. Она призвана дать целостное, систематизированное, доказательное и отчетливое, самое современное представление об относительно самостоятельном, сложном вопросе жизни или профессиональной деятельности. В ней всегда должна соединяться теория с практикой.
Лекция хороша, когда она не повторяет учебник. В лекции наука оживает в речи преподавателя, предстает в увлекательном, эмоциональном и доступном для понимания виде. Живая речь преподавателя, его вид, поведение, общение со студентами делают теоретические положения интереснее, понятнее, привлекательнее, убедительнее, практичнее.
Общий структурный каркас любой лекции – это формулировка темы, сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем – строгое следование плану предложенной работы.
Основные требования к чтению лекции:
Виды лекций:
К формам учебной деятельности, помимо лекций, относятся: семинар, индивидуальное собеседование, коллоквиум, практическое и лабораторное занятия, профессиональный тренинг, конференция, экскурсия, учебная практика, консультация, самостоятельные занятия, зачет, экзамен.
Семинар – это групповое обсуждение студентами под руководством преподавателя определенного учебного вопроса (теоретического, прикладного, проблемного). Обычно семинар следует за лекцией и рассчитан на углубление знаний и обсуждение путей их реализации на практике. Неверно превращать семинар в проверку знаний. Основная задача преподавателя: поддерживать интерес к дискуссии, тактично направлять ее ход, не допускать отклонений, ведущих к потере времени, и предоставлять возможность студентам находить правильные ответы, а не спешить сообщать их самому.
Конференция похожа на большой семинар, но основные выступления на ней заранее распределяются между участниками и подготавливаются. Творческий, дискуссионный, самостоятельный характер выступлений программируется и одобряется. Обсуждение проблем получается более основательным, разносторонним и глубоким, чем на семинаре.
Экскурсия (выезд) – форма обучения, соединяющая в себе теорию и практику, позволяющая обратиться к реальной жизни, непосредственно воспринять изучаемые явления.
Практические и лабораторные занятия предназначены для формирования у студентов навыков и умений. Проводятся в аудиториях, лабораториях, учебных кабинетах, производственных мастерских, на полигонах и местности.
Тренинг (тренировочные практически занятия) – разновидность практических занятий. Основная цель – доведение каждого осваиваемого профессионального действия до совершенства, до уровня навыка, выполнения установленного норматива, реальных требований профессионализма. Как правило, ресурсы аудиторного времени не позволяют доводить отработку большинства навыков и умений до необходимого совершенства. Поэтому использование самоподготовки выступает единственным способом решения проблемы.
Игра – форма практического обучения, в которой имитируются деятельность и взаимодействие профессионала с коллегами и гражданами. Она позволяет отрабатывать профессиональные навыки и умения в выполнении функциональных обязанностей, совместных действий, а также развивать мышление, находчивость и быстроту оценки ситуаций и принятия решений. Игры делятся на деловые и ролевые. В деловых имитируется совместная деятельность сотрудников одной или взаимодействующих практических структур по решению определенной задачи.
В ролевых играх один из обучаемых берет роль специалиста, должностного лица, а три-пять выступают в роли людей, которые к нему в реальной деятельности могут обращаться по различным вопросам
По результатам учебного процесса любого вида обязательно проводится поэтапный анализ учебного занятия (таблица 1).
Таблица 1.
