Киберпространство: риски и ресурсы сети Интернет

30.07.2024 317

Екатерина Сергеевна Пономарева, преподаватель кафедры «Юридическая психология и право» факультета «Юридическая психология» МГППУ

Интернет уже давно стал неотъемлемой частью жизни людей. Поэтому важным вопросом для обсуждения становится проблема возможностей и рисков, с которыми можно столкнуться в онлайн-среде.

В первую очередь рассмотрим, как соотносятся киберпространство и реальная среда. Отметим, что киберпространство – это, прежде всего, пространство Интернета, с которым люди взаимодействуют, с помощью технических устройств (компьютеров, мобильных телефонов и др.). Поведение людей в Интернете, в частности, взаимодействие друг с другом, отличается от того, что мы можем наблюдать в реальной среде. Например, Дж. Сулер описывает эффект растормаживания. Он выражается в том, что люди, взаимодействуя в Интернете, склонны чаще делать то, что в реальной действительности себе не позволили бы (например, делиться определенной информацией, совершать агрессивные действия, оказывать психологическую поддержку, приходить кому-то на помощь и многое другое). Этот эффект Дж. Сулер объясняет такими факторами как анонимность пользователя, невозможность воспринимать достоверный образ собеседника и его достраивание в соответствии с субъективными представлениями, возможность отсроченного ответа на сообщение, ощущение нереальности происходящего в Сети, а также равные условия получения различных достижений для всех пользователей.

Этим отчасти можно объяснить широкие возможности построения образа себя в Интернете, которые значительно шире, чем в реальности. Дополнительно исследователями отмечается, что вырабатываемые в Интернете социальные нормы гибче, чем в реальной действительности.

В то же время люди, особенно представители новых поколений, чаще воспринимают реальное и виртуальное пространства как единое целое. Например, люди легко совмещают реальное общение с онлайн-общением по видеосвязи. Подчеркнем, что, в целом, исследователи говорят об актуальности цифровой социализации как о важном процессе, дополняющем традиционную социализацию и обеспечивающем оптимальное включение в современное общество.

Особенности киберпространства, а также особенности взаимодействия людей в Интернете предполагают специфичность связанных с ними рисков. Одним из исследователей, составивших классификацию онлайн-рисков, была Г.У. Солдатова. Рассмотрим подробнее риски, которые ей удалось выделить:

  1. Контентные риски. Возникают, если пользователь сталкивается с неприемлемой для него информацией в Интернете.
  2. Коммуникационные риски. Возникают в ходе взаимодействия с другими пользователями в Сети. В том числе, в некоторых случаях, сюда включается публикация кем-то из знакомых личной информации (например, повседневных фотографий).
  3. Технические риски. Характеризуют угрозу программному обеспечению пользователя и целостности информации, которую он хранит в Интернете или в памяти электронного устройства. Один из распространенных примеров – это случайное скачивание вирусов.
  4. Потребительские риски. Нарушение прав потребителя в Интернете. Например, недобросовестные сделки и мошеннические действия.
  5. Чрезмерное использование Интернета. Стоит отметить, что не всегда то, что на первый взгляд указывает на интернет-зависимость, реально с ней соотносится. Например, в ранних исследованиях как один из признаков интернет-зависимости выделяли большое количество времени, проводимого в Интернете. Сейчас это, также как и возможность быть всегда на связи, рассматривается чаще как норма. В настоящее время интернет-зависимость, в основном, соотносят с негативным влиянием на качество жизнедеятельности.

Многие онлайн-риски соотносятся с отклоняющимся поведением в Интернете (например, с агрессивным поведением, мошенничеством, хакерскими атаками и др.).

Теперь рассмотрим подробнее ресурсы интернет-пространства. Как упоминалось выше, все более актуальным становится вопрос цифровой социализации.

С одной стороны, это связано с повышением устойчивости к факторам риска. Во многом этому способствует повышение цифровой грамотности – люди развивают навыки планирования и оценки своих действий в Интернете, учатся критически осмысливать получаемую информацию. Во-первых, это позволяет предупредить утечку личной информации. Во-вторых, способствует развитию адекватной оценки рискованных ситуаций и выбору наиболее подходящих вариантов действия. Это сказывается и на обсуждаемом становлении конструируемых в киберпространстве норм, которые предполагают ответственность за безопасность в Интернете себя и других людей.

С другой стороны, ресурсы Интернета можно связывать с происходящими информационными революциями, в результате которых ускорялась передача информации, повышалась ее доступность, улучшалось качество ее хранения, а также становилось менее важным физическое расстояние для обмена информацией и общения в целом. Таким образом, Интернет – это важный ресурс для саморазвития и коммуникации с другими людьми. С помощью него можно в кратчайшие сроки получать доступ почти к любой информации, пользоваться образовательными платформами для развития необходимых навыков и способностей, устанавливать контакт почти с любым человеком, а также получать психологическую помощь (как квалифицированную, так и в форме эмоциональной поддержки от обычных пользователей).

В заключение еще раз подчеркнем, что риски и ресурсы Интернета – это актуальная тема, в том числе ввиду их сильной изменчивости. В качестве одного из способов повышения устойчивости к рискам и эффективности использования ресурсов можно рассматривать развитие цифровой грамотности.

 

Источник: Отдел по информационной политике и связям с общественностью МГППУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*