От малой родины – к большому Отечеству: в УрГПУ прошла Всероссийская конференция, посвященная духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи

03.11.2024 221

1 ноября в Технопарке УрГПУ состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы духовно-нравственного развития и патриотического воспитания детей и молодежи». Организаторами выступили Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области, Уральский государственный педагогический университет и институт общественных наук УрГПУ, Ассоциация кадетских образовательных организаций, классов и клубов Свердловской области, Екатеринбургский кадетский корпус войск национальной гвардии РФ.

От имени и.о. министра образования и молодежной политики Свердловской области Светланы Тренихиной и от себя лично участников конференции приветствовал Денис Протасов – заместитель министра, директор департамента молодежной политики:

– Сегодня патриотическое воспитание наших школьников, студентов, да и молодежи в целом – это одна из ключевых тем. И патриотическое, и духовно-нравственное направления воспитания у нас были всегда. Сила нашей армии и военно-морского флота – то, на что мы должны опираться. Но мы также должны опираться на вас, педагогов, потому что вы – те, кто доносит информацию до школьников, студентов вузов и системы СПО. Надеюсь, на конференции мы услышим о тех направлениях, которые нам нужно развивать. Со своей стороны, мы будем этому содействовать и помогать вам в деле воспитания нашей молодежи.

Фото - uspu.ru

От лица и.о. ректора Уральского государственного педагогического университета Юрия Биктуганова и от себя лично с приветственным словом выступила проректор УрГПУ по образовательной и научной деятельности Маргарита Кусова:

– Желаю, чтобы это событие было интересным, плодотворным. Наш университет реализует гражданско-патриотическое направление с 1996 года, и поэтому можно говорить о преемственности. За плечами у нас огромный опыт работы по воспитанию молодежи, который мы можем аккумулировать, который мы можем осмыслять. Важно, что здесь сегодня присутствуют не только опытные педагоги, но и обучающиеся. Их совместная работа поможет нам объединить идеи технологии для лучшего решения задач, которые требует время.

Игорь Удинцев, директор Екатеринбургского кадетского корпуса, пожелал участникам конференции эффективно поработать и передать свой опыт молодежи.

Владимир Кутырев, президент Ассоциации кадетских образовательных организаций, классов и клубов Свердловской области, один из непосредственных организаторов конференции, рассказал, что такие конференции и семинары появились в ответ на запрос педагогического сообщества, которое занимается патриотическим воспитанием, и отметил, что в Свердловской области идет огромная работа, опережающая по масштабу и качеству многие другие российские регионы. Не случайно помимо очных участников к конференции онлайн подключились участники из Челябинской области, Удмуртии, Башкортостана и других субъектов РФ.

– От того, как мы воспитываем новое поколение, зависит будущее нашей страны, – подчеркнул Владимир Кутырев.

Пленарное заседание модерировали д-р культурологии, профессор, зав. кафедрой философии, социологии и культурологии УрГПУ Наталья Симбирцева и д-р культурологии, профессор, директор Института образовательных стратегий Ирина Мурзина.

Заседание открыл доклад Юрия Разинова, д-ра филос. наук, доцента Самарского национального исследовательский университета имени академика С.П. Королёва «Парадигмы патриотизма: отечество vs родина». Юрий Анатольевич исследовал понятия «отечество» и «родина» с точки зрения их семантики и сравнил с аналогичными терминами в других языках. В основе слов «патриотизм», «отечество» (так же, как, к примеру, и в немецком Vaterland) лежит представление об отце – сильной, властной фигуре хозяина и защитника. «Родина» относится скорее к фигуре матери и связана с семантикой дома и очага, тепла и безусловной любви (в немецком языке этому слову соответствует слово Heimat). Чувство родины относится к категории ценностей, отношение к государству лежит в области интересов. Эти оттенки смысла и содержания необходимо учитывать в практической воспитательной работе, наполняя «большой» патриотизм, относящийся к государству, «малым», относящимся к малой Родине и связанным с невыразимыми или трудновыразимыми чувствами принадлежности и любви к своей земле, роду, культурным традициям и т.д.

Татьяна Быстрова, д-р филос. наук, профессор Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург) в своем докладе «Социальная роль школьных музеев» обозначила те новые тенденции, что появились в последние годы в музейном деле. Роль музеев как собирателей и хранителей культурно-исторических артефактов остается актуальной, но в то же время на первый план выступают интерактивность – активное участие зрителя в процессе погружения в прошлое, инклюзивность – доступность музейного пространства для всех, внимание к истории повседневности, частной жизни, судьбам конкретных людей.

