Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Активизация знаний студентов с помощью методов саморазвития на уроках менеджмента

18.02.2015 952 1646
Рыжиков Сергей Николаевич
Рыжиков Сергей Николаевич, преподаватель

Лебедянский торгово-экономический техникум

Процесс образования всегда был и остается важнейшим социальным процессом, результатом которого становится социализация личности, ее полезность для общества и востребованность обществом. В последнее время мы наблюдаем ряд негативных явлений.

  1. Резко возросло количество молодежи, не подготовленной к успешной социализации и профессионализации.
  2. Возникли и стали атрибутом социально-демографической структуры общества относительно устойчивые «сквозные» группы населения, начиная от детей и молодежи и кончая людьми пожилого возраста, с неадекватным для современного дееспособного гражданина уровнем образованности и познавательной активности.
  3. Такие проблемы, как повышение квалификации, освоение смежных и новых специальностей, адаптация к ме­няющимся социально-производственным и технико-тех­нологическим условиям и др. в настоящее время в значительной степени превратились в частное дело граждан и зависят в большей степени от их способности выступать в качестве субъекта познавательной деятельности.

Следует отметить, что демократизация и либерализация в социально-политической жизни и в сфере духовной культуры также изменили требования к современному человеку. Становление правового государства и гражданского общества в России напрямую связано с уровнем развитости субъектности в социально значимой познавательной деятельности.

Таким образом, развитие субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, формирование субъекта познавательной деятельности становится настоятельным требованием времени.

Исследования, проведенные отечественными педагогами, позволяют сделать вывод, что процесс формирования субъекта учебно-познавательной деятельности в образовательном учреждении, в частности в профессиональном колледже, будет эффективным, если:

  • идеи и принципы личностно-ориентированного обучения и воспитания будут выступать в качестве интеграторов разнопредметных знаний и умений;
  • содержание и организационные формы учебно-воспитательного процесса будут основаны на программе формирования субъекта учебно-познавательной деятельности, которая учитывает модель выпускника техникума. Формирование субъекта познавательной деятельности требует создания комплекса педагогических условий, в котором важное место займет педагогическая оценка, особенно в плане развития устойчивой, качественной моти­вации обучения, а также большая роль отводится самостоятельному овладению знаниями, умениями, навыками.

Методы управления учебной деятельностью можно классифицировать по признаку межуровневого воздействия по трём категориям:

  1. по воздействию субъекта на объект управления, направленные «сверху-вниз»;
  2. по воздействию объекта на субъект управления – методы обратной связи, направленные «снизу-вверх»;
  3. методы самоуправления и самоорганизации субъектов и объектов управления.

Перечисленные методы органически дополняют друг друга и находятся в динамической взаимосвязи.

Учебно-познавательная деятельность студента как социально и индивидуально значимая по существу имеет двойную стимуляцию: внутреннюю, когда юноша получает удовлетворение, приобретая новые профессионально значимые знания и умения, и внешнюю, когда его достижения в познании оцениваются педагогом. Оценка со стороны преподавателя является ведущим фактором, стимулирующим учебную деятельность и определяющим самооценку студента. Ее значение может усиливаться до такой степени, что она начинает выступать в качестве основно­го мотива познавательной деятельности. Психологическое значение педагогической оценки было раскрыто Б. Г Ананьевым, который определил две ее основные функции — ориентирующую и стимулирующую. Оценка ориентирует учащегося в его умственной работе, содействует осознанию учащимся процесса этой работы и пониманию им собственных знаний; оценка стимулирует учащегося, воздей­ствует на его аффективно-волевую сферу посредством переживания им успеха или неуспеха, способствует формированию у него притязаний и намерений, поступков и отношений, т.е. влияет на личность учащегося в целом. Под непосредственным влиянием оценки происходят ускоре­ние или замедление темпов умственной работы, качественные сдвиги в изменении приемов работы и преобразования интеллектуальных механизмов. Б.Г. Ананьев определил три основных круга влияния педагогической оценки, которая воздействует: на самого учащегося и на изменение его интеллектуальной и личностной сфер, его самооценки и самосознания; на учебный коллектив и на изменение отношений, существующих между учащимся и учебной группой; наконец, на взаимоотношения учаще­гося и семьи, что, в свою очередь, влияет на взаимоотношения семьи и учебного заведения. Непосредственное или косвенное воздействие педагогической оценки вызывает активную реакцию со стороны учащегося; формируются взаимооценки педагога, семьи, товарищей и самого учащегося.

Действия по саморазвитию и самоорганизации студентов на уроках менеджмента - это процесс, происходящий в открытых неравновесных диссипативных системах по самостоятельному функционированию, структурированию и упорядочению за счёт действия её составляющих. Самоорганизация является импульсом к созданию партисипативных организаций, к самоуправлению. Можно сказать, что самостоятельность студентов рождает их желание активно участвовать в процессе обучения.

Саморазвитие это особый вариант организации обучения, когда каждый из студентов сам решает вопросы в пределах отведённых полномочий.

К концу первого года обучения, как правило, уже доминирует стремление соответствовать статусу студента, что мотивирует познавательную активность. Ведущей сферой самоуважения становится познавательная деятельность. На этом этапе студент готов попробовать свои силы в работе, которая предполагает элементы научного поиска, исследо­вания, нестандартного подхода. Педагогическая требовательность при оценивании должна постепенно нарастать и в содержательном плане и в речевом проговаривании. Особое внимание стоит обратить на интеллектуальные способности, элементы творчества, самостоятельность. Педагогический такт при этом позволяет минимизировать эмо­циональное переживание критики, неудачи.

На старших курсах студент начинает осваивать еще и потенциальный (перспективный) статус — социально-профессиональный. Его особенно волнует практическая значимость, полезность получаемых знаний для будущей профессиональной деятельности и жизни в обществе, поэтому на данный аспект необходимо обратить особое внимание и в преподавании материала и в оценке деятельности студента.

Эффективным средством развития и саморазвития интеллектуальной сферы личности является, как доказывает педагогический опыт, самооценка и оценка учебной де­ятельности сокурсников.

Допускается, что задача формирования субъекта познавательной деятельности требует включения в учебно-методический комплекс преподавателя мониторинга обученности и развития личности студента. Это может быть личная карта выполнения различных видов деятельности за весь период изучения предмета и ее оценки, результатив­ности. Такой мониторинг, с одной стороны, позволяет контролировать процесс результативности обучения, с другой стороны, своевременно менять методы педагогического воздействия с целью формирования субъектных качеств личности студента.

Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод о том, что субъектом познавательной деятельности студент выступает в том случае, если он способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним учебных задач, чему в немалой степени способствует продуманная педагогическая оценка. Педагогическая оценка нацеливает и стимулирует познавательную деятельность студента на саморазвитие и способность к нему.

Опыт показывает, что формирование творческого потенциала личности студентов через вовлечение в исследовательскую работу поможет выпускнику быть более само­стоятельным, успешно взаимодействовать с коллегами по работе, быть психологически готовым к изменению вида и характера профессиональной деятельности в новых эко­номических условиях.

Формирование навыков самостоятельности способствует обеспечению достаточной конкурентоспособности выпускника в современных экономических условиях.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*