Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение инновационной технологии практического обучения в форме Учебной имитационной фирмы в Томском экономико – промышленном колледже. Из опыта работы

07.04.2015 1196 2013
Басалаева Светлана Николаевна
Басалаева Светлана Николаевна, руководитель Учебной Имитационной Фирмы, преподаватель

Томский экономико-промышленный колледж

В настоящее время в системе среднего профессионального образования реализуются разнообразные инновационные технологии с целью повышения уровня качества подготовки выпускников.

Традиционная система подготовки специалистов в средней профессиональной школе строится на слабой взаимосвязи теоретического и практического обучения, что, прежде всего, связано с уровнем качества организации и проведением специализированной практики.

Даже если проблема организации практики на предприятиях, служащих базой, решена, то чаще всего однобоко: студенты во время прохождения практики выполняют в основном функции, не предусмотренные программой практики, ограничиваясь при этом сбором необходимой документации и личными наблюдениями для выполнения отчёта по предусмотренной программе, либо отрабатывают не все пункты программы. А это в конечном итоге существенно сказывается на уровне практических навыков будущих специалистов.

Решение данных проблем в Томском экономико – промышленном колледже стало возможным за счёт чётко отработанной системы практического обучения, с внедрением в неё технологии учебной Имитационной Фирмы и формирования новых ФГОС, требующих не просто знаний и умений, но и профессиональных компетенций.

Основной задачей Учебной Имитационной Фирмы (ООО «Металлист») стало создание эффективной системы практического обучения, которая позволила повысить качество образования и обеспечила условия для самореализации личности студента.

Специфика имитационной технологии практического обучения состоит в моделировании в учебном процессе различного рода отношений и ситуаций реального предприятия, в котором студентам предоставляются возможности:

  • приобрести навыки предпринимательства и ведения деловых переговоров;
  • развивать свои творческие способности и лидерские качества;
  • отработать профессиональные компетенции.

Таким образом, имитационная технология практического обучения обеспечивает компетентностный подход, который предусматривает:

  • изменение технологий образовательного процесса с учётом использования ситуаций, в которых обучающиеся ставят и достигают те или иные цели;
  • изменение роли педагога, где он берёт на себя функцию консультанта, координатора процесса самостоятельного поиска выхода из сложившейся ситуации.

На основании Положения о функционировании учебной Имитационной Фирмы и учебно-методических комплексов по практическому обучению в разрезе специальностей (нормативно-правовая база, комплексы заданий, структуры отчётов, методические рекомендации и указания) реализация технологии Учебной имитационной фирмы в Томском экономико – промышленном колледже предусматривает организацию учебной практики, практики по профилю специальности, а также преддипломной практики, в которых задействованы следующие специальности:

  • 151005 Контролёр станочных и слесарных работ
  • 151001 «Технология машиностроения»
  • 200504 «Стандартизация и сертификация продукции»
  • 220501 «Управление качеством»
  • 030504 «Право и организация социального обеспечения»
  • 080110 «Экономика, бухгалтерский учёт»
  • 032002 «Документационное обеспечения управления и архивоведение

Особенности применения технологии учебной фирмы в нашем колледже состоят в том, что:

  • Учебная имитационная фирма создана на основе реальной производственной базы (учебно-производственных мастерских);
  • Наличие опыта выполнения производственных заказов изделий металлообработки студентами и мастерами колледжа.

Преимуществами прохождения практики в учебной имитационной фирме являются:

  • Возможность применения различных технологий активного обучения (бригадная практика, проектное обучение) в рамках деятельности фирмы;
  • Использование технологии УИФ позволяет формировать то образовательное пространство в колледже, которое способствует формированию компетенций не только в рамках аудиторной работы, но и внеаудиторной, когда студенты двух и более специальностей задействованы в один производственный процесс;
  • Возможность получения дополнительных консультаций у разных преподавателей.

Отличия в содержании практического обучения студентов различных специальностей в Томском экономико – промышленном колледже заключаются в следующем.