– Патриотизм – это не только высокие моменты и значимые события. Это то, что вплетено в рутину нашей жизни, в наше ежедневное взаимодействие друг с другом. Например, стоит задуматься о том, какими словами мы называем место, где живем, – отметила Татьяна Юрьевна.

Особая роль в современном музее принадлежит куратору, человеку, который становится проводником и посредником между посетителем и экспозицией. Отношения «человек и музей» отходят от традиционной модели, где только музей является субъектом просвещения, трансляции знаний. Теперь это двусторонний процесс обмена знаниями и опытом. Все вместе это меняет наполнение музейных экспозиций, включая и школьные музеи. В качестве примера музея, созданного в новом формате, Татьяна Юрьевна привела музей Лицея им. С.П. Дягилева в Екатеринбурге.

Ада Бернатоните, кандидат искусствоведения, доцент Томского государственного педагогического университета, подключившись онлайн, прочитала интереснейший доклад «Тема Великой Отечественной войны в советской мультипликации». Ада Казимировна представила историю освещения этой темы в мультипликации и отметила, что у мультипликации есть свои, доступные только этому жанру средства выразительности, которые позволяют емко, ярко, эмоционально донести какую-либо идею до максимального количества зрителей. Ада Казимировна привела в пример песню «Дремлет притихший северный город», которая появилась благодаря мультфильму Романа Качанова «Крейсер «Аврора»:

– Очень многие идеологические, культурные, социальные аспекты, которые общество впитало в себя, появились именно благодаря мультипликации.

Если говорить об освещении темы Великой Отечественной войны, Ада Казимировна отметила несколько тенденций: мультфильмы, продолжающие традицию антифашистской карикатуры, мультфильмы с фантастическим началом, мультфильмы культурно-идеологической направленности, обращенные непосредственно к детям и рассказывающие о подвигах детей в годы войны.

Советник министра образования и молодежной политики Свердловской области Клавдия Лузина рассказала о промежуточных итогах реализации педагогического проекта «От Сталинграда до Берлина», который возник в январе 2023 года и был поддержан Правительством Свердловской области и рекомендован для реализации всем образовательным организациям. В проекте 15 маршрутов – направлений изучения истории Великой Отечественной войны (например: «Города-герои», «Города трудовой доблести», «Города воинской славы», история военной поэзии, песен, кинематографа и т.д.) Проект рассчитан до декабря 2025 года, впереди еще год работы.

– Нашей целью было погрузить ребят в события Великой Отечественной войны, сохранить историческую память, сохранить историческую правду. Задача проекта – не изучение сражений или жизненного пути великих полководцев. Задачей было показать через этот проект образец человекостояния всего советского народа, всей огромной страны. Как народ перенес все эти тяготы и не сломался, сохранил свое достоинство, свое государство, – рассказала Клавдия Афанасьевна.

Ирина Котина, представитель Синодального комитета РПЦ по взаимодействию с казачеством (г. Москва) в докладе «Духовно-нравственное воспитание в системе непрерывного образования казаков» рассказала о формировании морального стержня, нравственной составляющей в воспитании казака и подробно остановилась на одном из эпизодов русской истории – Иканском сражении 1864 года, которое произошло во время экспансии русской армии в Туркестан, и в котором героически отличились уральские казаки.


Ирина Мурзина, д-р культурологии, профессор, директор Института образовательных стратегий (г. Екатеринбург) выступила с докладом «Региональные культурно-образовательные проекты: результаты и перспективы». В частности, Ирина Яковлевна рассказала о большом культурно-просветительском проекте «Мы – уральцы», реализуемом при поддержке Министерства образования и молодежной политики Свердловской области:

– Когда мы говорим о ценности нашего региона, мы пытаемся показать, какие возможности, в том числе творческие, для детей, для подростков, для студентов, для педагогов существуют в рамках нашего проекта. Направления проекта мы определили в трех векторах: информационно-просветительский, книгоиздательский и образовательный.

Так, в 2024 году был реализован подпроект «Музейная академия» – об инновационной деятельности школьных музеев. Результатом совместной работы Ирины Мурзиной и Татьяны Быстровой стали научно-методические материалы для педагогов, а также бесплатный и общедоступный онлайн-курс музейной педагогики.

Затем работа конференции продолжилась в 4 секциях: «Героико-патриотическое воспитание в системе образования: направления и практики», «Духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание в урочной и внеурочной деятельности: опыт реализации предметных областей Основы религиозных культур и светской этики (ОРСКЭ) и Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)», «Образовательная урбанистика: освоение городских пространств и практики соучаствующего проектирования», «Музейная педагогика: вовлечение школьников в социально активную и творческую деятельность». В секциях приняли активное участие педагоги школ, колледжей, вузов и организаций дополнительного образования, студенты, школьники.

 

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*