Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Сравнительная характеристика ФГОС СПО и ФГОС СПО 3+ на примере анализа ФГОС по специальности СПО 20.02.01 (280711) Рациональное использование природохозяйственных комплексов

13.03.2015 8451 1 14758
Брагинец Ольга Николаевна
Брагинец Ольга Николаевна, преподаватель

Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г. Волкова

В связи со вступлением в силу нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по специальности 20.02.01 (280711) Рациональное использование природохозяйственных комплексов хотелось бы выделить наиболее значимые из произошедших изменений.

Первое, на что следует обратить внимание, - раздел номер 1 «Область применения»: здесь мы уходим от привычного нам понятия «Образовательное учреждение», заменяя его словосочетанием «Образовательная организация»; а вместо «Основной профессиональной образовательной программы» или сокращенно ОПОП, теперь используем понятие «Программа подготовки специалистов среднего звена», или ППССЗ сокращенно.

В отличие от предыдущего стандарта, во ФГОС СПО 3+ реализация программы подготовки специалистов среднего звена предусматривает возможность использования сетевой формы обучения.

В предыдущем стандарте право на реализацию образовательной программы имели образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

В новом стандарте право на реализацию ППССЗ с применением сетевой формы имеют не только образовательные организации, но и медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения.

Также в стандарте СПО 3+ добавлен абзац: «При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья обозначенные формы обучения должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах».

ФГОС СПО 3+ допускает получение среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена только в образовательной организации. Как видно на представленном слайде, сроки обучения остались прежние: это два года десять месяцев на базе одиннадцати классов и на год дольше – на базе девяти.

Однако обратите внимание на название первого столбца таблицы: в новом стандарте вместо «Образовательная база приема» используется словосочетание «Уровень образования»; а вместо «Нормативного срока освоения ОПОП», мы теперь используем формулировку «Срок получения СПО».

Если предыдущий стандарт был ориентирован на подготовку специалистов на базе девяти классов с учетом профиля получаемого профессионального образования, то ФГОС 3+ предполагает реализацию программы подготовки специалистов среднего звена с учетом получаемой специальности.

Наряду с обозначенными изменениями, в стандарте ФГОС СПО 3+ исключено понятие «вечерняя» форма обучения. Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки увеличиваются независимо от применяемых образовательных технологий, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – не более чем на 10 месяцев. Этого в предыдущем стандарте не было.

В разделе 5 «Требования к результатам освоения ППССЗ» обозначено всего 9 общих компетенций. ОК.10.Об исполнении воинской обязанности для юношей исключена.

Незначительные изменения коснулись раздела 6 «Требования к структуре ППССЗ» - исключено пояснение к ГИА – подготовка и защита ВКР.

Также ФГОС СПО 3+ предполагает использование зачетных единиц при определении структуры и трудоемкости ППССЗ в соотношении 1 зачетная единица – 36 академических часов.

В разделе 7 добавлен абзац, обязывающий образовательные организации при реализации программ подготовки специалистов среднего звена использовать государственный язык Российской Федерации или государственный язык республик в соответствии с действующим законодательством.

Оценка качества освоения ППССЗ наряду с промежуточной и государственной итоговой аттестацией обязательно должна включать текущий контроль успеваемости, в предыдущем стандарте был текущий контроль знаний.

А фонды оценочных средств должны позволять оценить не только знания, умения и освоенные компетенции, но и практический опыт.

Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей для ГИА плюс в новом стандарте для промежуточной аттестации по модулям.

Если в предыдущем стандарте к ГИА допускались обучающиеся, представившие документы, подтверждающие освоение компетенций и прохождение практик по основным видам профессиональной деятельности, а также дополнительные сертификаты, дипломы олимпиад, конкурсов, характеристики с мест преддипломной практики и пр. То в новом ФГОС – для допуска к ГИА обучающийся, первое, не должен иметь академической задолженности и, второе, в полном объеме должен выполнить учебный план.

И, наконец, абзац, определяющий требования к содержанию, объему и структуре ВКР на основании порядка проведения ГИА в соответствии со статьей 15 закона об образовании от 10 июля 1992 года, в новом стандарте исключен.

Список использованной литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 351 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июня 2014 г. N 632 «Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. №1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. №354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. №355».
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 апреля 2010 г. N 259 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов».



Назад к списку

Комментарии
Очень понравилась статья! Все доступно, ясно, понятно и правильно проанализировано.
Нелли Юрьевна
Липецкий металлургический колледж

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*