Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЦель: познакомиться
с главными героями повести-сказки, отметить черты их характеров,
сориентироваться, где и когда происходят описываемые события, понаблюдать, как
автор творит предчувствие чуда.
Задачи.
Образовательные:
- развивать навыки анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали;
- формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать.
Воспитательные:
- подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это
необходимо, помочь им;
- развивать культуру общения;
формировать творческую активность школьников;
- воспитывать потребность общения друг с другом, учителями в неформальной,
почти домашней обстановке;
- продолжить формирование интереса к предмету.
Развивающие:
- развивать творческое видение учащихся, воображение, память;
- формировать умение грамотно
работать с книгой.
Оборудование:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Правильное дыхание – это здоровый организм, поэтому предлагаю начать урок с дыхательной гимнастики:
- «Воздушный шарик»
- «Кипит каша».
II. Итоги домашнего задания по разделу «Крутим барабан времени». Работа в группах.
- На прошлом уроке вы закончили изучать главу «Крутим барабан времени». Дома вы составляли карты мыслей по темам: «дружба» и «счастье или счастливое детство». Поделитесь картами ваших мыслей в группах и составьте одну общую карту мыслей в группе. (Счастье или счастливое детство: игрушки, благополучие родителей, много друзей, хорошее питание, одежда по сезону, возможность учиться ….Дружба: общение, играть вместе, отношения, взаимная привязанность, общие интересы, единодушие, доброта, отзывчивость, честность, верность, помощь).
- Из ваших высказываний можно сделать вывод, что дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов. Настоящее счастье – это когда у человека есть самое главное - дом, семья, самое нужное в жизни, если в доме царит взаимопонимание, доверие, тепло, уют.
- Нужно ценить эти понятия на протяжении всей жизни.
III. Введение в тему.
- Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу.
- Прочитайте название четвертой главы. («Реальный и волшебный миры в авторской сказке».)
- Что нового появится в этой теме? (Литературные авторские сказки.)
- Совершенно верно. Сказки имеют автора, а значит, несут на себе печать его личности.
- Подумайте, где писатели находят сюжеты для своих сказок? (Часто сюжеты подсказывает сама жизнь.) (Слайд 1.) На слайде эпиграф: «Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!» (Г.-Х. Андерсен)
- Как сказал Г.-Х. Андерсен: «Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!».
- К кому приходят сказки? (К добрым, ласковым людям.)
- Чему учат сказки? (Не мириться со злом, а стремиться наказать его, торжествовать должно только добро.)
- Рассмотрите шмуцтитул. Кто знает, персонажи какой сказки на нем изображены? (Ответы детей.)
- С помощью чего создается атмосфера чуда? (Предположения детей.)
- Совершить путешествие в волшебный мир сказки нам поможет прекрасная музыка. (Начинает тихо звучать музыка.)
- Ее сладкие звуки на своих крыльях уносят нас далеко-далеко ...
- Кто может назвать композитора этой музыки? (П. И. Чайковский)
IV. Объявление темы урока.
- Прочитайте название сказки. («Щелкунчик и Мышиный Король».)(Слайд 2.)
- В этот волшебный мир поведет вас замечательный сказочник - Эрнст Теодор Амадей Гофман. (Слайд 3.)
- Ребята, что вы знаете об Эрнсте Теодоре Амадее Гофмане? (Ученик с дополнительной информацией. Это известный немецкий писатель, сказочник. Он родился в 1776 году, а в 1814-м вышла первая книга его рассказов. В 1822 году Гофман тяжело заболел и вскоре умер. Слава пришла к нему посмертно.)
- Вот какой мир откроется перед вами. (Слайд 4.)
На доске: «Калейдоскоп названий глав сказки» -
1. Елка 7. Сказка о твердом орехе
2. Подарки 8. Дядя и племянник
3. Любимец 9. Победа
4. Чудеса 10. Кукольное царство
5. Битва 11. Столица
6. Болезнь 12. Заключение
V. Постановка целей урока.
- Можем мы по названию сказки и глав определить всех главных героев? (Нет.)
- Назовите тех героев, о которых говорят названия глав. (Щелкунчик, Мышиный король, любимец, дядя и племянник.)
