31 октября в Уральском государственном педагогическом университете состоялась Всероссийская конференция «Социальная психология в социальных практиках: проблемы и перспективы исследования психологической помощи семьям участников (ветеранов) специальной военной операции».
В мероприятии приняли участие более 300 человек, среди них студенты УрГПУ (институт психологии, институт иностранных языков, институт общественных наук и др.), представители научного сообщества и психологических служб из Екатеринбурга и Свердловской области, Москвы и Московской области, Самары и Самарской области, Мелитополя и других регионов России. Мероприятие началось с Гимна Российской Федерации. С приветственным словом к участникам обратился и. о. ректора УрГПУ Юрий Биктуганов.
- Ранее, как министр образования и молодежной политики Свердловской области, на территории нашего региона я сталкивался с разными проблемами, связанными с детьми участников СВО. Как помочь им? Как урегулировать отношения между сверстниками? Какие конфликты на этой почве возникают? Эта тема сегодня очень важна для всех нас, живущих в суверенном государстве, которое строит суверенную систему образования. Современное поколение педагогов уже сейчас оказывает всестороннюю поддержку семьям участников СВО, которые, не жалея жизни, защищают наше государство, культуру и ценности. И тема взаимоотношений с детьми участников СВО является сейчас одной из самых актуальных, ведь дети – это наше будущее. Сегодня наш университет приглашает всех познакомиться с теми, кто реально помогает семьям участников СВО, узнать, на каком уровне выстроена их работа, какова в этом роль общественных организаций, наших психологов и волонтеров, которые могут быть полезными в данной области. Желаю, чтобы это событие стало значимым для каждого из нас, – отметил Юрий Иванович.
Фото - uspu.ru
Заместитель военного комиссара Свердловской области, полковник, ветеран боевых действий в Сирийской Арабской Республике, ветеран СВО, кавалер ордена Мужества, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени Алексей Жуков в своем приветствии отметил, что до службы в военкомате он прошел все командные должности, начиная от командира взвода до командира полка. В должности командира полка он принимал участие в специальной военной операции.
- Я не понаслышке знаю, каково солдату, обычному бойцу в окопе в ходе ведения боевых действий. Я знаю, через что он проходит, что испытывает психологически и какой он возвращается домой, в общество. К сожалению, вынужден констатировать, что война – это не парад красивых танков, война – это прежде всего насилие. И ветеран боевых действий, пропустив все это через себя, перешагивая через изувеченные тела противника, наблюдая, как гибнут его товарищи, возвращается с этой картиной мира обратно в общество.
В развитых странах есть целая программа по реабилитации военнослужащих, ветеранов боевых действий, за каждым закрепляется психолог. В нашей стране еще есть, над чем работать в данном направлении. Военнослужащий возвращается, в большинстве случаев имея, кроме психологических расстройств, называемых посттравматическим стрессовым расстройством, еще и физические увечья, навсегда изменяющие его образ жизни. Я сам это испытал, не имея возможности больше года двигаться нормально, а сейчас стою перед вами с протезом внутри. Для меня больше недоступны многие спортивные занятия. Очень много моих подчиненных утратило части тела, но благодаря фондам и системе здравоохранения Министерства обороны РФ они протезированы. Сейчас мы пытаемся вернуть их к нормальной жизни.
Фото - uspu.ru
И здесь очень важна роль психологических служб. От того, насколько регулярно и продуктивно вы будете практически работать с семьями военнослужащих, зависит уровень их адаптации и социализации в обществе, что обеспечит и его стабильность, и стабильность государства в целом. Желаю, чтобы наша конференция перешла в практическую плоскость, в которой я вам желаю больших успехов. Вы инженеры человеческой психики, сейчас от вас многое зависит. Большое вам спасибо, – подчеркнул Алексей Жуков.
