Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка урока - деловой игры «Электростатика в моей профессии»

21.05.2015 1943 3143
Маркова Тамара Владимировна
Маркова Тамара Владимировна, преподаватель

Томский экономико-промышленный колледж

Методическая разработка урока - деловой игры по физике по теме «Электростатика в моей профессии».

Урок проведен на первом курсе в группе по специальности «Электронные приборы и устройства».

На уроке физики имитируется деятельность сотрудников четырех отделов: радиотехнического, электротехнического, технологического и ремонтно-эксплуатационного.

В начале урока происходит ввод в игру: формулируется цель занятия, обосновывается постановка проблемы, сообщается план работы, регламент и правила деловой игры, распределяются роли, формируются группы.

На стадии проведения игры происходит групповая работа над заданием в виде тренинга, мозгового штурма, дискуссии. На этом этапе активизируется познавательная и мыслительная деятельность участников игры.

На стадии анализа и обобщения подводятся итоги, отмечаются ошибки. Обучающиеся заполняют лист самооценки.

Результативность данного урока заключается в возможности отработки профессиональных и общих компетенций:

ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

П.К. 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.

ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимые для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

 

ПЛАН УРОКА

Тема программы: Электростатика. Постоянный ток.

Тема урока: Электростатика в моей профессии.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: Имитационная игра.

Время урока: 1 час 30 минут.

Цель урока, его развивающие и воспитательные задачи:

  1. К концу урока обучающиеся будут:

Знать/понимать

  • смысл понятий: электризация, электрическое поле, электроемкость, напряженность.
  • закон Кулона, формулы для расчета напряженности электрического поля, электроемкости конденсатора, формулы для расчета общей емкости параллельного и последовательного соединения конденсаторов.

Уметь

  • изготовить бумажный конденсатор по заданным параметрам,
  • приводить примеры практического применения электризации конденсаторов в технике и в быту,
  • обобщать и систематизировать изученный материал,
  • планировать и систематизировать совместную деятельность,
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования, производственных и бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.
  1. В ходе урока содействовать воспитанию:
  • внимательности,
  • самостоятельности,
  • ответственности,
  • толерантности.
  1. Способствовать развитию:
  • наблюдательности,
  • умению делать выводы,
  • профессиональных и коммуникативных компетенций,
  • навыков самопрезентации.

Методическая цель:

Формирование и развитие ключевых компетенций обучающихся через групповую работу на уроке.

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная работа, работа в группах.

Оборудование:

  • медиапроектор,
  • компьютер,
  • информационные листы.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя: Здравствуйте. Сегодня у нас зачетный урок по теме «Электростатика в моей профессии». Мы повторим материал по заданной теме, попытаемся решить расчетные задачи, а также задачи творческого и экспериментального характера, рассмотри применение электризации и конденсаторов в технике и в быту.

Работа на уроке будет состоять из двух форм деятельности: коллективной и индивидуальной.

Во время коллективной работы предлагаю вам стать сотрудниками четырех отделов: радиотехнического, электротехнического, технологического и ремонтно-эксплуатационного. Конкурс состоит из пяти этапов:

  • разминка (физический диктант),
  • пресс-сообщение по теме «Электростатика» (домашнее задание),
  • практический этап конкурса,
  • технический этап конкурса,
  • этап «Что бы это значило?»

Во время индивидуальной работы – решение задач с последующей сдачей на проверку и на оценку.

Критерии оценки

а) во время коллективной работы сотрудники отделов получают:

за 30 – 36 баллов оценку «5»,

за 25 – 30 баллов – «4»

за 20 – 25 баллов – «3»

б) во время индивидуальной работы:

за 3 правильно выполненных задания – оценка «5»

за 2 правильно выполненных задания – оценка «4»

за 1 правильно выполненное задание – оценка «3»

 

II. На этапе проведения игры проводится конкурс на лучший отдел.

Участникам предлагается участвовать:

  1. В разминке (физический диктант). Максимальное количество баллов за данный конкурс – 16. За каждый ответ – 1 балл. Время – 10 минут (текст диктанта прилагается. Приложение № 1). Листы с диктантом выдаются каждой группе. Правильные ответы проецируются на экране по окончанию разминки.
  2. Пресс-сообщение по теме «Электростатика» каждая команда готовит заранее по темам:
  • электризация. Ее вред и польза,
  • из истории создания «Лейденской банки»,
  • причины возникновения грозы,
  • земля и ионосфера – обкладки огромного конденсатора.