- А на шмуцтитуле какая-то девочка, она из этой сказки? (Предположения детей.)
- На какой вопрос мы должны дать ответ на этом уроке? (Познакомимся с главными героями повести-сказки, отметим черты их характеров, узнаем, где и когда происходят описываемые события, понаблюдаем, как автор творит предчувствие чуда.)
VI. Изучение нового материала.
1. Чтение первой главы «Елка».
- Прочитаем первую главу сказки «Елка». (Один ученик читает вслух, остальные следят глазами.)
- Появилось ли у вас предчувствие чуда? Если да, то с чем это связано: с нарядной рождественской елкой или с загадочной фигурой крестного Дроссельмейера? (Предчувствие чуда, его ожидание появляется (если, конечно, оно появляется) благодаря всем перечисленным обстоятельствам и впечатлениям: это и сидение детей в тёмной спальне в ожидании рождественского чуда -елки и подарков; это и разговоры озагадочном крёстном, обладающем почти сказочной внешностью и фантастическими способностями; это и мечты очудесных подарках.)
- Случайно ли, что действие сказки завязывается в ночь с 24на 25 декабря - в Рождественскую ночь? (Канун Рождества, сочельник - это не случайно выбранный момент для завязывания действия: именно в это время случаются чудеса, именно в это время возникает чувство предвкушения волшебства.)
2. Главные герои повести.
- Назовите героев первой главы. (Отец Штальбаум, дети Фриц и Мари, крестный Дроссельмейер.)
- Кого из героев автор описывает подробнее всех? Прочтите это описание (с. 86).
- Объясните детскую привязанность и любовь к этому непривлекательному человеку. (У него добрая душа, любит приносить радость людям, необычный мастер, умеет творить чудеса.)
3. Чтение второй главы учителем.
- Сейчас я начну читать вторую главу, а вы внимательно слушайте. (Слайд 5.) Учитель читает вторую главу до слов: « ... И чего там только не было! ..».
Звучит запись музыки из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, гаснет свет, зажигаются свечи. На доске - иллюстрация нарядной елки в большомпросторном зале.
- Я думаю, вам передалось нетерпение и восторг детей от увиденной елки и появилось желание рассмотреть и подарки на рождественском столе вместе с Мари и Фрицем.
4. Физминутка.
- Прежде чем продолжим чтение второй главы проведём физминутку.
- Найдите в верхнем углу кабинета заданную фигуру, остановите на ней свой взгляд и подумайте о каком либо чуде.
5. Чтение второй главы сказки учащимися по цепочке (продолжение). Обсуждение.
- Продолжим чтение главы вслух, по цепочки.
- Прав ли был Фриц, который сказал, что от игрушек крестного нет никакого толку? Почему такое необыкновенное мастерство Дроссельмейера вызывает у детей сначала восторг, а потом скуку? (Дети - деятельные натуры, более того, натуры, наделённые неуёмным, безудержным воображением. Имнравятся такие игрушки, которые можно трогать, перемещать, с которыми можно по-настоящему играть, которыми можно распоряжаться самим, а не просто издали любоваться; которые могут стать частью мира, созданного их воображением, фантазией. Игрушки крестного отличаются большим искусством, с одной стороны, и механистичностью - с другой. Самый прекрасный и искусный механизм - это всего лишь механизм, обладающий своей программой, которая все время повторяется. Именно поэтому первоначальный восторг, вызываемый искусными произведениями Дроссельмейера, сменяется скукой, когда обнаруживается одна и та же программа, которую выполняет искусный механизм. Именно поэтому Фриц говорит: «Да и какой толк нам от его игрушек? У нас тут же их отбирают. Нет, мне куда больше нравятся папины и мамины подарки: они остаются у нас, мы сами ими распоряжаемся».)
- Как характеризует детей их отношение к подаркам? (Мари – добра, чуткая, внимательная, тактичная, способная сопереживать; Фриц - развитый мальчик, суровый, грубоватый, временами жестокий и нетерпеливый.)
- Теперь, когда почти все подарки получены, но чудо еще не произошло, предположите, кто из главных героев может быть причастным к волшебному миру, кто способен заметить и разглядеть чудеса там, где другие «слепы»? (Это советник суда Дроссельмейер - необыкновенно искусный мастер, загадочный, нео6ычный человек. Мари - тонко чувствующая, добрая девочка.)
