Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время, когда с одной стороны идет активное возрождение и развитие национальных традиций в культуре, искусстве всех народов России, а с другой - все шире пропагандируются материальные блага как единственно неоспоримые ценности, проблема формирования духовного мира молодежи, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, приобретает особую актуальность.
В этих условиях содержание образования, но также педагогические технологии, методы, приемы призваны не только, развивать качественные компетенции обучающихся студентов, но и создават условия для развития их духовно-нравственной культуры.
При этом особую ценность имеют педагогические традиции родного народа, его нравственные, этические и духовные ценности, национальная культура, сохранение и развитие национальных традиций. Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.
Анализ системы взглядов видных ученых-философов, педагогов, психологов (Аристотель, Платон, Гераклит, Сократ, И.Кант, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.) показывают, что ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Во многих исследованиях ученых (К.Д.Ушинский, И.А. Арабов, Г.Н.Волков и др.) доказано, что этнокультурные традиции носят постоянный характер и признаются как неотъемлемая часть национальной культуры.
Например, К.Д.Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», подразумевая под народностью воспитания учет культурно-исторического пути развития этноса, специфики этнокультурных традиций.
В связи с этим, целью данной работы является изучение педагогических основ кейс – технологии в формировании духовно-нравственной культуры студента СПО через факторы народного воспитания.
Объект исследования – образовательный процесс формирования духовно-нравственной культуры студентов.
Предмет исследования – факторы народного воспитания как одно из средств формирования духовно-нравственной культуры студентов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследований нами поставлены следующие задачи:
Во-первых, охарактеризовать методологические основы кейс-технологии.
Во-вторых, изучить и предложить факторы народной педагогики как обучающие материалы по кейс-технологии в формировании духовно-нравственных ценностей студента.
В процессе работы использованы следующие методы исследования: анализ и систематизация педагогической, методической, научно-технической литературы; сравнение и обобщение условий реальной действительности; изучение трудов по этнопедагогике, материалов ФГОС.
Новизна исследования заключается в том, что в данной работе проблема формирования духовно-нравственной культуры студента решается посредством организации кейс-технологии, содержательным компонентом которого является применение факторов народной педагогики.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в обогащении теории и методики учебно-воспитательной деятельности средствами народной педагогики.
Итак, в настоящее время ученые выделяют новый тип формирования духовно-нравственной культуры личности – научно-исследовательский, когда человек начинает относиться к миру как к новому, требующему поисковых способов мышления. Такая ориентация образования требует широкого внедрения в образовательный процесс исследовательских способов познания.
Одной из разновидностей исследовательского образования является анализ конкретных ситуаций (case-study), который предполагает осмысление проблемной ситуации, инициирующий процесс мышления.
Метод конкретных ситуаций или «кейс-стади» - это интерактивный метод обучения, в основе которого лежит имитация реального процесса, соответствующего содержанию обучения. Студентам предлагается «случай из жизни», содержащий проблему, для анализа и предложения своих решений.
Кейс-метод:
Кейс-метод включает специально подготовленные обучающие материалы, специальную технологию (techniques) использования этих материалов в учебном процессе. При этом студенты и преподаватели (instructors) участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases). Данный метод дает основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя.
Особенности метода конкретных ситуаций:
Существует множество классификаций проблемных ситуаций по разным основаниям. Так, А.А.Ивин (философ, специалист в области логики) подразделяет проблемные ситуации на несколько типов. В случае использования на занятии case-study чаще других применяется проблемная ситуация, когда известна формулировка проблемы, но неоднозначен метод ее решения и неизвестно конечное решение. Таким образом, кейс можно разделить на следующие виды:
Структура кейса включает в себя:
В этой связи, нами предлагается использование в качестве кейса основные факторы и средства народной педагогики. Цель народной педагогики – это формирование традиционного мировоззрения; развитие нравственных привычек, воспитание трудолюбия; развитие интереса, внимания к окружающему миру; обогащение знаний о природе, развитие ума; забота о здоровье, физическое развитие; развитие эстетической, духовной культуры.
Как утверждал известный этнограф и педагог Г.С.Виноградов, народная педагогика – это не только сумма знаний, обязательных умений, а также совокупность навыков и приёмов, применяемых народом в целях развития и воспитания личности.
В пятидесятых годах ХХ века основателем этнопедагогики, выдающимся ученым Г.Н.Волковым сделана первая попытка в целом ряде публикаций (в том числе и монографических) раскрыть роль народных масс как творцов педагогической культуры, место педагогических традиций в духовной культуре народа. Г.Н.Волков определяет народную педагогику как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п.
Многими исследователями в области этнопедагогики основными факторами народного воспитания выделены следующие:
Средствами народной педагогики выступают пословицы, поговорки, скороговорки, былины, сказки, загадки, олонхо, народные игры, национальные праздники, обычаи и традиции и т.д.
Вышеуказанные факторы и средства могут служить прекрасным обучающим материалом, поучительным, нравственным примером в становлении личности студента. Использование в учебно-воспитательном процессе факторов народного воспитания позволит студентам:
Таким образом, в условиях компетентностного подхода в образовании, формирование духовно-нравственной культуры студенческой молодежи, основанное на народной педагогике, его культуре, традициям и обычаям, предоставляет возможность студенту сохранить свою культуру и индивидуальность, обладать особой компетенцией.
Использованная литература:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.