Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПроцесс образования всегда был и остается важнейшим социальным процессом, результатом которого становится социализация личности, ее полезность для общества и востребованность обществом. В последнее время мы наблюдаем ряд негативных явлений.
Следует отметить, что демократизация и либерализация в социально-политической жизни и в сфере духовной культуры также изменили требования к современному человеку. Становление правового государства и гражданского общества в России напрямую связано с уровнем развитости субъектности в социально значимой познавательной деятельности.
Таким образом, развитие субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, формирование субъекта познавательной деятельности становится настоятельным требованием времени.
Исследования, проведенные отечественными педагогами, позволяют сделать вывод, что процесс формирования субъекта учебно-познавательной деятельности в образовательном учреждении, в частности в профессиональном колледже, будет эффективным, если:
Методы управления учебной деятельностью можно классифицировать по признаку межуровневого воздействия по трём категориям:
Перечисленные методы органически дополняют друг друга и находятся в динамической взаимосвязи.
Учебно-познавательная деятельность студента как социально и индивидуально значимая по существу имеет двойную стимуляцию: внутреннюю, когда юноша получает удовлетворение, приобретая новые профессионально значимые знания и умения, и внешнюю, когда его достижения в познании оцениваются педагогом. Оценка со стороны преподавателя является ведущим фактором, стимулирующим учебную деятельность и определяющим самооценку студента. Ее значение может усиливаться до такой степени, что она начинает выступать в качестве основного мотива познавательной деятельности. Психологическое значение педагогической оценки было раскрыто Б. Г Ананьевым, который определил две ее основные функции — ориентирующую и стимулирующую. Оценка ориентирует учащегося в его умственной работе, содействует осознанию учащимся процесса этой работы и пониманию им собственных знаний; оценка стимулирует учащегося, воздействует на его аффективно-волевую сферу посредством переживания им успеха или неуспеха, способствует формированию у него притязаний и намерений, поступков и отношений, т.е. влияет на личность учащегося в целом. Под непосредственным влиянием оценки происходят ускорение или замедление темпов умственной работы, качественные сдвиги в изменении приемов работы и преобразования интеллектуальных механизмов. Б.Г. Ананьев определил три основных круга влияния педагогической оценки, которая воздействует: на самого учащегося и на изменение его интеллектуальной и личностной сфер, его самооценки и самосознания; на учебный коллектив и на изменение отношений, существующих между учащимся и учебной группой; наконец, на взаимоотношения учащегося и семьи, что, в свою очередь, влияет на взаимоотношения семьи и учебного заведения. Непосредственное или косвенное воздействие педагогической оценки вызывает активную реакцию со стороны учащегося; формируются взаимооценки педагога, семьи, товарищей и самого учащегося.
Действия по саморазвитию и самоорганизации студентов на уроках менеджмента - это процесс, происходящий в открытых неравновесных диссипативных системах по самостоятельному функционированию, структурированию и упорядочению за счёт действия её составляющих. Самоорганизация является импульсом к созданию партисипативных организаций, к самоуправлению. Можно сказать, что самостоятельность студентов рождает их желание активно участвовать в процессе обучения.
Саморазвитие это особый вариант организации обучения, когда каждый из студентов сам решает вопросы в пределах отведённых полномочий.
К концу первого года обучения, как правило, уже доминирует стремление соответствовать статусу студента, что мотивирует познавательную активность. Ведущей сферой самоуважения становится познавательная деятельность. На этом этапе студент готов попробовать свои силы в работе, которая предполагает элементы научного поиска, исследования, нестандартного подхода. Педагогическая требовательность при оценивании должна постепенно нарастать и в содержательном плане и в речевом проговаривании. Особое внимание стоит обратить на интеллектуальные способности, элементы творчества, самостоятельность. Педагогический такт при этом позволяет минимизировать эмоциональное переживание критики, неудачи.
На старших курсах студент начинает осваивать еще и потенциальный (перспективный) статус — социально-профессиональный. Его особенно волнует практическая значимость, полезность получаемых знаний для будущей профессиональной деятельности и жизни в обществе, поэтому на данный аспект необходимо обратить особое внимание и в преподавании материала и в оценке деятельности студента.
Эффективным средством развития и саморазвития интеллектуальной сферы личности является, как доказывает педагогический опыт, самооценка и оценка учебной деятельности сокурсников.
Допускается, что задача формирования субъекта познавательной деятельности требует включения в учебно-методический комплекс преподавателя мониторинга обученности и развития личности студента. Это может быть личная карта выполнения различных видов деятельности за весь период изучения предмета и ее оценки, результативности. Такой мониторинг, с одной стороны, позволяет контролировать процесс результативности обучения, с другой стороны, своевременно менять методы педагогического воздействия с целью формирования субъектных качеств личности студента.
Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод о том, что субъектом познавательной деятельности студент выступает в том случае, если он способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним учебных задач, чему в немалой степени способствует продуманная педагогическая оценка. Педагогическая оценка нацеливает и стимулирует познавательную деятельность студента на саморазвитие и способность к нему.
Опыт показывает, что формирование творческого потенциала личности студентов через вовлечение в исследовательскую работу поможет выпускнику быть более самостоятельным, успешно взаимодействовать с коллегами по работе, быть психологически готовым к изменению вида и характера профессиональной деятельности в новых экономических условиях.
Формирование навыков самостоятельности способствует обеспечению достаточной конкурентоспособности выпускника в современных экономических условиях.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.