Людей, которые занимаются сохранением и развитием народной музыки, песен, танцев, частушек, сказаний, обрядов, сегодня не хватает. А оберегать и популяризировать культурное достояние народов нашей страны надо. Об этом говорили 24 мая на заседании Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совфеде. Там предложили утвердить государственные образовательные стандарты в области нематериального этнокультурного достояния — включить такие направления и специальности в программы подготовки кадров в образовательных учреждениях, подведомственных Минкультуры и Минобрнауки. А также активнее привлекать студентов к сбору народных сказаний, легенд и песен.
В условиях внешних вызовов
В России живут представители 193 этносов, которые используют почти 300 языков, напомнил зампредседателя Совета Федерации Константин Косачев, открывая заседание. Нематериальные культурные ценности разных народов — это то, что делает их самобытными и отличающимися друг от друга, сказал сенатор. И в стратегии национальной безопасности России среди ключевых объектов защиты от угроз современности, по его словам, неслучайно есть и самобытность народов России.
«И то, что приходится эту самобытность в большей степени уже не просто сохранять, а охранять и защищать от внешних вызовов, тоже, увы, явление сегодняшнего дня», — признал политик.
Агрессивная политика Запада навязывает чуждые не только нам, но и подавляющему большинству народов планеты духовно-нравственные ценности, размывающие национальную и культурную идентичность народов, уверен Косачев.
«И в этих непростых условиях выработка непростых мер сохранения духовных скреп путем сбережения богатейшего многообразия нематериального этнокультурного достояния народов нашей страны становится важнейшей государственной задачей», — отметил он.
Он напомнил, что в октябре 2022 года приняли Закон «О нематериальном этнокультурном достоянии». Региональные законы о сохранении нематериального культурного наследия приняты пока только в 11 субъектах, в основном там, где проживают коренные малочисленные народы. Во многих регионах эти нормы закрепили в нормативно-правовых актах. И сейчас идет работа над формированием федерального государственного реестра объектов нематериального культурного достояния. «На местах предстоит еще очень большая работа по законодательному регулированию правоотношений в этой сфере», — отметил сенатор.
Глава Минфина предложил сохранить уровень НДФЛ в виде процентов по депозитам
Народные песни в цифре
Особое внимание сегодня нужно уделить популяризации народного творчества, считает директор Института гуманитарных исследований Уральского отделения РАН Александр Черных. По его словам, это нужно делать через кино-, телеформат и другие массовые медиа.
«Сегодня наше научное сообщество проигрывает в работе в этом направлении. Если мы посмотрим наши медиаресурсы, то какой только там информации нет, но она далека от тех научных знаний, которыми мы сегодня располагаем», — считает ученый.
Еще он обратил внимание на проблему с фольклорными этнографическими архивами в России.
«По сути дела, таких архивов вообще нет. Мы обсуждали с фольклористами вопрос о необходимости цифровизации материала, который находится на бобинах, кассетах — носителях, которые не отвечают современным требованиям», — сказал ученый.
Более того, в большинстве академических институтов нет даже структуры архивных учреждений, потому что в регламенте они не значатся, указал Черных. Он также призвал оказать господдержку академическим институтам и вузовским центрам, которые занимаются сохранением народного творческого наследия, проводят исследования. И как вариант — делать это через госзадания на эту тему.
Дорогами фольклора
Сегодня стоит активнее привлекать студентов к сбору и популяризации старинных песен, сказок и так далее, считает член Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Петр Тултаев. Он напомнил, что это обозначено как один из инструментов ранее утвержденной Концепции сохранения и развития нематериального этнокультурного достояния до 2030 года. И этот инструмент действительно может быть очень эффективным, считает сенатор. Он поделился собственным опытом, как, будучи студентом филологического факультета, во время летних каникул выезжал на практику в село. «Мы записывали старинные народные песни, сказания. Затем в ходе учебного процесса обрабатывали, систематизировали материал под руководством преподавателей. Дальше издавались сборники, альманахи. Все расходы оплачивал вуз», — сказал парламентарий.
Минобрнауки и Минпросвещения, по его мнению, стоило бы обратить на это более пристальное внимание и поддержать полноценный формат такой работы в учебных программах. Еще пора утвердить государственные образовательные стандарты в области нематериального этнокультурного достояния, уверен Тултаев.
«Нужно включить соответствующие направления и специальности в программы подготовки кадров в образовательных учреждениях, подведомственных Минобрнауки и Минкультуры», — считает он.
С этим согласен и Константин Косачев:
«Сегодня мало специалистов в этой сфере, они во многом утрачены. И мало преподавателей и ученых, которые могли бы подготовить таких специалистов».
Безусловно, эти проблемы придется решать. Поэтому по итогам обсуждения участники сформулируют конкретные предложения профильным ведомствам.
Источник: Парламентская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.