Заместитель руководителя филиала Государственного фонда «Защитники Отечества» в Свердловской области по медицинскому сопровождению Игорь Лишний подчеркнул, что организация психологической помощи участникам СВО и семьям погибших выделена в Фонде в отдельное направление:
«Наряду с решением социальных и медицинских вопросов, вопросов трудоустройства, психологическая помощь стоит в отдельном ряду. За время работы Фонда в Екатеринбурге за помощью к психологу обратилось более 500 человек. Из них порядка 400 – это семьи погибших, 330 человек из них – это дети, нуждающиеся в помощи. Поэтому задача, которая стоит перед вами, очень ёмкая и трудная. Я, как специалист с базовым медицинским образованием, считаю, что психологическое здоровье нации начинается с технологического здоровья ребенка. Желаю вам успехов в вашем непростом труде».
Главный внештатный педагог-психолог Свердловской области, заведующий кафедрой психологии образования УрГПУ Наталия Васягина в приветственном слове еще раз акцентировала, что конференция посвящена обсуждению вопросов, которые имеют архиважное значение для каждого из нас:
- Специальная военная операция находит отклик в сердце каждого, и она не может не оказывать прямого или косвенного влияния на тех, кто живет сегодня и будет жить завтра. Перед нами, как перед психологической службой системы образования, стоит очень важная и сложная задача – обеспечить доступную и качественную помощь членам семей участников СВО, особенно если в этих семьях есть дети. И в этом плане именно система образования обладает уникальными ресурсами и возможностями. Во-первых, на сегодняшний момент наша психологическая служба в РФ является самой многочисленной и насчитывает более 55 тыс. специалистов-психологов, поскольку мы работаем со всеми субъектами образования – начиная со ступени дошкольного образования и заканчивая ступенью высшего образования. Помимо самих обучающихся, мы работаем с их семьями, поскольку семья является полноценным и полноправным субъектом образования и активным участником образовательного процесса. А, следовательно, все то, что происходит в семье, не остается незамеченным и для системы образования и общества. По сути, мы имеем доступ к каждой конкретной семье.
Говоря о конкурентном преимуществе системы образования, мы понимаем, что с обучающимися в системе образования работают не только педагоги-психологи, но и любые другие педагогические работники. Наверное, самым близким ребенку является классный руководитель, который может наблюдать за его эмоциональным самочувствием и состоянием, который находится в прямом контакте и диалоге с родителями. И, имея определенные профессиональные компетенции, именно педагогические работники чаще всего замечают первые признаки неблагополучия или проблем в семье. А, следовательно, именно педагогические работники имеют возможность купировать эти психологические проблемы или взять их в работу на ранних стадиях.
По словам Наталии Николаевны, каждый психолог понимает ответственность, которая ложится на его плечи: «Без опоры на педагогических работников, без создания условий для развития их компетенций, которые позволяют работать с разного рода неблагоприятными психологическими состояниями, которые владеют технологиями ресурсирования, отработки навыков жизнестойкости и т.д., мы не сможем решить столь глобальную и масштабную проблему. Перед педагогическими университетами стоит огромная и ответственная задача, связанная с научно-методическим обеспечением деятельности оказания психологической помощи и сопровождения семей участников СВО. И за этим стоит колоссальный педагогический труд, который сопряжен с проведением конкретных научных исследований, потому что любые инструменты, которые мы предлагаем профессиональному сообществу должны иметь научную базу, должны быть обоснованы, проверены, осмыслены и должны показать свою эффективность».
Фото - uspu.ru
Принципиально важно в этой связи, чтобы исследования проводились здесь и сейчас на нашей выборке, поскольку далеко не всегда объективная ситуация выглядит тем образом, какой она описана в известных учебниках. На базе полученных научных исследовательских данных педагогам-психологам предстоит разработать и апробировать эффективные инструменты.
