25 июля в России в силу вступит закон, благодаря которому клиенты банков смогут вернуть деньги, похищенные мошенниками, без обращения в суд. По данным Центробанка, в прошлом году россияне лишились почти 16 миллиардов рублей. По новым требованиям банк будет обязан возместить украденное в течение 30 дней. Как будет работать механизм возврата похищенных денег, и остановит ли это волну финансовых мошенничеств, объясняет кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления УрГЭУ Майя Львова.
- Майя Ивановна, как банк отслеживает подозрительные переводы?
Банки обязаны отслеживать подозрительные операции по картам своих клиентов. К таким относятся несколько крупных денежных переводов за короткий срок, вывод средств сразу после их поступления на счет, переводы в другие страны или выполнение банковских операций ночью — нетипичное поведение владельца счета.
С 2020 года Центробанк регулярно проводит киберучения, где оценивается информационная безопасность банковских систем и возможный ущерб в случае реальных атак на инфраструктуру компании. Только в прошлом году участниками стали 373 финансовые организации. Решена проблема с подменой номера: теперь преступники не могут использовать IP-телефонию, которая была очень популярна еще пару лет назад.
Кроме того, банки ведут базы данных мошенников и сотрудничают с операторами связи. Так, если на смартфоне клиента установлен определитель номер, его предупреждают, что, вероятно, звонят аферисты. Также Банк России выявляет фишинговые ресурсы и инициирует их блокировку. В прошлом году были направлены обращения на ограничение доступа к 34 тысячам подозрительных интернет-ресурсов. Свыше 3 тысяч ресурсов заблокировано благодаря взаимодействию с регистраторами доменных имен.
- Как будет работать механизм возврата похищенных денег?
С 25 июля 2024 года банк будет обязан возместить украденное в течение 30 дней после обращения клиента, если одобрил перевод средств на счет, который находится в «черном списке» ЦБ РФ, или не удостоверился, что деньги переводятся с согласия владельца счета, или перевел деньги после того, как клиент сообщил, что потерял банковскую карту.
Еще одно нововведение – двухдневный «период охлаждения». Если клиент попытается отправить деньги на подозрительный номер, перевод задержат на 48 часов. Предполагается, что за это время человек может передумать или осознать, что имеет дело с аферистами, и отменить операцию. Кроме того, закон обязывает банки отключать доступ к дистанционному обслуживанию лицам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег, если информация о совершенных ими противоправных действиях поступила от МВД России.
- Введение нового закона - шаг навстречу клиентам банков?
Однозначно! Действия банков ориентированы на защиту своих ресурсов, своей репутации и защиты клиентской базы. Но если человек сообщил мошеннику личные и финансовые сведения (данные карты и владельца, трехзначный код с оборотной стороны карты или СМС-код), то ответственность с банка снимается.
Источник: Пресс-служба УрГЭУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.