18 октября в Уральском государственном педагогическом университете состоялась встреча исполняющего обязанности ректора УрГПУ Юрия Биктуганова с представителями прессы. Свои вопросы Юрию Ивановичу задали журналист 66.ru Вадим Швецов и главный редактор газеты УрГПУ «Народный учитель» Ирина Шаманаева
КАК ЗАЩИТИТЬ УЧИТЕЛЯ?
Вадим Швецов:
Юрий Иванович, вы оказались идеальным спикером, с кем можно поговорить о многих проблемах системы образования, не только школьного, но и высшего: вы были министром образования, стали ректором педагогического университета. И самая острая проблема, стоящая перед нами сейчас – дефицит учителей в школах. Перед интервью я написал в поисковой строке: «учитель школы Екатеринбург вакансии», и Интернет мне выдал более 100 объявлений. На ваш взгляд, в чем проблема?
Фото - uspu.ru
– Учителей и раньше не хватало – и в сельских школах, и в городских, и в Екатеринбурге. Я начал трудовую деятельность в 1980 году в 115-й школе на Уралмаше, в нашем городе, тогда еще Свердловске. Нас, студентов, привели туда на практику, и я остался там работать. Была вакансия учителя физики и астрономии, поэтому на нее взяли студента. Так что проблема была всегда. С другой стороны, вы говорите, не хватает педагогов. Но ведь все предметы ведутся, образовательная программа выполняется. А вот перегрузка учителей – это факт. Действительно, не каждый сможет работать в школе, не каждый, кто получил профессию учителя, сумеет – а это главное! – полюбить детей. Вот поэтому сегодня над этой проблемой активно будет работать наш университет. Мы участвуем в решении одной из главных задач, которая стоит перед Россией и Свердловской областью, а экономика нашего региона является в какой-то степени моделью экономики всей нашей большой страны. Не состоится школьник в качестве специалиста, инженера, рабочего и так далее, если у него не будет учителя в школе. Наша с коллегами задача сегодня – подготовка кадров, которые придут в школу и выполнят свою благородную и очень важную миссию.
Что нужно сделать, чтобы из университета непрерывно выходили учителя, готовые и умеющие учить детей?
– Этой работой мои коллеги здесь занимались и до меня. Процесс отлажен, качество подготовки специалистов на высоте. Любой преподаватель, приходя в университет, приносит знания в своей области и умение работать со студентами: коммуникабельность, способность ясно и доступно объяснять материал, уметь слышать и слушать студентов. Всеми этими важными качествами обладает наш профессорско-преподавательский состав. Я сам окончил этот университет и преподавал здесь, даже будучи министром образования. Поэтому ответственно говорю, что для подготовки студентов у нас есть и человеческие, и материальные, и методические ресурсы. Основные принципы были заложены еще в советской системе, но время не стоит на месте, и важно адаптировать эти принципы к сегодняшним реалиям. Сегодня очень многое зависит от профессорско-преподавательского состава, который занимается подготовкой учителей для системы образования. Главной во все времена остается способность мотивировать и вдохновлять студентов, передавать им базовые ценности и учить современным подходам. Все эти качества присущи преподавателям нашего университета.
Вы, будучи студентом, остались работать в школе после практики. А что сейчас можно сделать, чтобы сегодняшние студенты тоже оставались?
– У нас есть такая практика. Приняты изменения в Закон об образовании Российской Федерации, в соответствии с которыми студенты последних курсов педагогических университетов и колледжей имеют право работать в образовательных организациях. Это дает ребятам возможность как можно раньше войти в профессию и убедиться, что она действительно их. Наши студенты активно пользуются этой возможностью, порядка семисот человек работает в школах, в итоге очень многие трудоустраивается по специальности. Знаю по себе, что такой способ знакомства с профессией – самый эффективный. Я пришел в школу практикантом – и больше из нее не уходил. Правда, потом был перераспределен в другую школу, но все равно на всю жизнь остался в системе образования. Работая к школе, привыкаешь к этому распорядку, к обязанностям, чувствуешь себя востребованным. А когда человек знает, что его каждый день ждут, причем ждут дети – это становится призванием.
Что можно сделать, чтобы больше учителей оставалось в школе даже через три года, через пять лет?