- Нам принципиально важно обеспечить условия и разработать такие программы, при которых современные педагоги и педагоги-психологи будут готовы оказывать помощь каждому ребенку, будут видеть ситуацию, требующую вмешательства. И самое главное, мы должны обеспечить этими инструментами вас, будущих педагогов, педагогов-психологов, с тем чтобы завтра, приходя в образовательную организацию, вы были готовы к решению этих сложных задач. Конечно, только научное сообщество не способно в полной мере оценить и разработать технологии, поэтому мы очень плотно сотрудничаем с нашим профессиональным практическим сообществом – с Психологической службой системы образования, в которой сегодня в Свердловской области работает более 2000 специалистов высочайшего уровня. Именно в коллаборации с ними мы отрабатываем и оттачиваем эффективные инструменты, технологии методы психологической помощи. Уверена, мы сможем оказать поддержку нашим семьям и на уровне региона, а также сможем распространять и тиражировать наш опыт для эффективной реализации помощи всем семьям участников (ветеранов) СВО на территории РФ, – подчеркнула Наталия Васягина.
Далее Наталия Николаевна пригласила Юрия Ивановича для вручения диплома кандидата психологических наук нашему партнеру, выпускнику и аспиранту, заместителю директора Екатеринбургского филиала центра «ЛАДО» Наталье Шемпелевой, которая успешно защитила диссертацию по педагогической психологии.
Сегодняшняя конференция посвящена анализу и обсуждению проблем психологической помощи семьям участников и ветеранов специальной военной операции, обсуждению актуальных тенденций и перспектив развития семьи и личности в современных социальных условиях, обмену опытом и передовыми технологиями в области психолого-педагогического сопровождения и помощи семье и личности в сложных жизненных ситуациях.
Основными направлениями работы конференции стали:
- ценностно-смысловые основы психолого-педагогической помощи членам семей участников (ветеранов) СВО;
- теоретические и методологические проблемы психолого-педагогической помощи в трудных жизненных ситуациях в образовании;
- нравственно-аксиологический потенциал семьи, в том числе семей участников (ветеранов) СВО;
- методы и технологии психолого-педагогической помощи членам семей участников (ветеранов) СВО;
- подготовка специалистов – психологов, педагогов-психологов, социальных педагогов по оказанию психологической помощи семьям участников (ветеранов) СВО в образовании;
- работа с семьями участников (ветеранов) СВО в социальной сфере.
В ходе пленарного заседания с докладом выступила исполнительный директор Ассоциации социально ориентированных некоммерческих организаций Свердловской области – Ассоциация СО НКО Свердловской области (г. Екатеринбург) Светлана Глазкова, которая рассказала о создании Портала помощи ветеранам боевых действий и личном кабинете участника боевых действий и членов их семей, которые призваны стать единой точкой входа и помощи в адаптации к условиям мирной жизни.
О семье как ресурсе адаптации и жизнестойкости студентов-свидетелей боевых действий рассказали доценты кафедры психологии образования УрГПУ, кандидаты психологических наук Ксения Адушкина и Елена Григорян. Ученые представили результаты исследования, проведенного среди студентов Херсонского государственного педагогического университета, переселенных с родных территорий вследствие ведения боевых действий, вынужденный характер миграции которых совпал с началом обучения в вузе.
Опыт психологической поддержки семей участников СВО в системе образования Свердловской области представила Наталья Шемпелева, кандидат психологических наук, заместитель директора ГБУ СО «ЦППМСП «ЛАДО» (г. Екатеринбург). Доклады ученых УрГПУ также были посвящены актуальным вопросам. О специфике оказания экстренной психологической помощи в образовательной организации рассказала Елена Баринова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования. Систему психологической помощи и поддержки участников (ветеранов) специальной военной операции и их семей в педагогическом университете представила Екатерина Мазурчук, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования. О психологическом сопровождении обучающихся, переживающих кризисное состояние в условиях образовательной организации, рассказала Юлия Водяха, кандидат психологических наук, доцент УрГПУ.
