Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Педагогический эксперимент по реализации проектно-рейтинговой технологии обучения по дисциплине «Информационные технологии профессиональной деятельности»

07.05.2015 1155 1837
Гайворонская Марина Владимировна
Гайворонская Марина Владимировна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж Старооскольский Технологический Институт им. А.А. Угарова

Современное общество выдвигает новые требования к выпускнику, которые находятся в противоречие с действующей системой контроля над качеством подготовки студентов. Если содержание образования и методы работы преподавателя изменятся, а способы и критерии контроля и оценки останутся прежними, то качество образования не улучшится.

Метод использования проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного преподавателя продуктивным методом обучения. Именно поэтому обращение к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и метод проектов, представляется сегодня достаточно современным.

Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией этих результатов.

Проектная технология нацелена на развитие личностей студентов, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Общее во всех типах проектов – вовлечение студентов в коллективную деятельность. Однако проектное обучение и личностно-ориентировано, оно позволяет студентам учиться на собственном опыте и опыте других, стимулирует их познавательный интерес, получают удовлетворение от результата своего труда.

Система контроля знаний в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный ее недостаток очевиден — она никак не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе студентов.

В последние годы все более популярной в зарубежной и российской дидактике становится рейтинговая система оценивания. Рейтинг студента – это уровень соответствия его личных учебных достижений формализованной шкале обученности, выраженной в баллах, начисляемых за выполнение заданий текущего контроля и промежуточной аттестации. Рейтинг всегда подразумевает конкурсность, соревнование.

Следует отметить, что студенты с большой заинтересованностью воспринимают такой подход к оценке их работы, что ведет к усилению их активности на учебных занятиях, более серьезному отношению к самостоятельному изучению материала.

Мы рассматриваем рейтинговую систему не только как контроль за знаниями, но и как средство управления профессионально-личностным развитием студентов. Рейтинговая система оценивания создает выгодные условия для учета индивидуальных особенностей студента, содействует систематическому усвоению знаний. Следовательно, растет заинтересованность и успешность студента, что делает процесс обучения более эффективным.

Современное образование не основано на проектно-рейтинговой технологии (в массовой практике не используется), чтобы решить противоречия необходимо внедрить метод проектов и рейтинговую систему контроля успеваемости студентов, добиться подготовки современного профессионала, качественно владеющего информационными технологиями.

 

Целью эксперимента является изучение влияния проектно-рейтинговой технологии обучения на познавательное и личностное развитие студентов, а также обобщение собственного опыта работы методом проектов в курсе изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

В соответствии с целью эксперимента необходимо решить следующие задачи:

  1. Формирование у студентов основных компетентностей: социальной, поликультурной, коммуникативной, информационной, саморазвития и самообразования, продуктивной творческой деятельности.
  2. Формирование мотива учения – важнейшего компонента деятельности обучающихся.
  3. Создание благоприятных условий для развития творческой личности студента через проектную деятельность.

Практическая ценность работы состоит в том, что приведенные примеры и результаты исследований могут быть использованы преподавателями в процессе преподавания дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов исследования:

  • теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
  • методы теоретико-методологического анализа (ретроспективный, моделирование); опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы);
  • методы педагогического наблюдения (включенного, непрерывного и дискретного наблюдения, самонаблюдения);
  • методика диагностики и самодиагностики профессионально значимых компетенций;
  • метод экспертных оценок и независимых характеристик;
  • статистико-математические методы обработки полученных данных;
  • методы экспериментального исследования (констатирующий и преобразующий эксперименты).

В качестве испытуемой в эксперименте по внедрению проектно-рейтинговой системы была выбрана первая подгруппа группы МЧМ-09, результат успеваемости сравнивался с результатом второй подгруппы - с традиционным обучением.

Начинать работу над проектами следует с малых проектов.

Надо попытаться заинтересовать своей идеей студентов, для чего желательно снабдить инструкциями с информацией о целях и задачах проекта.

Использую коллективный учебный проект, который напоминает сетевые проекты. Каждая группа участников выполняет какую-то часть проекта. Может быть, вся группа работает индивидуально над одной задачей. В конце занятия выбираются лучшие работы, которые становятся основой для следующего этапа работы.

Надо обязательно информировать всех о ходе работы.

Чтобы “не ходить по кругу”, повторяя свои ошибки — надо после проведения проекта обязательно подводить итоги.

Работа над проектом заканчивается коллективным обсуждением и оцениванием результатов. При этом необходимо опираться на основные элементы проектной работы, качества основного продукта и качества процесса работы. Проектная деятельность студентов может оцениваться последующим параметрам: познавательная активность и предприимчивость групп и отдельных обучающихся, логика построения и реализации программы проекта и исследовательских программ групп экспертов, качества использования источников информации и их интерпретации, корректность выводов, эффективность презентации результатов, неиспользованные возможности, потенциал продолжения проекта.

Отслеживание результатов работы с применением проектного метода с помощью ЭЛЕКТРОННОГО ЖУРНАЛА - сравнение контрольной и экспериментальной подгрупп.

Вот такие получились результаты:

Проблемы, с которыми столкнулась при использовании метода проектов.

  • Если на занятии студенты работают над разными темами трудно координировать работу.
  • Не хватает времени, чтобы завершить проект.
  • Для разных тем приходится использовать разные критерии оценки.
  • В результате работы формируются разные умения и навыки у студентов.

 

В целом проектная технология является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, мотивацию студентов, уровень самостоятельности обучающихся, общее интеллектуальное развитие, способствуя развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных. Есть пословица, ясно выражающая сущность проектного метода обучения: «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, сделай вместе со мной - и я научусь»

 

В результате опыта по проблеме использования проектной-рейтинговой технологии в системе учебных занятий можно сделать следующие выводы:

  1. Необходимость применения проектной технологии в образовательном процессе обусловлено тенденциями к более полноценному развитию личности, его подготовки к реальной деятельности
  2. Широкое применение при обучении информатике и информационных технологий
  3. Применение проектной технологии даёт результаты на всех этапах обучения
  4. Проектная деятельность предусматривает личностно-ориентированное обучение при котором обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход к студентам.
  5. Метод проектов лучше всего сочетать с рейтинговой системой контроля знаний. (Опыт работы со студентами с использованием рейтинговой системы показал, что такая система оценивания качества обучения по учебной дисциплине является более эффективной, чем традиционная пятибалльная система. Она более открыта и понятна для студентов, более удобна для преподавателя, так как позволяет своевременно вносить изменения в процесс обучения.)



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*