Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСтановление личности – сложный процесс. Одним из условий успешного обучения становится мотивация обучающегося и включение его в самостоятельную деятельность. Представленные методические материалы окажут помощь преподавателям литературы в поиске путей активизации познавательной деятельности обучающихся. Данная работа раскрывает использование приема «чтение с остановками» технологии критического мышления на уроках литературы.
В настоящее время возрастает значение подготовленности человека к действиям, результат которых не предрешен. В современном мире и профессиональной деятельности человека все чаще возникают непредсказуемые ситуации. От современного человека требуются качества, способности, позволяющие находить решения в незапланированных ситуациях. Особое значение приобретает умение работать в группе, планировать свою деятельность, работать самостоятельно и оценивать результат своей деятельности.
Урок по творчеству писателя XX века Евгения Замятина разработан с целью пробудить интерес обучающихся к чтению текстов художественных произведений, самостоятельно анализировать, постигать новый для современных читателей жанр антиутопии.
План урока
Цели урока:
Технология: Критическое мышление через чтение и письмо.
Прием: Чтение с остановками.
Средства обучения:
Деление группы на пары для совместной работы над текстом.
Условия заполнения оценочного листа обсуждаются.
Ход урока
I. Вызов
«Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой…так критика сделала из меня черта советской литературы. Основной причиной моей просьбы о разрешении мне вместе с женой выехать за границу – является безвыходное положение мое, как писателя, здесь, смертный приговор, вынесенный мне, как писателю,.здесь. »)
(Составить хронологическую таблицу: 1894. 1908. 1912. 1917. 1920. 1932.1937)
II. Осмысление
Чтение вслух, обсуждение в парах и комментарий эпизодов:
«Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА…Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа. Обитающие на других планетах, - быть может. Еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически - безошибочное счастье. Наш долг заставить их быть счастливыми.»,
«Я, Д-503, строитель ИНТЕГРАЛА. – я только один из математиков Великого Государства. Пусть это «Мы» будет заглавием моих записей. Но ведь это будет производная от нашей жизни, от математически совершенной жизни Единого Государства…» (Запись 1-ая, стр. 11-12)
Первая остановка во время чтения
Чтение вслух, обсуждение в парах и комментарий эпизодов:
«Я подымаю глаза: О-90, конечно… Милая О! – мне всегда казалось, что она похожа на свое имя: сантиметров на 10 ниже Материнской нормы - и оттого вся кругло обточенная, и розовое О – рот – раскрыт навстречу каждому моему слову.» Запись 2-ая, стр. 14-15)
«Естественно, что подчинив себе голод… Единое Государство повело наступление против другого владыки мира – против Любви. Наконец и эта стихия была тоже побеждена. Т.е. организована, математизирована, и около 300 лет назад был провозглашен наш исторический «Lex sexualis»: «всякий из нумеров имеет право как на сексуальный продукт - на любой нумер» Запись 5-ая, стр. 28
Вторая остановка во время чтения
Вывод:
Евгений Замятин в романе – антиутопии «Мы» гротескно изображает становление современного ему советского тоталитарного режима, его прогнозы долговременны, не изжиты и в современном обществе.
Краткий пересказ сюжета: Герой влюбился, чувствует себя «пещерным» человеком: мучится, ревнует, узнает о «врагах счастья»…
Чтение вслух, обсуждение в парах и комментарий эпизода:
«Я похолодел. Я знал, что это значит – показаться на улице позже 22 ½. Все мое сумасшествие – сразу как сдуло, Я – был я. Мне было ясно одно: я ненавижу ее, ненавижу ненавижу! (запись 10-ая, стр. 58),
«Будто пожар у древних – все стало багровым… Только бы вот так вот нести ее, нести, нести…» (запись 25-ая, стр. 128-129)
Третья остановка во время чтения
Чтение вслух, обсуждение в парах и комментарий отрывка: «Вечером в тот же день – за одним столом с Ним, с Благодетелем… Затем ее ввели под Колокол. У нее стало очень белое лицо, а так как глаза у нее темные и большие – то это было очень красиво» (запись 40-ая, стр. 199-200)
Четвертая остановка во время чтения
III. Рефлексия
Ответить на зачетный вопрос: Удалось ли Д-503 остаться человеком?
Заполнение оценочного листа Приложение 1
Вывод:
Писатель убежден, что технический прогресс в отрыве от нравственного, духовного развития не способствует улучшению человеческой породы, но может вытеснить человеческое в человеке. Обобщив опыт русской революции, он конструирует возможное отдаленное будущее человечества, создает роман-предупреждение, где идет борьба за то, чтобы человека (ему на пользу) загнать в раба, в обезличенный «нумер»
Приложение 1
Оценочный лист
Фамилия |
Чтение |
Комментарий |
Зачетный вопрос |
Итоговая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценки:
Чтение – 1 балл
Комментарии – 1 балл
Письменный ответ оценивается по пятибалльной системе.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.