Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Урок литературного чтения по сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», 4 класс

19.12.2011 10890 1 36193
Василенко Светлана Федоровна
Василенко Светлана Федоровна, учитель

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск
Тема. В РЕАЛЬНОМ МИРЕ ВОЛШЕБНОЙ ПОВЕСТИ-СКАЗКИ Э.Т.А. ГОФМАНА «ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ».

Цель: познакомиться с главными героями повести-сказки, отметить черты их характеров, сориентироваться, где и когда происходят описываемые события, понаблюдать, как автор тво­рит предчувствие чуда.


Задачи.

Образовательные:

- развивать навыки анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали;

- формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать.

Воспитательные:
- подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;

- развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;
- воспитывать потребность общения друг с другом, учителями в неформальной, почти домашней обстановке;
- продолжить формирование интереса к предмету.

Развивающие:
- развивать творческое видение учащихся, воображение, память;

- формировать умение грамотно работать с книгой.


Оборудование:

  • Учебник «Литературное чтение», 4класс
  • Гофман Э.Т.А. “Щелкунчик и мышиный король”. – В кн.: Гофман Э.Т.А. “Золотой горшок и другие истории”. М.: “Детская литература”, 1976, с.5-60;
  • Чайковский П.И. “Щелкунчик”, балет-феерия в 2-х действиях (грамзапись);
  • Портрет Э.Т.А. Гофмана;
  • Иллюстрации
  • Презентация по теме.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Правильное дыхание – это здоровый организм, поэтому предлагаю начать урок с дыхательной гимнастики:

- «Воздушный шарик»

- «Кипит каша».

 

II. Итоги домашнего задания по разделу «Крутим барабан времени». Работа в группах.

- На прошлом уроке вы закончили изучать главу «Крутим барабан времени». Дома вы составляли карты мыслей по темам: «дружба» и «счастье или счастливое детство». Поделитесь картами ваших мыслей в группах и составьте одну общую карту мыслей в группе. (Счастье или счастливое детство: игрушки, благополучие родителей, много друзей, хорошее питание, одежда по сезону, возможность учиться ….Дружба: общение, играть вместе, отношения, взаимная привязанность, общие интересы, единодушие, доброта, отзывчивость, честность, верность, помощь).

- Из ваших высказываний можно сделать вывод, что дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов. Настоящее счастье – это когда у человека есть самое главное - дом, семья, самое нужное в жизни, если в доме царит взаимопонимание, доверие, тепло, уют.

- Нужно ценить эти понятия на протяжении всей жизни.

 

III. Введение в тему.

- Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу.

- Прочитайте название четвертой главы. («Реальный и волшебный миры в авторской сказке».)

- Что нового появится в этой теме? (Литературные автор­ские сказки.)

- Совершенно верно. Сказки имеют автора, а значит, несут на себе печать его личности.

- Подумайте, где писатели находят сюжеты для своих ска­зок? (Часто сюжеты подсказывает сама жизнь.) (Слайд 1.) На слайде эпиграф: «Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!» (Г.-Х. Андерсен)

- Как сказал Г.-Х. Андерсен: «Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!».

- К кому приходят сказки? (К добрым, ласковым людям.)

- Чему учат сказки? (Не мириться со злом, а стремиться наказать его, торжествовать должно только добро.)

- Рассмотрите шмуцтитул. Кто знает, персонажи какой сказ­ки на нем изображены? (Ответы детей.)

- С помощью чего создается атмосфера чуда? (Предположе­ния детей.)

- Совершить путешествие в волшебный мир сказки нам по­может прекрасная музыка. (Начинает тихо звучать музыка.)

- Ее сладкие звуки на своих крыльях уносят нас далеко-далеко ...

- Кто может назвать композитора этой музыки? (П. И. Чайковский)

 

IV. Объявление темы урока.

- Прочитайте название сказки. («Щелкунчик и Мышиный Король».)(Слайд 2.)

- В этот волшебный мир поведет вас замеча­тельный сказочник - Эрнст Теодор Амадей Гофман. (Слайд 3.)

- Ребята, что вы знаете об Эрнсте Теодоре Амадее Гофмане? (Ученик с дополнительной информацией. Это известный немецкий писатель, сказочник. Он родился в 1776 году, а в 1814-м вышла первая книга его рассказов. В 1822 году Гофман тяжело заболел и вскоре умер. Слава при­шла к нему посмертно.)

- Вот какой мир откроется перед вами. (Слайд 4.)

