Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одной из актуальных проблем являются духовное возрождение нации, восстановление ее лучших национальных традиций.
Сегодня, гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы реформы системы образования. Самообразование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях происходит смена приоритетов в образовании, становится возможным усиление его культурообразующей роли, появляется новый идеал человека образованного в виде «человека культуры», «человека облагороженного образа», обладающего умственной, этической, эстетической, общественно-духовной, культурностью. Средством и условием достижения этого идеала, самой целью образования становится коммуникативная культура личности, включая в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную логическую культуру.
Знаменитый исследователь и путешественник Розенберг Аршанский написал: «Якуты как северный народ образно мыслят. Поэтому у них одновременно развиты оба полушария – они мыслят образно и логически.
Будущее нации всецело зависит от воспитания подрастающего поколения, от сохранения его языка, культуры, традиции, фольклора».
Якутский народ на протяжении всей истории создавал и продолжает создавать разнообразные произведения устного народного творчества. Особую популярность имеет его познавательная функция. Для нашего народа устная память и фольклорные знания играют заметную роль в постижении своей традиционной культуры.
Якутская народная культура составляет базисную основу традиционной системы саморазвития народа. Благодаря народной культуре, человек впитывает в себя культурные нормы своего рода, архетипа, мышления и образного мышления.
В настоящее время педагогический мир, признающая развивающее значение народных традиций, народного творчества, по сути не располагает исследованиями, выявляющими особенности применения фольклора как средство освоения математических навыков у студентов.
В различных произведениях, в исследованиях по этнографии, Олонхо и другие, частично затронуты эмпирические элементарные математические представления якутов, которые составляют неотъемлемую часть народной мудрости, так как без них нет глубокого логического мышления, наблюдательности, зоркости, богатого воображения, фантазии, умственных способностей.
Предпосылкой развития математики как науки стало устное народное творчество. Именно жанры устного народного творчества: загадки, пословицы, поговорки, эпические произведения (олонхо), якутские национальные игры, как хабылык, хаамыскы – содержат в себе математическое начало.
Замечательным подтверждением глубоких педагогических мыслей может служить якутский фольклор. Якутский фольклор дает неисчерпаемо богатый материал для формирования у студентов не только эстетических вкусов, но и математические навыки.
Действительно: «Математика имеет своим объектом пространственные формы и количественные отношение действительности мира, стало быть – весьма реальный материал, что понятия числа и фигуры взяты не откуда-нибудь, а только из действительного мира», - писал Ф. Энгельс.
Формирование первых математических представлений издавна ставился в работах известных дидактов: Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского и в работах крупных методистов-математиков: Д.И. Галанина, А.И. Гольденберга, В.А. Латышева и др.; о необходимости математического развития рассматриваются в трудах: Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, Е.И. Щербаковой и т.д.
Идеи об использовании традиций народной педагогики в воспитывающем обучении отражены в трудах якутских исследователей Л.А. Афанасьева, Р.И. Бравиной, У.А. Винокуровой, А.А. Григорьевой, Д.А. Данилова, А.Е. Захаровой, А.В. Ивановой, Н.Д. Неустроева, А.Г. Новикова, И.С. Портнягина, С.В. Стручковой, К.Д. Уткина и др. Эти идеи ориентированы на восстановление утраченных традиций народной педагогики.
Как видно проблема поиска способов и методов для более эффективного применения элементов этнопедагогики в обучении математике как средство развития математических навыков не нова.
Однако требуется более точное определение своеобразия места и характера применения народного фольклора в развитии математического навыка у студента.
Исходя из вышеизложенного, определена проблема исследования: применение элементов этнопедагогики в обучении математике.
Объект исследования: система работы по развитию математических навыков у студентов.
Предмет исследования: педагогические условия развития математических навыков у студентов посредством элементов этнопедагогики.
Цель исследования: выявить педагогические условия развития математических навыков у студентов посредством элементов этнопедагогики на примере использования материалов Олонхо.
Гипотеза исследования: развитие математических навыков у студентов посредством использования элементов этнопедагогики будет наиболее эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
Задачи исследования:
Методы исследования:
Теоретическая основа исследования. Труды отечественных психологов: Н.Н. Поддъякова, А.А.Венгера, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, в том числе зарубежного психолога Ж. Пиаже; педагогов: К.Д. Ушинского, А.А. Столяра, А.М. Леушиной, Е.И. Щербаковой, Л.С. Метлиной, Д.А. Данилова, Н.Д. Неустроева, А.В. Ивановой, С.В. Стручковой; этнопсихологов: А.Н. Оконешниковой, У.А. Винокуровой; этнопедагогов: Г.Н. Волкова, А.А. Григорьевой, М.И. Баишевой, К.Д. Уткина, И.С. Портнягина, А.Е. Захаровой, Л.А. Афанасьева и других.
В педагогических исследованиях еще не до конца разработаны механизмы приобщения студентов к интеллектуальным ценностям якутского фольклора. Все это вызывает целесообразность опытно-экспериментальной апробации условий и способов, учитывающих раскрывающих потенциальные возможности фольклора для развития математического представления у студентов, и в целом их умственного воспитания. Реализация этих задач осуществлялась на основе личностно-ориентированного обучения с учетом возрастных характерных особенностей каждого ребенка.
В то же время ни в теории педагогики, ни в практике проблема развития математического представления посредством использования элементов этнопедагогики не получила достаточного освещения. На наш взгляд, это свидетельствует о сложности и актуальности исследуемой проблемы.
Основные результаты опытно-экспериментальной работы:
Таким образом, применение якутского фольклора гуманизации образовательно-воспитательного материала по математике, раскрывает психолого-педагогические аспекты творчества.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.