Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаС принятием и внедрением в образовательную практику федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения образовательные учреждения столкнулись с новыми требованиями к результатам профессионального образования, сформулированными в виде профессиональных и общих компетенций.
Создание системы формирования общих компетенций у студентов, а также системы мониторинга их сформированности и оценки является одной из актуальных проблем, стоящих перед образовательным учреждением среднего профессионального образования.
В федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования общие компетенции присутствуют во всех учебных дисциплинах и профессиональных модулях, соответственно они должны развиваться в течение всего процесса обучения.
Одно из обязательных требований федерального государственного образовательного стандарта – формирование образовательным учреждением не только профессиональных, но и общих компетенций. С одной стороны, закладка и формирование общих компетенций начинается в раннем детстве, когда этим занимается семья, родственники, друзья и продолжается в школе. В учебное заведение профессионального образования студент приходит с уже сформированными чертами характера, привычками, понятиями о нормах социального поведения. С другой стороны, невозможно представить себе процесс подготовки профессионала без развития таких качеств как мобильность, готовность к профессиональному и личностному саморазвитию, стремление к творческому самовыражению, осознание социальной значимости будущей профессии, без развития таких способностей как организация собственной деятельности, способности принимать решения и нести за них ответственность, работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за работу членов команды.
Важно не просто сформировать общие компетенции, но и измерить уровень их сформированности. В связи с этим возникает другая задача – как зафиксировать те результаты, по которым можно определить, сформированы у студента общие компетенции или нет. Поэтому в колледже мы обратились к такой технологии оценивания как портфолио.
Процессу внедрения в колледже портфолио предшествовала серьёзная аналитическая работа. Были рассмотрены различные формы мониторинга и оценки общих компетенций:
Различные учебные заведения используют различные измерители, которые позволяют выявить позитивную динамику изменений подготовленности, активность обучаемых в усвоении знаний, рост их компетентности, степень освоения профессиональных и общих компетенций. Некоторые образовательные учреждения пошли по пути ведения обучающимися портфолио как индивидуальную, персонально подобранную совокупность разноплановых материалов, которые представляют результаты студента в образовательной, спортивной, творческой и других сферах деятельности. То есть портфолио в данном случае представляет папку-накопитель достижений студента в различных областях деятельности. Но такое портфолио не даёт ответа на основной вопрос: как выявить по этим материалам, какие конкретно компетенции сформированы, кто будет в этом случае «переводчиком» представленных результатов в виде документов на язык соотнесения с конретными компетенциями.
Введению портфолио в колледже были посвящены заседания Методического Совета, проводились совещания, круглые столы с участием воспитательной службы, заведующих отделениями, психологами, руководителями методических объединений, представителями студенческого самоуправления колледжа и все участники этих мероприятий задавались одним вопросом: И ВСЁ-ТАКИ ЗАЧЕМ? На наш взгляд:
1) Портфолио позволяет вовлечь студентов в процесс оценивания собственных образовательных достижений и разделить ответственность с педагогами колледжа за достижение результатов обучения.
2) Помимо соблюдения нормативного требования федерального государственного образовательного стандарта (п. 8.5.) портфолио может послужить студентам основой для разработки хорошего резюме, а педагогам – основой для составления характеристик, рекомендательных писем, выдвижения студентов колледжа для участия в различных конкурсах, назначения специальных и именных стипендий.
Мы предлагаем рассматривать портфолио достижений студента как комплект документов, отзывов, работ, позволяющий обучающемуся в альтернативной форме предъявить образовательные и профессиональные достижения, определить направления профессионально–личностного саморазвития.
В макет портфолио достижений обучающегося Томского экономико-промышленого колледжа заложен принципиально иной подход: портфолио должно отражать сформированность конкретных компетенций.
Поэтому основными категориями, заложенными в основу портфолио, являются общие компетенции (Приложение 1).
Студент, оформляя портфолио достижений с помощью педагогов, куратора, является активным творцом знаний, решений, информации и т.п. Такое портфолио создаёт условия, определяющие мотив деятельности, формирует систему знаний на основе самоуправления процессом обучения, стимулирует активность студентов, обеспечивает дифференцированный подход в процессе обучения. Работа с портфолио помогает студенту критически оценить результаты своей учебно-профессиональной деятельности. Портфолио позволяет фиксировать изменения и рост студента за определенный период времени, а также обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году.
Подборка и формирование портфолио обязательно осуществляется с участием самого обучаемого.
Помимо накопительной функции, портфолио выполняет модельную функцию:
В действующем в колледже Положении о портфолио достижений студентов прописан механизм формирования портфолио на протяжении всего периода обучения. Работа студентов над портфолио достижений начинается в самом начале обучения, когда они на специальных занятиях в рамках учебной дисциплины «Введение в специальность» знакомятся с целями и задачами использования, функциями портфолио и технологией работы с ним. На этом этапе они имеют возможность получить обозримую программу своего профессионального становления, увидеть ступени формирования необходимых компетенций и критерии их оценки, что должно настроить их на серьёзную работу для достижения успехов в учебной деятельности и стремление к постоянному самосовершенствованию. Уже на этом этапе студенту предоставляется возможность начать работу по выбору индивидуальной траектории обучения в соответствии с анализом предыдущих достижений студента, степенью его готовности к освоению образовательной программы по специальности.
Обновление и дополнение материалов портфолио производится в соответствии с видами учебной деятельности, а также по мере выполнения различных видов работ.
Следующим ключевым элементом оценки сформированности общих компетенций являются квалификационные экзамены, на которых студенты представляют портфолио. Результаты мониторинга заносятся в ведомости сформированности общих компетенций, заранее подготовленные куратором группы на основании анализа портфолио.
В учебных группах, зачисленных на базе основного общего образования, в которых, как правило, на первом году обучения не проводятся квалификационные экзамены, представление портфолио студентом осуществляется один раз в два месяца по графику, установленному куратором группы, на классных часах или других групповых мероприятиях. Кураторы учебных групп один раз в семестр сдают заведующему отделением ведомости сформированности общих компетенций.
Завершающим этапом по формированию портфолио и презентации его на ГИА является дисциплина «Планирование карьеры», где также организуется работа с портфолио: студенты приобретают навыки формирования резюме на основании собственных портфолио.
Таким образом, процесс создания портфолио не только демонстрирует усилия студента и его прогресс или достижения в конкретном виде практики, но и помогает будущему специалисту в развитии способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать свои умения.
Несмотря на отдельные нерешенные организационные проблемы и дополнительные трудозатраты со стороны педагогов, преимущества портфолио несомненны. В целом портфолио обеспечивает:
Приложение «Показатели оценки»
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Сидоренко Марина Александровна
ГАУ АО ПОО "Амурский медицинский колледж"