Далее прошли мастер-классы. Директор Центра социализации и поддержки обучающихся УрГПУ Галина Халикова представила мастер-класс, где обсуждались вопросы, связанные с эмоциональным интеллектом – в каких сферах он важен, как он проявляется и на что он влияет. Кроме того, спикер подискутировала на тему, какие бывают эмоции – положительные и отрицательные, провела практику по квадрату настроения, где непосредственно разобрала, чем значима каждая эмоция и как важно ими управлять, как нужно попадать в тот или иной квадрат настроения, который отвечает за определенные эмоции и чем они полезны в разных сферах и видах деятельности. Также обсудили, для чего вообще эмоции необходимы человеку и какие вопросы необходимо задавать для того, чтобы повышать уровень осознанности и развивать эмоциональный интеллект, когда мы испытываем ту или иную эмоцию. «Например, если мы испытываем агрессию, важно задавать себе вопрос – что я пытаюсь сохранить. Если мы испытываем страх, то необходимо задать вопрос – в чем мне нужна безопасность. Потому что эмоции – это источник информации, они помогают нам думать, а также это ключ к правильному принятию решений, поэтому, прежде чем сделать выбор, необходимо понять, какой источник информации сейчас эта эмоция нам несет», – отметила Галина Халикова.
Приемы эмоциональной поддержки детей в кризисной ситуации обсудили на мастер-классе Нины Мазурчук, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и педагогической компаративистики, и Екатерины Мазурчук, кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии образования Уральского педуниверситета. Спикеры подробно рассмотрели понятие семьи, факторы риска и эмоциональной стабильности ребенка, разобрали его режим дня и приемы, способствующие повышению его эмоциональной устойчивости, отдельно остановились на кризисных состояниях. Озвученные приемы эмоциональной поддержки детей отработали в ходе интерактива с участниками встречи.
Фото - uspu.ru
Мастер-класс «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения детей из семей участников СВО: повышение жизнестойкости» провела педагог-психолог ГБУ СО ЦППМСП «ЛАДО» Ольга Селькова. Тема была рассмотрена в контексте повышения жизнестойкости детей-подростков, которые столкнулись с переживанием стрессовой реакции из-за участия их близких в СВО. В частности, были рассмотрены принципы позитивной психотерапии, позитивного мышления и этапы помощи таким детям.
Первый принцип – принцип надежды дает человеку понимание положительных составляющих любой ситуации в более широком контексте.
«И здесь очень важно расширять у таких детей восприятие кризисной ситуации, смотреть на нее не только с негативной стороны, но и искать в ней что-то позитивное, новый опыт понимания себя, этап развития», – подчеркнула Ольга Николаевна.
Следующий принцип – это принцип баланса четырёх сфер жизни человека, при котором внутренний конфликт понимается не только с точки зрения негатива, но и как способ развития определенных сторон личности.
«Умение найти баланс между чувствами и деятельностью, социальной активностью и достижениями – это как раз то, что помогает детям легче справиться со стрессом, с которым они столкнулись», – отметила Ольга Селькова.
Третий принцип – принцип развития, который связан с умением трансформироваться с учётом новой ситуации. И здесь важно научить детей 5-ти шагам самопомощи, которые будут способствовать поиску выхода из стрессового состояния и самим справляться с кризисными ситуациями, повышая свою жизнестойкость. Кроме того, говорили о контроле и управлении своим состоянием: каким образом можно понимать границы своих возможностей; как можно правильно распределять ресурсы; каким образом можно влиять на свое состояние в любой ситуации стресса, и особенно такой, которая затрагивает большое количество людей в нашей стране. Поговорили также про вовлеченность, так как для детей очень важно сохранить свои интересы и мотивацию на деятельность, несмотря на стрессовость ситуации, чтобы дальше продолжать развиваться. Обсудили, как с детьми поколения Z и альфа находить ответы на волнующие их вопросы – почему военный конфликт случился, зачем папа туда ушел, как можно переживать стрессовые эмоции и т. д. «С этими детьми обязательно нужно говорить о будущем, в том числе обсуждать его и ставить цели – на ближайшее или более отдаленное время. Это то, что помогает детям повысить устойчивость в такой сложной ситуации», – заключила Ольга Николаевна.
Всероссийская конференция «Социальная психология в социальных практиках: проблемы и перспективы исследования психологической помощи семьям участников (ветеранов) специальной военной операции» – первая по данной проблематике, но мы уверены, что цикл таких встреч станет регулярным и, конечно, привлечет внимание к решению проблем не только преподавателей и профессионалов данной области, но и студентов, поскольку они – будущее нашей страны.
Источник: Медиацентр УрГПУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.