Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по дисциплине «Математика» на тему «Решение систем линейных уравнений методом Крамера» для студентов первого курса по программе учебной дисциплины, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей среднего профессионального образования.
В результате изучения темы студент должен:
знать:
уметь:
При разработке данного урока в зависимости от специфики подготовки студентов можно внести дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения материала урока и распределение времени.
Наблюдается связь истории с математикой, при изучении материала использована задача прикладного характера для будущей практической деятельности, что прививает интерес к предмету. Данная методическая разработка содержит: учебно-методическую карту, ход, где сформулированы цели занятия и последовательность проведения урока, указан список литературы.
При проведении занятия, использованы учебные пособия, технические и наглядные средства обучения
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Дисциплина: Математика
Тема занятия: Решение систем линейных уравнений методом Крамера
Вид занятия (тип урока): Комбинированный
Цели урока:
Дидактическая:
3) изучить решение систем линейных уравнений c помощью метода Крамера;
4) научиться решать системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными и трех линейных уравнений с тремя неизвестными, используя метод Крамера.
Развивающая:
способствовать развитию:
Воспитательная:
стремиться воспитывать:
Межпредметные связи:
Обеспечивающие: история, русский язык, информатика
Обеспечиваемые: специальные предметы
Обеспечение занятия:
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент
Здравствуйте, студенты. Тема урока: «Решение систем линейных уравнений методом Крамера». Ученый-математик Колмогоров А.Н. говорил: «Без знаний математики нельзя понять ни основ современной техники, ни того, как ученые изучают природные и социальные явления», поэтому математика связана с будущей специальностью. В результате изучения темы научимся решать задачи прикладного характера для профессиональной деятельности.
2. Постановка целей занятия
Цели урока: повторить пройденный материал; углубить знания по теме «Решение систем линейных уравнений»; изучить решение систем линейных уравнений с помощью метода Крамера; научиться решать системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными и трех линейных уравнений с тремя неизвестными, используя метод Крамера.
3. Проверка домашнего задания
4. Проверка знаний
Экспресс - опрос
Ответы: Уравнение называется линейным, если оно содержит переменные только в первой степени и не содержит произведений переменных.
5. Изучение нового материала
В школьном курсе рассматриваются способ подстановки и способ сложения. В курсе высшей математике решают методом Крамера, методом Гаусса и с помощью обратной матрицы. Рассмотрим решение систем линейных уравнений методом Крамера
5.1 Знакомство с биографией Крамера
При изучении новой темы «Решение систем линейных уравнений методом Крамера» важное место занимает связь истории с математикой, что прививает интерес к предмету. Познакомимся с биографией Габриэля Крамера.
Сведения из истории
Крамер является одним из создателей линейной алгебры. Одной из самых известных его работ является «Введение в анализ алгебраических кривых», опубликованный на французском языке в 1750 году. В ней Крамер строит систему линейных уравнений и решает её с помощью алгоритма, названного позже его именем – метод Крамера.
Габриэль Крамер родился 31 июля 1704 года в Женеве (Швейцария) в семье врача.
Уже в детстве он опережал своих сверстников в интеллектуальном развитии и демонстрировал завидные способности в области математики.
В 18 лет он успешно защитил диссертацию. Через 2 года Крамер выставил свою кандидатуру на должность преподавателя в Женевском университете. Учёный много путешествовал по Европе, перенимая опыт у знаменитых математиков своего времени – Иоганна Бернулли и Эйлера в Базеле, Галлея и де Муавра в Лондоне и других. Со многими из них он продолжал переписываться всю жизнь.
В 1729 году Крамер возобновляет преподавательскую работу в Женевском университете. В это время он участвует в конкурсе Парижской Академии и занимает второе место. Талантливый учёный написал множество статей на самые разные темы: геометрия, история, математика, философия. В 1730 году он опубликовал труд по небесной механике.
В 1740-е гг. Иоганн Бернулли поручает Крамеру подготовить к печати сборник своих работ. В 1742 году Крамер публикует сборник в 4-х томах. В 1744 году он выпускает посмертный сборник работ Якоба Бернулли (брата Иоганна Бернулли), а также двухтомник переписки Лейбница с Иоганном Бернулли. Эти работы вызвали большой интерес со стороны учёных всего мира.
Габриэль Крамер скончался 4 января 1752 года во Франции
5.2 Решение системы линейных уравнений методом Крамера
Теорема Крамера.
Если определитель системы отличен от нуля, то система линейных уравнений имеет одно единственное решение, причём неизвестное равно отношению определителей. В знаменателе – определитель системы, а в числителе – определитель, полученный из определителя системы путём замены коэффициентов при этом неизвестном свободными членами. Эта теорема имеет место для системы линейных уравнений любого порядка.