По специальности 080110 «Экономика, бухгалтерский учёт» на предприятиях города студенты работали с документацией только по бухгалтерскому учёту. В учебной имитационной фирме по специально разработанной программе студенты занимаются различными направлениями экономической деятельности:

  • Планирование различных направлений деятельности фирмы;
  • Бухгалтерский учёт;
  • Налоговый учёт;
  • Экономический анализ деятельности

Студенты специальности 032002 «Документационное обеспечения управления и архивоведение» кроме работы с первичной учётной документаций по учёту кадров, занимаются созданием базы делопроизводства, формированием корпоративной культуры среди сотрудников фирмы, осваивают смежные компетенции, например, издают приказы для руководства фирмы.

В результате студенты получают дополнительные навыки и компетенции. Все студенты колледжа имеют возможность получить дополнительные услуги через студентов – специалистов учебной фирмы, например, консультации по бизнес – планированию, по регистрации реальных вновь создаваемых организаций, по ведению предпринимательской деятельности и т.д.

Реализация идеи создания фирмы обеспечила студентам:

  • Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса;
  • Осуществление поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личного развития;
  • Использование информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
  • Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

И поэтому, по итогам каждого года студенты, выпускники нашего колледжа, имеющие возможность прохождения практик в учебной имитационной фирме, трудоустраиваются. Например, студенты специальности 080110 «Экономика, бухгалтерский учёт», работающие в планово – экономическом отделе и отделе бухгалтерии (в каждом отделе работает руководитель и два специалиста) ежегодно устраиваются на работу в качестве бухгалтеров и главных бухгалтеров, а также в налоговые органы с продолжением обучения в высших учебных заведениях. Также широко востребованы выпускники 151005 Контролёр станочных и слесарных работ, 151001 «Технология машиностроения», 200504 «Стандартизация и сертификация продукции».

Конечным результатом проекта стало:

  1. Повышение интереса у студентов к получению профессиональных знаний;
  2. Улучшение социальной привлекательности учебного заведения;
  3. Повышение качества профессиональной подготовки выпускников колледжа;
  4. Обеспечение социальной защищённости выпускника за счёт квалифицированной практической подготовки;
  5. Формирование системного мышления и профессиональной культуры у студентов (и другие качества);
  6. Самореализация творческого потенциала студентов и развитие лидерских качеств.

Эти результаты подтверждается сертификатами, почётными грамотами и дипломами за участие студентов, занятых в деятельности учебной имитационной фирмы в различных организационных мероприятиях межрегионального, регионального уровня, а также мероприятиях нашего колледжа:

Сибирский фестиваль молодёжных идей «Я, бизнес и экология» 2010 года, в рамках которого проходил конкурс бизнес – планов среди студентов различных регионов Сибири. Качество проектов оценивалось практикующими инженерами, экологами, предпринимателями и представителями администрации города и области. По результатам этого конкурса студент нашего колледжа занял первое место в номинации «Бизнес – план» и был награждён Дипломом 1 степени.

Областной конкурс - выставка-ярмарка учебных фирм, 2012 - команда студентов нашего колледжа победила в двух номинациях.

Номинация «Лучшая учебная фирма» диплом 1 степени

Номинация «Представление товара (услуг) в XXV веке» диплом 1 степени

Областная студенческая научно - исследовательская конференция «Роль качества продукции и услуг в повышении эффективности производства» - 2012г. Качество, как основа конкурентоспособности учебно-имитационной фирмы ООО «Металлист» - сертификаты качества.

Областной конкурсе молодёжных бизнес-идей "Предпринимательский компас", 28.03.2013г., Департамент среднего профессионального и начального профессионального образования и Технологический инкубатор Томского политехнического университета – студентка учебной имитационной фирмы с проектом «Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений» победила в номинации «Социальные, культурные и экологические проекты».

Областная компетентностная олимпиада по общепрофессиональным дисциплинам, ОГБОУ ДО «УМЦ ДПО», 2014г. - 3 место в командном зачете.

Кроме того, студенты нашего колледжа участвуют в Конкурсах на соискание премии законодательной думы Томской области "Лауреат Премии Законодательной Думы Томской области"; Областных студенческих научно-практических конференциях «Я – ПРОФЕССИОНАЛ» ежегодно проводимых в рамках Томского экономико – промышленного колледжа.

И это только часть всех мероприятий, участие в которых помогает самореализации творческого потенциала студентов и развитию лидерских качеств, а также формированию системного мышления и повышению качества профессиональной подготовки выпускников колледжа.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*