1 ноября в Технопарке УрГПУ состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы духовно-нравственного развития и патриотического воспитания детей и молодежи». Организаторами выступили Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области, Уральский государственный педагогический университет и институт общественных наук УрГПУ, Ассоциация кадетских образовательных организаций, классов и клубов Свердловской области, Екатеринбургский кадетский корпус войск национальной гвардии РФ.
От имени и.о. министра образования и молодежной политики Свердловской области Светланы Тренихиной и от себя лично участников конференции приветствовал Денис Протасов – заместитель министра, директор департамента молодежной политики:
– Сегодня патриотическое воспитание наших школьников, студентов, да и молодежи в целом – это одна из ключевых тем. И патриотическое, и духовно-нравственное направления воспитания у нас были всегда. Сила нашей армии и военно-морского флота – то, на что мы должны опираться. Но мы также должны опираться на вас, педагогов, потому что вы – те, кто доносит информацию до школьников, студентов вузов и системы СПО. Надеюсь, на конференции мы услышим о тех направлениях, которые нам нужно развивать. Со своей стороны, мы будем этому содействовать и помогать вам в деле воспитания нашей молодежи.
Фото - uspu.ru
От лица и.о. ректора Уральского государственного педагогического университета Юрия Биктуганова и от себя лично с приветственным словом выступила проректор УрГПУ по образовательной и научной деятельности Маргарита Кусова:
– Желаю, чтобы это событие было интересным, плодотворным. Наш университет реализует гражданско-патриотическое направление с 1996 года, и поэтому можно говорить о преемственности. За плечами у нас огромный опыт работы по воспитанию молодежи, который мы можем аккумулировать, который мы можем осмыслять. Важно, что здесь сегодня присутствуют не только опытные педагоги, но и обучающиеся. Их совместная работа поможет нам объединить идеи технологии для лучшего решения задач, которые требует время.
Игорь Удинцев, директор Екатеринбургского кадетского корпуса, пожелал участникам конференции эффективно поработать и передать свой опыт молодежи.
Владимир Кутырев, президент Ассоциации кадетских образовательных организаций, классов и клубов Свердловской области, один из непосредственных организаторов конференции, рассказал, что такие конференции и семинары появились в ответ на запрос педагогического сообщества, которое занимается патриотическим воспитанием, и отметил, что в Свердловской области идет огромная работа, опережающая по масштабу и качеству многие другие российские регионы. Не случайно помимо очных участников к конференции онлайн подключились участники из Челябинской области, Удмуртии, Башкортостана и других субъектов РФ.
– От того, как мы воспитываем новое поколение, зависит будущее нашей страны, – подчеркнул Владимир Кутырев.
Пленарное заседание модерировали д-р культурологии, профессор, зав. кафедрой философии, социологии и культурологии УрГПУ Наталья Симбирцева и д-р культурологии, профессор, директор Института образовательных стратегий Ирина Мурзина.
Заседание открыл доклад Юрия Разинова, д-ра филос. наук, доцента Самарского национального исследовательский университета имени академика С.П. Королёва «Парадигмы патриотизма: отечество vs родина». Юрий Анатольевич исследовал понятия «отечество» и «родина» с точки зрения их семантики и сравнил с аналогичными терминами в других языках. В основе слов «патриотизм», «отечество» (так же, как, к примеру, и в немецком Vaterland) лежит представление об отце – сильной, властной фигуре хозяина и защитника. «Родина» относится скорее к фигуре матери и связана с семантикой дома и очага, тепла и безусловной любви (в немецком языке этому слову соответствует слово Heimat). Чувство родины относится к категории ценностей, отношение к государству лежит в области интересов. Эти оттенки смысла и содержания необходимо учитывать в практической воспитательной работе, наполняя «большой» патриотизм, относящийся к государству, «малым», относящимся к малой Родине и связанным с невыразимыми или трудновыразимыми чувствами принадлежности и любви к своей земле, роду, культурным традициям и т.д.
Татьяна Быстрова, д-р филос. наук, профессор Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург) в своем докладе «Социальная роль школьных музеев» обозначила те новые тенденции, что появились в последние годы в музейном деле. Роль музеев как собирателей и хранителей культурно-исторических артефактов остается актуальной, но в то же время на первый план выступают интерактивность – активное участие зрителя в процессе погружения в прошлое, инклюзивность – доступность музейного пространства для всех, внимание к истории повседневности, частной жизни, судьбам конкретных людей.
– Патриотизм – это не только высокие моменты и значимые события. Это то, что вплетено в рутину нашей жизни, в наше ежедневное взаимодействие друг с другом. Например, стоит задуматься о том, какими словами мы называем место, где живем, – отметила Татьяна Юрьевна.
