Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПроектный подход, интегрирует в себе ценностные основания проектирования (аксиологический подход), использование возможности среды (средовой подход), учитывает сложность, неравновесность, многомерность образовательного пространства (синергетический, системный подходы)[1].
Образование трактуется как проектирование человеком жизнедеятельности, построено на проживании в собственном творчестве специально организованных образовательных ситуаций, где в результате – проектант воспроизводит культурные образцы жизни и деятельности, развивается). Таким образом, современный контекст применения идей проектной деятельности связан с принятием именно культурного статуса проектирования, его инновационного и культуросозидательного потенциала.
Существую трактовки проектирования как культурной формы образовательных инноваций (Н.Г.Алексеев, Ю.В.Громыко, В.А.Никитин, В.В.Рубцов), как полифункциональной деятельности, носящей неклассический, нетрадиционный характер (В.Е.Радионов). И.А.Колесникова «…Проектирование становится для педагогики специфическим способом «будущетворения»» [2].
Поскольку проект есть развернутое идеальное представление ценности проектанта того, что должно возникнуть, то важнейшими фазами проектирования являются: открытый позиционный конфликт, приводящий к разрушению «старой» нормы; состояние кризиса; точка принятия кардинального решения, оформление «новой» нормы.
Важнейшее значение имеет деятельностная составляющая, т.к. «проектирование есть форма управления развитием деятельности»[3]. Для развития деятельности, проектирования, необходимо иметь личностную позицию, которую и необходимо проявить.
Но возникает она и развивается в ходе преодоления проблемной ситуации в рамках проектной деятельности. «Позиция человека есть способ реализации ценности» (Н.Г.Алексеев)[4].
Если понимать проектную деятельность как имеющую свою традицию и социальную практику, то ее суть - перевод субъективного смысла в объективную культурную норму, (В.Р.Имакаев).
В схеме проектирования существует переход из пространства скрытого конфликта в пространство открытого позиционного конфликта. Именно здесь происходит «ценностная сшибка» (Н.Г.Алексеев) проектантов, так как «отношение проектировщика к качеству проектируемого им объекта и, следовательно, к качеству организуемой им жизни есть момент ценностной ориентации» (В.М.Розин).
В организационно-деятельностном плане этому пространству соответствует этап проблематизации. Проблематизация – специально организованная процедура выявления, «обнажения» ценностных противоречий в сознании проектанта с целью построения проблемной ситуации для него. Проблематизация требует рефлексивного усилия при столкновении различных позиций. Таким образом, проблемная ситуация – результат «встречи с Другим». [5]
Следующий этап связан с переходом в ситуацию неопределенности: в прежней системе ценностей обнаруживается «брешь», что не позволяет проектанту успешно действовать, необходимо искать новые смыслы и средства их реализации. Ситуация неопределенности должна завершиться культурно-ценностным самоопределением, то есть занятием определенной личностной позиции. В деятельностном аспекте это отражается в промысливании и формулировании новой идеи, которая ложится в основу проекта. «Только культурно-ценностное самоопределение превращает «обстановку» в ситуацию, противоречие в проблему, только оно позволяет проектировать, чтобы изменить ситуацию в соответствии со своими представлениями о должном. В методологической традиции проблема определяется как цель, не имеющая средств достижения. С этой точки зрения, самоопределение означает принятие на себя ответственности за достижение цели (если речь идет о социальной действительности) или за реализацию сверхзадачи (если речь идет о культурном аспекте педагогической деятельности). В то же время культурно-ценностное самоопределение субъекта в проблемной ситуации является проявлением принципиальной свободы человеческой личности. В этом процессе естественные законы, социальные нормы и прочие внешние для субъекта обстоятельства влияют на принятие решения, но не определяют его» [6].
На организационном этапе происходит переход из идеального пространства в деятельностное, так как проектант пытается создать полифункциональную команду, способную к реализации замысла, разрабатывает программу и план, совместно с командой вырабатывает деятельностную позицию, предусматривает риски и ограничения. Позиция организатора требует коммуникативной компетенции, способности к рефлексии.
На реализационном этапе происходит запуск инновационной деятельности, в процессе которой происходит коррекция первоначального замысла, рефлексия реально проявляющихся позиций участников проекта и тех новых условий и эффектов, которые не были предусмотрены проектом. Оформление полученных результатов связано не только с содержательной рефлексией успешности (реализуемости) проекта, но и с выявлением проблемных областей и определением дальнейших путей развития
Важным является ориентация проектирования на те изменения, которые должны произойти в проектанте и окружающем их социуме, а не на разрабатываемый проект, это может быть зафиксировано в уровне сформированности личностной позиции проектанта и служит средством проблематизации в целях развития проектной культуры.
Для развития личностной позиции необходимо проблематизировать наличную ситуацию как бессмысленную для проектанта, чтобы он остановил деятельность и вышел в рефлексивную позицию по отношению к ней, что является вторым этапом развития проектной культуры. Рефлексия и анализ деятельности позволяют осознать собственные цели и ценности, выйти в отношение к другим системам ценностей. «Тогда действия становятся не только сообразными обстоятельствам, но и подчиненными внутренней, поставленной субъектом цели. А жизненная активность приобретает вид деятельности, описываемой… схемой «цель-средство-результат»» [7](5, с. 97). Такой опыт самоопределения приобретается еще в отроческом возрасте (13-14 лет), когда они уже обладают определенными интеллектуальными способностями, элементами рефлексии, способностью оперировать отвлеченными понятиями, строить гипотезы.
На третьем этапе развития проектной культуры (15-17лет) самоопределяется в культурном пространстве, что описывается схемой «замысел-реализация-рефлексия» (Н.Г.Алексеев) и отличается от самоопределения в социальном пространстве (движение от цели к цели) наличием собственных культурно ориентированных долговременных замыслов внутри определенной традиции. Динамика в ценностном пространстве может быть достигнута через организацию рефлексии соответствующего опыта жизни проектанта («документов собственной жизни») при встрече с Другим (другой системой ценностей; Гессен: «Чтобы обнаружить свое собственное лицо, то есть найти свое жизненное назначение, необходимо столкнуться с другими лицами, с иным, непривычным укладом жизни»[8]. Пространство Бизнес-фестиваля, как раз позволяет открыть широкое поле лиц. Выход на самый высокий уровень самоопределения – экзистенциальный (проектирование в бытийном пространстве) – из практики деятельности, возможен только для отдельных проектантов, которые уже в юношеском возрасте способны к рефлексии бытия и проектированию новых ценностей.
______________________________________________________________________
[1] Питиль Марина Валентиновна Проектный подход к формированию воспитательного пространства региона Автореферат диссертации URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-proektnyy-podhod-k-formirovaniyu-vospitatelnogo-prostranstva-regiona.
[2] Колесникова И.А., Горчакова - Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. – М.: АСАDЕМА, 2005. 14-15 c.
[3] Краснов С.И., Каменский Р.Г. Введение в проектную деятельность. Гуманитарный подход. - М., 2005 20 с.
[4] Алексеев Н.Г. Проектирование//Организация экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях г.Москвы.-2002.-В.6.-с.102-115.
[5] Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования//Вопросы философии.-1984.-№10.- 112 c.
[6] Имакаев В.Р. Феномен учительства в социально-философском и гуманитарно-проектном измерениях. - Пермь: Из-во ПГУ,2004, 202 c.
[7] Краснов С.И., Каменский Р.Г. 97 c.
[8] Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа-пресс, 1995. 211 c.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.