Поэтапный анализ учебного занятия
Дидактическая задача |
Содержание этапа |
Условия получения положительного результата |
Показатели выполнения дидактической задачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
I этап. Организация начала занятия |
|||
Подготовка обучающихся к началу работы на занятии |
Приветствие. Определение отсутствующих, проверка готовности обучающихся к занятию, готовность наглядных пособий, доски |
Требовательность, собранность, доброжелательность педагога, отсутствие многословия, четкость, ярко выраженная волевая направленность |
Кратковременность оргмомента, быстрое включение всех обучающихся в деловой ритм, полная готовность полная готовность группы и оборудования к занятию |
II этап. Проверка выполнения домашнего задания |
|||
Установление правильности, осознанности выполнения домашнего задания всеми обучающихся (или большинством), устранение обнаруженных пробелов |
Выявление уровня знаний обучающихся по домашнему заданию, определение типичных недостатков в знаниях и причины их появления, ликвидация недостатков |
Оперативность преподавателя, которая во многом обеспечивается целевой направленностью про- верки, использование системы приемов, позволяющих прове- рить выполнение задания всеми обучающихся (или большинством) |
Проверка преподавателем за короткий срок (промежуток времени) знаний и установление типичных недочетов в знаниях по домашнему заданию |
III этап. Всесторонняя проверка знаний |
|||
Глубокая всесторонняя проверка знаний, умений и навыков нескольких обучающихся выявление недостатков и причин их появления, стимулирование само- образования |
Проверка полноты, систематичности, осознанности, действенности, прочности знаний, умений и навыков, проверка сформированности общих учебных умений, установление положительных сторон в знаниях, рекомендации обучающимся по ликвидации пробелов путем самостоятельной работы или с помощью товарищей |
Постановка дополнительных вопросов для проверки осознанности и действенности знаний. Использование нестандартной ситуации в применении знаний, опора и помощь обучающихся в рецензировании ответов своих товарищей |
Всесторонность проверки знаний, умений и навыков. Рецензирование ответов преподавателем и обучающимися с указанием положительного и недостатков в знаниях, конкретность предложений по данной теме |
IV этап. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового учебного материала |
|||
Подготовка обучающихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать при освоении нового материала. Формирование познавательных мотивов предстоящей деятельности
|
Сообщение преподавателем нового материала (или Самостоятельная работа студентов), восприятие ими этого материала, осмысление, систематизация и конкретизация его |
Предварительная актуализация известного и опора на жизненный опыт, индивидуальный подход, организация их на оперирование усваиваемым содержанием |
Результаты самостоятельной работы |
V этап. Первичная проверка понимания студентами нового материала |
|||
Установить осознанность материала, усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, выявить пробелы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу . |
Проверка преподавателем того, того, что является основным содержанием занятия, которое нужно усвоить, проверка полноты, глубины и осознанного усвоения новых знаний. |
Использование вопросов, требующих мыслительной и практической активности студентов, постоянное обращение к студентам, определение пробелов и успехов |
Установление понимания сильными и слабыми студентами основного содержания при опросе усваиваемых знаний, привлечение группы к дополнению, к оценке ответов товарищей, устранение выявленных пробелов или постановка перед студентами цели устранить их на последующих этапах занятия |
VI этап. Закрепление новых знаний |
|||
Организация деятельности студентов по применению изученных знаний на практике |
Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний |
Включение студентов в деятельность только по воспроизведению, и по оперированию знаниями, организация деятельности студентов по включению новых знаний в систему |
Умение студентов распознавать, воспроизводить новое содержание, применять новые знания к объяснению явлений и решению задач, устранение недостатков в знаниях . |
VII этап. Подведение итогов занятия |
|||
Дать анализ степени овладения знаниями и способами деятельности, показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках |
Характеризовать работу группы. Показать успешность овладения содержанием урока, вскрыть недостатки, выявить пути их устранения |
Умение выявить типичное в успехах и недостатках усвоения |
Краткость и емкость анализа с учетом типичности, определение мер для последующей работы с теми, кто затрудняется |
VIII этап. Информация о домашнем задании. |
|||
Инструктаж по его выполнению. Для закрепления усвоения нового материала дать на дом задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению |
Сообщение домашнего задания, инструктаж о его выполнении |
Умение дать методические советы для выполнения домашнего задания |
Работа по инструктированию в рамках времени занятия, запись на доске номеров задач и заданий, успешность выполнения домашних заданий к следующему разу. Основные показатели решения дидактических задач как каждого этапа, так и занятия в целом |
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.