Заменяя столбец с коэффициентами соответствующей переменной свободными членами:
6. Закрепление.
6.1 Решение системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными методом Крамера
2) Фирма состоит из двух отделений, суммарная величина прибыли которых в минувшем году составила 12 млн усл. ед. На этот год запланировано увеличение прибыли первого отделения на 70%, второго – на 40%. В результате суммарная прибыль должна вырасти в 1,5 раза. Какова величина прибыли каждого из отделений: a) в минувшем году; б) в этом году?
Решение. Пусть x и y – прибыли первого и второго отделений в минувшем году.
Тогда условие задачи можно записать в виде системы:
Решив систему, получим x = 4, y = 8.
Ответ: а) прибыль в минувшем году первого отделения - 4 млн усл. ед., второго - 8 усл.ед.:
б) прибыль в этом году первого отделения 1,7. 4 = 6,8 млн усл. ед.,
второго 1,4. 8 = 11,2 млн усл. ед.
При решении системы уравнений могут встретиться три случая:
1) система линейных уравнений имеет единственное решение
(система совместна и определённа)
Условия:
2) система линейных уравнений имеет бесчисленное множество решений
(система совместна и неопределённа)
Условия:
т.е. коэффициенты при неизвестных и свободные члены пропорциональны.
3) система линейных уравнений решений не имеет
(система несовместна)
Условия:
Система называется несовместной, если у неё нет ни одного решения, и совместной, если она имеет хотя бы одно решение. Совместная система уравнений, имеющая только одно решение, называется определённой, а более одного – неопределённой.
6.2 Решение системы трех линейных уравнений с тремя двумя неизвестными методом Крамера
Ответ: (1; 0; -1) .
Решение. Находим определители системы:
Ответ: (1; 0; -1) .
7. Домашнее задание (слайд № 23)
Решите системы:
8. Подведение итогов
Подведем итоги урока. По результатам работы на уроке выставляются оценки, с последующей демонстрацией успеваемости в виде диаграммы на интерактивной доске.
Урок окончен. Спасибо за внимание. До свидания.
Литература:
Основная
Дополнительная
Интернет-ресурсы: www.en.edu.ru
ХОД УРОКА
№п/п |
Элементы урока, содержание и последовательность изучаемых вопросов |
Формы и методы обучения, контроля |
Наглядные пособия, ТСО, дидактический материал |
Преподаватель |
Студенты |
Время 45 мин. |
1. |
Организационный момент. Взаимное приветствие. |
Проверка отсутствующих, рабочих мест |
Интерактивная доска слайд №1 |
Приветствует, отмечает в журнале отсутствующих. |
Приветствуют |
1 мин |
2. |
Постановка целей занятия. |
Организация внимания |
Интерактивная доска |
Ставит цели урока |
Слушают |
1 мин |
3. |
Проверка домашнего задания |
Групповая работа |
Интерактивная доска |
Контролирует |
Дежурный проверяет |
5 мин |
4. |
Проверка знаний |
Экспресс-опрос |
Слайды № 2,3,4 |
Задает вопрос, поправляет ответ |
Думают, отвечают |
5 мин |
5. |
Изучение нового материала |
Организация внимания |
Интерактивная доска |
Объясняет |
Слушают, рассуждают, отвечают на вопросы. |
|
5.1 |
Знакомство с биографией Крамера |
Рассказ материала |
Слайды № 5-10 |
Рассказывает |
Смотрят |
5 мин |
5.2 |
Решение системы линейных уравнений методом Крамера |
Изучение темы |
Слайды № 11-15 |
Объясняет |
Смотрят, слушают |
10 мин |
6. |
Закрепление |
Самостоятельная работа |
Интерактивная доска |
Выдает задания |
Думают, решают |
|
6.1 |
Решение системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными методом Крамера |
Групповая работа |
Слайды № 16-19 |
Выдает задания, проверяет |
Решают |
5 мин |
6.2 |
Решение системы трех линейных уравнений с тремя неизвестными методом Крамера |
Самостоятельная работа |
Слайды № 20-22 |
Контролирует, проверяет |
Думают, решают |
10 мин |
7. |
Домашнее задание |
|
Слайды № 23 |
Выдает задания |
Пишут |
1 мин |
8. |
Подведение итогов. |
Анализ работы |
Интерактивная доска |
Подводит итоги, обобщает |
Получают оценки |
2 мин |
Презентация «Решение системы линейных уравнений методом Крамера»
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.