Особая роль в современном музее принадлежит куратору, человеку, который становится проводником и посредником между посетителем и экспозицией. Отношения «человек и музей» отходят от традиционной модели, где только музей является субъектом просвещения, трансляции знаний. Теперь это двусторонний процесс обмена знаниями и опытом. Все вместе это меняет наполнение музейных экспозиций, включая и школьные музеи. В качестве примера музея, созданного в новом формате, Татьяна Юрьевна привела музей Лицея им. С.П. Дягилева в Екатеринбурге.
Ада Бернатоните, кандидат искусствоведения, доцент Томского государственного педагогического университета, подключившись онлайн, прочитала интереснейший доклад «Тема Великой Отечественной войны в советской мультипликации». Ада Казимировна представила историю освещения этой темы в мультипликации и отметила, что у мультипликации есть свои, доступные только этому жанру средства выразительности, которые позволяют емко, ярко, эмоционально донести какую-либо идею до максимального количества зрителей. Ада Казимировна привела в пример песню «Дремлет притихший северный город», которая появилась благодаря мультфильму Романа Качанова «Крейсер «Аврора»:
– Очень многие идеологические, культурные, социальные аспекты, которые общество впитало в себя, появились именно благодаря мультипликации.
Если говорить об освещении темы Великой Отечественной войны, Ада Казимировна отметила несколько тенденций: мультфильмы, продолжающие традицию антифашистской карикатуры, мультфильмы с фантастическим началом, мультфильмы культурно-идеологической направленности, обращенные непосредственно к детям и рассказывающие о подвигах детей в годы войны.
Советник министра образования и молодежной политики Свердловской области Клавдия Лузина рассказала о промежуточных итогах реализации педагогического проекта «От Сталинграда до Берлина», который возник в январе 2023 года и был поддержан Правительством Свердловской области и рекомендован для реализации всем образовательным организациям. В проекте 15 маршрутов – направлений изучения истории Великой Отечественной войны (например: «Города-герои», «Города трудовой доблести», «Города воинской славы», история военной поэзии, песен, кинематографа и т.д.) Проект рассчитан до декабря 2025 года, впереди еще год работы.
– Нашей целью было погрузить ребят в события Великой Отечественной войны, сохранить историческую память, сохранить историческую правду. Задача проекта – не изучение сражений или жизненного пути великих полководцев. Задачей было показать через этот проект образец человекостояния всего советского народа, всей огромной страны. Как народ перенес все эти тяготы и не сломался, сохранил свое достоинство, свое государство, – рассказала Клавдия Афанасьевна.
Ирина Котина, представитель Синодального комитета РПЦ по взаимодействию с казачеством (г. Москва) в докладе «Духовно-нравственное воспитание в системе непрерывного образования казаков» рассказала о формировании морального стержня, нравственной составляющей в воспитании казака и подробно остановилась на одном из эпизодов русской истории – Иканском сражении 1864 года, которое произошло во время экспансии русской армии в Туркестан, и в котором героически отличились уральские казаки.
Ирина Мурзина, д-р культурологии, профессор, директор Института образовательных стратегий (г. Екатеринбург) выступила с докладом «Региональные культурно-образовательные проекты: результаты и перспективы». В частности, Ирина Яковлевна рассказала о большом культурно-просветительском проекте «Мы – уральцы», реализуемом при поддержке Министерства образования и молодежной политики Свердловской области:
– Когда мы говорим о ценности нашего региона, мы пытаемся показать, какие возможности, в том числе творческие, для детей, для подростков, для студентов, для педагогов существуют в рамках нашего проекта. Направления проекта мы определили в трех векторах: информационно-просветительский, книгоиздательский и образовательный.
Так, в 2024 году был реализован подпроект «Музейная академия» – об инновационной деятельности школьных музеев. Результатом совместной работы Ирины Мурзиной и Татьяны Быстровой стали научно-методические материалы для педагогов, а также бесплатный и общедоступный онлайн-курс музейной педагогики.
Затем работа конференции продолжилась в 4 секциях: «Героико-патриотическое воспитание в системе образования: направления и практики», «Духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание в урочной и внеурочной деятельности: опыт реализации предметных областей Основы религиозных культур и светской этики (ОРСКЭ) и Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)», «Образовательная урбанистика: освоение городских пространств и практики соучаствующего проектирования», «Музейная педагогика: вовлечение школьников в социально активную и творческую деятельность». В секциях приняли активное участие педагоги школ, колледжей, вузов и организаций дополнительного образования, студенты, школьники.
Источник: Медиацентр УрГПУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.