– Отвечу как бывший министр образования, потому что опыт работы министром и принятые ответственные решения – это мой багаж, мое дело и моя гордость. Мы сумели сохранить нашим начинающим учителям, молодым специалистам, уровень зарплаты, равный педагогу 1-й категории. Вы приходите в школу – и сразу же получаете не только подъемные, но и зарплату на уровне учителей-стажистов. Наш регион может этим гордиться, спасибо за поддержку правительству Свердловской области и губернатору Евгению Владимировичу Куйвашеву. Есть и моральное поощрение, возможность получить звание «Заслуженный учитель Свердловской области», не в каждом регионе такое есть. Далее, субсидии на приобретение или строительство жилья. Их получили уже более трехсот педагогов. В муниципальных образованиях закладываются дома для педагогов и их семей, квартиры в этих домах будут передаваться учителям на условиях социального найма. Очень важным является сохранение в Свердловской области уникального санатория «Юбилейный» для оздоровления наших учителей и профилактики их эмоционального выгорания.
И еще важна методическая и психологическая поддержка молодых педагогов. Оказывать ее – это профессиональный долг руководителя, завуча, методиста. Завуч – значимый человек для молодого учителя, он становится наставником, анализирующим дефициты, которые надо проработать вчерашнему студенту. Практика тоже не новая, она существует с советских времен, когда после урока молодой учитель и наставник вместе садились и подробно разбирали, анализировали все, что произошло, это помогало уберечь учителя и от излишней самоуверенности, и от неверия в свои силы. Создание такой атмосферы внутри коллектива – обязанность руководителей образовательных организаций, и мы их в этом поддержим. Мы уже делаем это через Институт развития и образования. Здесь, в Уральском педагогическом, мы тоже сделаем упор на повышение квалификации именно директоров школ. Назрела реальная необходимость, чтобы в системе повышения квалификации руководителей были не только нормативно-правовые аспекты, но и ценностное отношение к учителям: именно директора, завучи школ могут и должны максимально поддержать учителей и сохранить их для школ, для детей, для родителей.
Профессия учителя имеет и другие профессиональные риски. Учитель, например, не защищен от травли. В начале года 2024 года в городе Братске дети записали на видео, как учительница кричит на них не в самой корректной форме, и выложили это в Интернет. Как поднимать престиж профессии учителя в таких условиях?
– Знаете, трудно защищать педагога, который допускает такие вещи. У нас есть, с одной стороны, учитель, который окончил вуз, обладает знанием педагогики, физиологии и психологии ребенка, имеет жизненный и профессиональный опыт. И есть ребенок, у которого ничего этого нет. Так кому из них нужна помощь? Нельзя учителю срываться. Чтобы этого не происходило, как раз и существуют меры по предотвращению профессионального выгорания, существуют льготы и преимущества, которые есть только в этой профессии. Например, отпуск два месяца летом. Поэтому очень разумно, грамотно надо подходить к работе с учителем: для этого и я говорю о необходимости курсов повышения квалификации руководителей образовательных организаций. Это ведь не только личная ответственность педагога. Директор школы отвечает за моральную, психологическую обстановку в коллективе учителей. Для этого он должен быть с ними рядом в работе и в объединяющих мероприятиях: спортивных сборах, трудовых десантах, походах. Учитель, который видит, что директор открыт, не постесняется, придет и поделится своей тревогами, проблемами. Чувствуя за собой поддержку, он не переступит черту.
Если учитель действительно качественно вкладывается в свою работу, это нелегкий труд. А зарплату нельзя назвать очень высокой. Есть сферы, где работа менее напряженная, и при этом получать можно больше. Как же мотивировать молодежь?
– У меня своя позиция в этой части. Есть указ Президента относительно заработной платы учителей, которая должна быть не ниже определенного уровня. Сейчас за эту зарплату учитель загружен до предела. Но он не будет зарабатывать меньше, в соответствии со все тем же указом, если его нагрузка станет ниже. Значит, мы, педагогический университет, должны подготовить больше учителей, сориентированных на работу в школе. Если мы эту работу выполним, в школы придет больше педагогов. Их нагрузка пропорционально снизится. А средняя заработная плата не уменьшится. Есть, я считаю, серьезный ресурс: психолого-педагогические классы в каждом муниципалитете. Кроме того, сегодня активно создаются первичные организации Движения первых. Ребята участвуют в таких проектах, как «Большая перемена», они участники олимпиадного движения, проходят через серьезные проекты в «Золотом сечении», побывали в лагерях «Артек», «Орленок», «Океан». Эти ребята – потенциальные лидеры. Так почему не заключить договор целевого обучения с ними и направить их на учебу в наш университет? В договоре надо продумать стипендию, предусмотреть выезды студента на лучшие практики Российской Федерации. Предоставить жилье по возвращении домой. Вот тогда гарантированно студент будет знать, зачем он учится, за что ему выплачивается стипендия, где и кем он будет работать, когда вернется. Повышенную стипендию должен обеспечить муниципалитет, потому что глава муниципального образования первый заинтересован, чтобы школы и детские сады у него работали. А откуда взять человеческие ресурсы? В своей же школе. Хороший директор планирует на 10 лет вперед, кто будет у него работать. И пока подходящий ребенок еще учится в школе, учитель возьмет его под опеку, будет работать с ним в рамках предмета, обеспечит практику, лабораторные работы, участие в олимпиадах. Это тонкая, индивидуальная работа, но другого варианта нет.