На доске: «Калейдоскоп названий глав сказки» -

1. Елка                     7. Сказка о твердом орехе

2. Подарки              8. Дядя и племянник

3. Любимец             9. Победа

4. Чудеса                 10. Кукольное царство

5. Битва                   11. Столица

6. Болезнь               12. Заключение

 

V. Постановка целей урока.

- Можем мы по названию сказки и глав определить всех главных героев? (Нет.)

- Назовите тех героев, о которых говорят названия глав. (Щел­кунчик, Мышиный король, любимец, дядя и племянник.)

- А на шмуцтитуле какая-то девочка, она из этой сказки? (Предположения детей.)

- На какой вопрос мы должны дать ответ на этом уроке? (Познакомимся с главными героями  повести-сказки, отметим чер­ты их характеров, узнаем, где и когда происходят описываемые события, понаблюдаем, как автор творит предчувствие чуда.)

 

VI. Изучение нового материала.

1. Чтение первой главы «Елка».

- Прочитаем первую главу сказки «Елка». (Один ученик читает вслух, остальные следят глазами.)

- Появилось ли у вас предчувствие чуда? Если да, то с чем это связано: с нарядной рождественской елкой или с загадочной фигурой крестного Дроссельмейера? (Предчувствие чуда, его ожидание появляется (если, конечно, оно появляется) благодаря всем перечисленным обстоятельствам и впечатлениям: это и сидение детей в тёмной спальне в ожидании рождественского чуда -елки и подарков; это и разговоры озагадочном крёстном, обладающем почти сказочной внешностью и фантастическими способностями; это и мечты очудесных подарках.)

- Случайно ли, что действие сказки завязывается в ночь с 24на 25 декабря - в Рождественскую ночь? (Канун Рождества, сочельник - это не случайно выбранный момент для завязывания действия: именно в это время случаются чудеса, именно в это время возникает чувство предвкушения волшебства.)

2. Главные герои повести.

- Назовите героев первой главы. (Отец Штальбаум, дети Фриц и Мари, крестный Дроссельмейер.)

- Кого из героев автор описывает подробнее всех? Прочтите это описание (с. 86).

- Объясните детскую привязанность и любовь к этому непривлекательному человеку. (У него добрая душа, любит приносить радость людям, необычный мастер, умеет творить чудеса.)

3. Чтение второй главы учителем.

- Сейчас я начну читать вторую главу, а вы внимательно слушайте. (Слайд 5.) Учитель читает вторую главу до слов: « ... И чего там только не было! ..».

Звучит запись музыки из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, гаснет свет, зажигаются свечи. На доске - иллюстрация нарядной елки в большомпросторном зале.

- Я думаю, вам передалось нетерпение и восторг детей от увиденной елки и появилось желание рассмотреть и подарки на рождественском столе вместе с Мари и Фрицем.

4. Физминутка.

- Прежде чем продолжим чтение второй главы проведём физминутку.

- Найдите в верхнем углу кабинета заданную фигуру, остановите на ней свой взгляд и подумайте о каком либо чуде.

5. Чтение второй главы сказки учащимися по цепочке (продолжение). Обсуждение.

- Продолжим чтение главы вслух, по цепочки.

- Прав ли был Фриц, который сказал, что от игрушек крест­ного нет никакого толку? Почему такое необыкновенное мас­терство Дроссельмейера вызывает у детей сначала восторг, а потом скуку? (Дети - деятельные натуры, более того, натуры, наделённые неуёмным, безудержным воображением. Имнра­вятся такие игрушки, которые можно трогать, перемещать, с которыми можно по-настоящему играть, которыми можно распоряжаться самим, а не просто издали любоваться; которые могут стать частью мира, созданного их воображением, фантазией. Игрушки крестного отличаются большим искусством, с одной стороны, и механистичностью - с другой. Самый прекрасный и искусный механизм - это всего лишь механизм, обладающий своей программой, которая все время повторяет­ся. Именно поэтому первоначальный восторг, вызываемый ис­кусными произведениями Дроссельмейера, сменяется скукой, когда обнаруживается одна и та же программа, которую вы­полняет искусный механизм. Именно поэтому Фриц говорит: «Да и какой толк нам от его игрушек? У нас тут же их отби­рают. Нет, мне куда больше нравятся папины и мамины подар­ки: они остаются у нас, мы сами ими распоряжаемся».)

- Как характеризует детей их отношение к подаркам? (Мари ­– добра, чуткая, внимательная, тактичная, способная сопереживать; Фриц - развитый мальчик, суровый, грубоватый, вре­менами жестокий и нетерпеливый.)

