В МГППУ адаптировали издание сказки «Репка» для слабовидящих

05.07.2024 313

Представители Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) по приглашению руководителя проекта Кондратьевой С.Ю. (РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург) стали участниками проекта «Книжка для каждого» Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих.

Магистрантка программы МГППУ «Организация коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития» Алёна Филатова и её научный руководитель Людмила Тишина, заведующая кафедрой «Специальное (дефектологическое) образование», представили адаптированную версию сказки «Репка» из цикла «Навстречу книге».

Фото - Отдел по информационной политике и связям с общественностью МГППУ

Серия состоит из четырёх частей: иллюстрированного текста сказки, напечатанного укрупнённым шрифтом, иллюстраций, выполненных графическими символами альтернативной и дополнительной коммуникации, игрового комплекса по сказке и методических рекомендаций по работе с серией книг для родителей и педагогов.

“Сама работа со сказкой предполагала адаптацию текста для детей с особыми образовательным потребностями. Я работала над уточнением и логикой построения содержательной стороны сказки, упрощением лексической составляющей, дополняла текст связками, необходимыми для понимания текста и построения цепочки событий, разделением труднопроизносимых слов на слоги, расстановкой ударений, - рассказывает Алёна Филатова. - Потом специалисты библиотеки использовали альтернативную и дополнительную коммуникацию для набора текста, чтобы печатная версия была доступна и детям с нарушением зрения.”

Также авторы разрабатывали игровые задания для уточнения понимания​ событий, героев, отдельных лексических компонентов текста и др., способствующих познавательному и речевому развитию. Например, расставить персонажей сказки по порядку, найти среди изображений других овощей именно репку, найти лишнего персонажа, подобрать инструменты, которые могли понадобиться дедушке для посева семян репки и др..

Одной из сложностей стала работа над содержательной стороной текста. Чтобы упростить понимание прочитанного, авторы разъясняли сложные обороты и сокращения. “Текст детской сказки "Репка" знаком каждому из нас, и на первый взгляд кажется, что смысл полностью понятен. Но если обратить внимание на первоначальный текст, то можно изменить множество сложных лексических оборотов, сокращений, а также трудное для восприятия начало сказки, - уточняет Алёна Филатова. -. Эти содержательные аспекты могут вызвать затруднение у детей с особенностями развития. Необходимо подобрать понятные детям слова, которые могут обеспечить​ понимание прочитанного ребенком дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.”

В процессе проведения занятий со студентами, осваивающими технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, профессор Людмила Тишина часто говорит: "Основная цель логопедической работы состоит в развитии речемыслительной деятельности ребенка. Всем нам хорошо известна сказка​ "Репка", и все мы без ошибок цитируем самое первое предложение:"Посадил​ дед репку". Но, когда-нибудь кто-то по-настоящему задумывался о том, как именно он её посадил: взял маленькую и закопал в землю?, посадил как на стул?, посадил как потом говорят "царя на трон"?, воткнул? Редко когда кто-то думает о том, о чем ребенок подумать и придумать не может: посадил - значит посеял, но не репку, а пока только её семена."

Фото - Отдел по информационной политике и связям с общественностью МГППУ

Для обложек и иллюстрации сказок использовались рисунки воспитанников детского сада «Кудесница» Петроградского района Санкт-Петербурга.

В следующем году проект получит продолжение. Планируется разработка материалов для работы над смысловой стороной процесса чтения с младшими школьниками с тяжёлыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Авторы уверены, что разработанные ими материалы могут использоваться для знакомства ребёнка с художественным произведением как в комплексе, так и в качестве самостоятельных изданий.

 


Источник: Отдел по информационной политике и связям с общественностью МГППУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*