Разумеется, и договоры целевого обучения – не панацея. Это мера, которая поможет через какое-то время тем, кто сегодня работает в школе, снизить их нагрузку. Проблему сегодня нельзя затягивать, если мы процесс остановим, то лучше не станет. Срочно нужно над этим работать, вот мы и работаем.
УЧИТЕЛЬ СЕГОДНЯ: КАКОЙ ОН?
Ирина Шаманаева:
Для того, чтобы построить эффективно работающую систему образования, какие плюсы вы бы взяли из советской системы, и что из сегодняшнего дня?
– Многие аспекты советской системы образования могут быть полезны, но важно адаптировать их к сегодняшним современным реалиям, учитывать изменения общества и технологии, которые сегодня используются в образовательном процессе. Поэтому первое, что бы я взял из советской системы, это фундаментальные знания, упор на изучение таких базовых предметов, как математика, физика, литература, история. Второе – это организованность и дисциплина в учебном процессе. Третье – это воспитание патриотизма. Те воспитательные задачи урока, которые всегда были на каждом предмете, они сегодня очень актуальны и важны. Нельзя сегодня не говорить с нашими школьниками и студентами о событиях, которые вызывают уважение к истории российской науки, к людям, которые двигали научный прогресс, создавали мощь и славу нашей страны. И четвертое – акцент на научное мышление, эксперименты в обучении, развитие критического мышления наших студентов, обучающихся в университете.
Что касается сегодняшних тенденций в образовании, то это курс на развитие коммуникативных умений, современные методические приемы. Речь не только о новейших технологиях, но и о некоторых подзабытых вещах. Так, например, в 1990-е годы мы активно работали с опорными конспектами Шаталова, это была очень интересная и полезная технология, из которой выросли многие сегодняшние стандарты представления материала на презентациях, в докладах. А мы писали их заранее дома, а на уроке вставляли в диапроектор и светили на экран. Технические средства обучения, конечно, с тех времен ушли очень далеко.
Есть серьезная проблема: многие студенты-педагоги выпускаются с низким уровнем знания своего предмета. Как сделать, чтобы с фундаментальной частью стало лучше, чем сейчас?
– Ничего нового я не открою. Помню собственную практику на физическом факультете в 1976 году. Мы поступали с разными базовыми знаниями. Были ребята, которые учились в школах с углубленным изучением физики, и те, кто окончил обычные общеобразовательные школы. И в педагогическом институте весь первый месяц был посвящен тому, чтобы выровнять эти базовые знания. С нами с утра и до вечера только этим и занимались, чтобы мы выровнялись и смогли дальше изучать и математику, и теоретическую механику, и методику, и общую физику. Такая практика, на мой взгляд, может пригодиться для того, чтобы у наших ребят были прочные базовые знания. Далее они продолжат учиться по своей дисциплине и смогут стать великолепными предметниками, прийти в школу, стать теми сильными, авторитетными учителями, которых любят дети, уважают коллеги, ценят родители. Есть и вторая часть – это система повышения квалификации. Все проверочные мероприятия, которые сегодня существуют, а их много, при грамотном анализе могут быть полезны учителям. Через системные пробелы знаний школьников можно выйти на дефицит предметных знаний или методики преподаваемого предмета у педагога. И курсы повышения квалификации в педагогическом университете надо будет сориентировать на то, чтобы наши выпускники их проходили с учетом выявленных проблем. Мне бы хотелось, чтобы в нашем университете эта система была нацелена на помощь нашим выпускникам, работающим учителям. Они же все наши! И на нас лежит ответственность за их подготовку.
Программа повышения квалификации должна быть именно такой. Надо собирать данные, постоянно находясь в коммуникации со школами, муниципалитетами. Все директора институтов сегодня должны так работать, в каждом муниципалитете их должны знать в лицо. Потому что у нас общая задача – чтобы наши выпускники были конкурентоспособны и профессионально состоятельны. Поднимая уровень знаний, качество образования у студентов, мы опосредованно делаем это и для школьников. И в результате от этого только вырастет и уважение к школе и к работе учителя.
Как изменилась роль учителя в постиндустриальную, информационную эпоху? Какими качествами он должен обладать, чтобы быть адекватным своему времени?