При защите презентации по данным темам оценивать по следующим критериям:

  • оригинальность работы,
  • степень личного вклада автора,
  • качество доклада и презентации (структура, логичность),
  • эрудиция докладчика.

Максимальное количество баллов за данный конкурс – 4.

Время конкурса – 20 минут. (Приложение 2).

  1. Практический этап «Рассчитай емкость батареи конденсаторов».

Команды получают планшеты с заданиями (Приложение 3). В течение 10 минут отвечают на вопросы. После выполнения данного задания ответы проецируются на экран (Приложение 4). Максимальное количество баллов – 8.

 

  1. Технический этап конкурса. Изготовить конденсатор по заданным параметрам. Каждой команде выдается карточка-задание, циркуль, линейка, калькулятор, фольга, парафинированная бумага.
  2. Конкурс «Что бы это значило?»

На экране проецируется слайд с изображением электрической схемы с применением конденсаторов.

Какая команда первой ответит на следующие вопросы:

  • Название прибора (схемы),
  • Назначение прибора (схемы),
  • Принцип действия.

Полный ответ оценивается в 3 балла. Если ответ неполный, остальные могут дополнить его, за что получают дополнительно 1 балл.

Прилагаются следующие слайды с изображением схемы:

  • Автогенератор (Приложение 6).
  • Простейший детекторный приемник (Приложение 7).
  • Емкостный датчик для автоматического контроля диаметра шариков на подшипниковом заводе (Приложение 8).

Перемещение толкателя первичного измерителя диаметра шариков приводит к сближению или удалению обкладок, что приводит к изменению емкости конденсатора.

Время выполнения – 15 минут.

 

III. На этапе анализа и обобщения происходит подведение итогов (оценочный лист. Приложение № 9)

Заключительное слово преподавателя.

Следующие 20 минут обучающиеся решают задачи в своих тетрадях по индивидуальным карточкам. В конце урока тетради сдают на проверку и получают оценку.


 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

При изготовлении конденсатора на парафинированную бумагу толщиной 0,2 мм наклеивают с обеих сторон по кружку алюминиевой фольги. Каким должен быть диаметр кружков, если при подаче напряжения 50 В, заряд на пластинах конденсатора будет равен 10 Кл? Диэлектрическую проницаемость парафина смотреть в справочнике.

После выполнения данного задания правильный ответ проецируется на экране (Приложение 5).

Время выполнения – 15 минут.

Максимальное количество баллов – 5.

Технологическая карта урока по теме «Электростатика в моей профессии»

Этапы урока

Цель этапа

Время

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности студентов

Формы деятельности студентов

Методы обучения

Средства обучения

Стадия вызова

Мотивировать студентов на активизацию познавательной деятельности, воспринять и осмыслить задание

5 мин

Озвучивание темы и цели занятия, сообщение плана работы. Выдача задания и оценочных листов.

Распределяются роли, формируются группы. Осмысление задания

Фронтальная

Монолог, беседа, самостоятельная работа

Проектор, физические приборы, плакаты, слайды

Стадия проведения имитационной игры:

- разминка,

- пресс-сообщение,

- практический этап

- технический этап,

- что бы это значило?

Организовать работу группы. Определить возможные пути решения заданий. Определить методы и способы выполнения профессиональных задач. Уметь: применять знания, анализировать, принимать решения

70 мин

10

20

10

15

15

Работа с оценочным листом. Анализ заданий

Выбор оптимального варианта решения заданий. Оценка вариантов решения.

Коллективная

Самостоятельная работа. Дискуссия.

Проектор, физические приборы, плакаты, слайды

Стадия анализа и обобщения

Уметь оценить полноту и правильность выполнения задания согласно оценочному листу

15 мин

Подведение итогов

Работа с оценочными листами

Коллективная, индивиуальная

Самостоятельная работа. Дискуссия.

Проектор, физические приборы, плакаты, слайды

 

Приложения

Литература

  1. Бабаев В. С., Тарабанов А. В. Физика, весь курс: для выпускников и абитуриентов. – М.: Эксмо, 2012.-400 с.
  2. Гладкова Р. А. Цодиков Ф. С. Задачи и вопросы по физике: учебное пособие: для средних специальных учебных заведений, 9-е изд., испр. и доп. – М.: Физматлит, 2012.-384 с.
  3. Дмитриева В.Ф. Физика. / Учебное пособие для средних специальных учебных заведений, 10-е изд., стер. – М.: Академия, 2013.
  4. Касьянов В. А. Физика. Учебник для общеобразовательных учреждений, 5-е изд., дораб. –М.: Дрофа, 2013.- 416 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*