6. Чтение третьей главы учащимися самостоятельно.
- Вы, конечно, хотите узнать и о других подарках, полученных детьми советника медицины Штальбаума? Тогда прочитайте третью главу сказки Гофмана «Щелкунчик» самостоятельно. (Слайд 6.)
7. Беседа по содержанию.
- Почему Мари заметила Щелкунчика только после того, как были изучены все подарки? (Щелкунчик некрасив, на фоне ярких подарков он не может сразу броситься в глаза; сказочник хочет посмотреть, добрые ли у детей сердца, смогут ли они полюбить маленького уродца; крёстный тоже был некрасив, но дети сумели понять, что у него доброе сердце.)
- Как характеризует Мари то, что всем игрушкам, которые ей подарили, красивым куклам и нарядному платью, она предпочла Щелкунчика? (То, что Мари предпочла всем остальным игрушкам и куклам деревянного человечка, хотя он совершенно не отличался внешней красотой (нескладный, ножки тоненькие, голова великовата, глаза навыкате), зато обладал лицом, которое светилось добродушием, глазами, которые смотрели приветливо и доброжелательно, ласковой улыбкой, благовоспитанностью, скромностью и хорошим вкусом (как показалось Мари), характеризует Мари как человека чувствующего, глубокого, который умеет вглядываться в окружающих, умеет обнаруживать истинную, то есть душевную привлекательность, способен отличать внешне прекрасное от внутреннего богатства.)
------------------------
- Как Мари вела себя по отношению к Щелкунчику? А Фриц? Что случилось? Перескажите в паре друг другу.
- Как Мари лечила Щелкунчика и заботилась о нём? (Мари, которая сразу же мысленно оживила Щелкунчика, отнеслась к его травме очень серьезно и сочувственно. Она огорчилась до слез и сразу взяла человечка под свою опеку: подвязала ему сломанную челюсть ленточкой, снятой со своего нового нарядного платья, подобрала обломившиеся зубы, укутала и стала утешать и убаюкивать, чем вызвала смех брата Фрица.)
- Как отнеслись к пострадавшему Щелкунчику Мари, Фриц, отец и крестный Дроссельмейер?(Фриц проявил неслыханную жестокость, пытаясь заставить пострадавшего Щелкунчика и дальше щелкать орехи, чем вызвал зaмечание отца, который встал на сторону Мари, сказав, что в армии раненых солдат никогда не оставляют в строю. Крестный Дроссельмейер принял сторону Фрица: Щелкунчик не вызвал в ней сочувствия.)
VII. Итог урока. Тест на внимание.
- Как автору повести-сказки «Щелкунчик и Мышиный король» Гофману удалось создать у читателей предчувствие предвкушения чуда? (Уже в начале есть загадка и тайна: действие происходит под Рождество, а, как известно, именно в это время случаются чудеса, Мари воспринимает Щелкунчика как живого, Дроссельмейер непостижимым образом похож на новую игрушку.)
- Сейчас проведём тест на внимание.
- Необходимо выбрать правильный ответ:
1. Как называется произведение?
а) «Щелкунчик»
б) «Мышиный король и Щелкунчик»
в) «Щелкунчик и Мышиный король»
2. Сколько лет было Мари?
а) 8
б) 6
в) 7
3. Парик крёстного был сделан:
а) из шерсти
б) из стекла
в) из ткани
4. Марципан – это
а) конфета
б) пирог
в) баранка
5. Что подарил детям крёстный?
а) крепость
б) сад
в) замок
Проверка по ключу: 1-в, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в (Слайд7.)
VIII. Домашнее задание: (Слайд 8.)
- Составьте словесные портреты главных героев сказки. На следующем уроке, предоставив словесный портрет, поработав в группе мы должны угадать, о каком герое вам будут рассказывать.
- Прочитать главы «Любимец», «Чудеса», «Битва», для того, чтобы можно было на следующем уроке поделиться своим впечатлением о прочитанном.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
людмила
МБОУ "ОО Каплинская школа"