– Я бы начал не с учителя, а с преподавателя вуза. Речь о том, какими качествами должен обладать преподаватель вуза, который будет готовить современных педагогов. Первое – преподаватель вуза должен обладать очень глубокими знаниями в своей области. Быть экспертом и постоянно обновлять свои знания. Второе – это коммуникабельность, умение доступно объяснить материал, слушать и понимать наших студентов. Третье – это способность применять инновационные методы преподавания и быть готовым к различным стилям обучения. Четвертое – уметь вдохновлять и мотивировать студентов к обучению и саморазвитию. Назову также организационные навыки. И, конечно, ответственность, способность к критике и самокритике, это тоже немаловажно. А учитель, получив от своего преподавателя эти навыки, будет нести их дальше. Одним из важнейших качеств обязательно должна быть технологическая грамотность как умение использовать современные инструменты для обучения. И, конечно, умение сделать учебный процесс разнообразным и увлекательным, то, что называется словом «креативность». Вот мой список, с ним можно поспорить. Я нормально отношусь к спорам и всегда готов выслушать мнение других своих коллег, потому что тоже учусь всю свою жизнь.
Не могу не задать вопрос о вашем личном опыте, который вам позволил увидеть систему изнутри, пройти её, так сказать, с самой первой ступени до верха. Что вам дал опыт работы учителем, директором?
– Я стал директором в 20 лет. Это была Саргаинская средняя школа в рабочем поселке лесорубов в Красноуфимском районе Свердловской области. В этом поселке, между прочим, как раз перед моим назначением снимали фильм «Тени исчезают в полдень», и все жители были под огромным впечатлением от общения со съемочной группой, с актерами. Их радушный прием, их тепло и доверие я никогда в жизни не забуду. Так начался мой управленческий опыт. Он был разный на разных уровнях. Есть четкая ответственность на уровне учителя (я не прекращал работу учителем) и на уровне директора. Но совмещение этих ролей позволило многое понять. Я давал открытые уроки родителям. Сам шел первый и показывал своим коллегам, как это делать. Показывал прогресс детей, повторяя эти уроки время от времени. Родители видели результаты моей работы. Видели, как дети работают у доски, ставят эксперименты, какая у них правильная, грамотная речь, сколько научных терминов они знают. Они гордились детьми, рос мой авторитет, это помогало нам всем делать общее дело. В то время я понял, что публичность, открытость очень важны для учителя и вызывают только уважение.
С позиции же директора, в части понимания нужд и задач системы образования самым важным стали ресурсы и межпредметные связи с другими учителями. Я не представлял изучение, допустим, темы «Вектор» без своего педагога по математике, чтобы у детей не было разнобоя в понимании предмета. Любой учитель мог спокойно прийти на урок ко мне, директору. Открытые уроки нужны не для критики и выявления недостатков, а для изучения методики и предметной составляющей другого учителя. Это расширяет опыт, методическую копилку, это взаимно обогащает всех.
Ну а когда я уже стал министром образования, для меня было важно в первую очередь поддержать не подведомственные министерству образовательные организации, а именно муниципальные школы, которые практически не имели ресурсов и были всеми брошены. Станции юннатов и юных техников были закрыты, детские сады тоже закрыты, здания распроданы. Картина была невеселая. Это и побудило меня взяться за проект строительства детских садов и оснащение школ, заставило активно включаться во все мероприятия Национального проекта «Образование», чтобы в школах появлялись оснащенные всем необходимым кабинеты химии, физики и технологии, открывались «Точки роста», IT-кубы, кванториумы. Все дети нашей области должны иметь возможности получить современное и качественное образование, и мы сделали для этого немало.
Юрий Иванович, это ваше первое программное интервью на посту ректора, оно появится на сайте вуза и первых страницах газеты. Поэтому я не могу не закончить просьбой о маленьком напутствии нашим студентам, будущим педагогам.
– Напутствие простое: учиться так, чтобы быть интересным себе и другим, прежде всего детям. Они всегда почувствуют во взрослом слабость, некомпетентность и фальшь, и будут относиться соответственно. Поэтому, чтобы дети вас уважали, занимайтесь самообразованием, учитесь добывать информацию. Включайте критическое мышление, умейте брать полезное и отсеивать вредные, разрушительные вещи, пагубно влияющие на личность. Будьте патриотами своей страны. Сегодня мы живём и работаем над главной задачей – обеспечить суверенную систему российского образования качественными педагогическими кадрами. Уверен, что мы получим их в вашем лице.
Беседовали Вадим Панов (66.ru) и Ирина Шаманаева
Источник: Медиацентр УрГПУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.