- Теперь, когда почти все подарки получены, но чудо еще не произошло, предположите, кто из главных героев может быть причастным к волшебному миру, кто способен заметить и раз­глядеть чудеса там, где другие «слепы»? (Это советник суда Дроссельмейер - необыкновенно искусный мастер, загадочный, нео6ычный человек. Мари - тонко чувствующая, добрая девочка.)

6.  Чтение третьей главы учащимися самостоятельно.

- Вы, конечно, хотите узнать и о других подарках, полученных детьми советника медицины Штальбаума? Тогда прочитайте третью главу сказки Гофмана «Щелкунчик» самостоятельно. (Слайд 6.)

7. Беседа по содержанию.

- Почему Мари заметила Щелкунчика только после того, как были изучены все подарки? (Щелкунчик некрасив, на фоне ярких подарков он не может сразу броситься в глаза; сказочник хо­чет посмотреть, добрые ли у детей сердца, смогут ли они по­любить маленького уродца; крёстный тоже был некрасив, но дети сумели понять, что у него доброе сердце.)

- Как характеризует Мари то, что всем игрушкам, которые ей подарили, красивым куклам и нарядному платью, она пред­почла Щелкунчика? (То, что Мари предпочла всем остальным игрушкам и куклам деревянного человечка, хотя он совершенно не отличался внешней красотой (нескладный, ножки тоненькие, голова великовата, глаза навыкате), зато обладал лицом, кото­рое светилось добродушием, глазами, которые смотрели при­ветливо и доброжелательно, ласковой улыбкой, благовоспитан­ностью, скромностью и хорошим вкусом (как показалось Мари), характеризует Мари как человека чувствующего, глубокого, ко­торый умеет вглядываться в окружающих, умеет обнаружи­вать истинную, то есть душевную привлекательность, способен отличать внешне прекрасное от внутреннего богатства.)

 

------------------------

- Как Мари вела себя по отношению к Щелкунчику? А Фриц? Что случилось? Перескажите в паре друг другу.

- Как Мари лечила Щелкунчика и заботилась о нём? (Мари, которая сразу же мысленно оживила Щелкунчика, отнеслась к его травме очень серьезно и сочувственно. Она огорчилась до слез и сразу взяла человечка под свою опеку: подвязала ему сло­манную челюсть ленточкой, снятой со своего нового нарядного платья, подобрала обломившиеся зубы, укутала и стала уте­шать и убаюкивать, чем вызвала смех брата Фрица.)         

- Как отнеслись к пострадавшему Щелкунчику Мари, Фриц, отец и крестный Дроссельмейер?(Фриц проявил неслыханную жестокость, пытаясь заставить пострадавшего Щелкунчика и дальше щелкать орехи, чем вызвал зaмечание отца, который встал на сторону Мари, сказав, что в армии раненых солдат никогда не оставляют в строю. Крестный Дроссельмейер при­нял сторону Фрица: Щелкунчик не вызвал в ней сочувствия.)

 

VII. Итог урока. Тест на внимание.

- Как автору повести-сказки «Щелкунчик и Мышиный король» Гофману удалось создать у читателей предчувствие предвкушения чуда? (Уже в начале есть загадка и тайна: действие происходит под Рожде­ство, а, как известно, именно в это время случаются чудеса, Мари воспринимает Щелкунчика как живого, Дроссельмейер непостижимым образом похож на новую игрушку.)

- Сейчас проведём тест на внимание.

- Необходимо выбрать правильный ответ:

1. Как называется произведение?

а) «Щелкунчик»

б) «Мышиный король и Щелкунчик»

в) «Щелкунчик и Мышиный король»

2. Сколько лет было Мари?

а) 8

б) 6

в) 7

3. Парик крёстного был сделан:

а) из шерсти

б) из стекла

в) из ткани

4. Марципан – это

а) конфета

б) пирог

в) баранка

5. Что подарил детям крёстный?

а) крепость

б) сад

в) замок

Проверка по ключу: 1-в, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в   (Слайд7.)

 

VIII. Домашнее задание: (Слайд 8.)

- Составьте словесные портреты главных героев сказки. На следующем уроке, предоставив словесный портрет, поработав в группе мы должны угадать, о каком герое вам будут рассказывать.

- Прочитать главы «Любимец», «Чудеса», «Битва», для того, чтобы можно было на следующем уроке поделиться своим впечатлением о прочитанном.




Назад к списку

Комментарии
Хорошая разработка урока
людмила
учитель,
МБОУ "ОО Каплинская школа"

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*